Вопросы

ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

ТЕКСТЫ

Практическое занятие 9-10

ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

ТЕКСТЫ

Ч.Диккенс. Рождественская песнь о прозе. Колокола. //Диккенс Ч. Собрание сочинений. В 10 т. - Т.8. - М., 1982 или др. издание.

Э.По. Черный кот. Месмерическое откровение. Падение дома Ашеров. Овальный портрет. Маска Красной смерти.

ПО Э. Избранное: Сборник. На англ. языке. М., 1983.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Сильман Т. Диккенс. Очерки творчества. - Л., 1970. Гл.5.

2. Тугушева М.П. Чарльз Диккенс. Очерки жизни и творчества. М., 1979.

3. Алпатов С. Рождество с Диккенсом //Литература: Приложение к газете "Первое сентября". М., 1996, номер, с. 14.

4. Брукс В.В. Писатель и американская жизнь. - Т.2. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1971. с.5-17. /"Эдгар По"/.

ТЕМА: НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СЕРЕДИНЫ 19 ВЕКА

Задание: посмотреть в Библейской энциклопедии характеристику царя Ахава.

ПЛАН:

1. Главный конфликт и проблематика романа Н.Готорна "Алая Буква". Кто из героев и почему достойно выносит свой крест? Против чего направлен роман и какова авторская позиция?

2. Проблематика и художественная новизна лирики Э.Дикинсон. Авторский идеал, сочетание веры и сомнения, мечта Бога и любимого человека. Символы и метафоры, своеобразие пунктуации и рифмовки.

3. Роман-предупреждение Г.Мелвилла "Моби Дик, или Белый Кит". Сочетание философской символики и производственно-бытовой конкретики. Образ Ахава. Роль Исмаила. Смысл финала.

4. Сходное и различное в поисках художников, сочетание духовно-нравственного идеала с социальной критичностью. Кто из авторов и почему вам ближе?

Н.Готорн. Алая буква.

Г.Мелвилл. Моби Дик, или Белый Кит.

Э.Дикинсон. Это - письмо мое Миру...

Говорят, Время смягчает...

Я узнаю - зачем - когда кончится Время...

Если сердцу - хоть одному - не позволю разбиться...

Наш Мир - не завершенье...

Я - Никто...

Я ступала с доски на доску...

Я все потеряла дважды...

/В книге: Г.Лонгфелло. Песнь о Гайавате. У.Уитмен. Стихотворения и поэмы. Э.Дикинсон. Стихотворения. - М., 1976. - или другие издания с поэзией Э.Дикинсон/.

Антология английской и американской поэзии. На англ. языке.- М., 1972.

1. Павлычко С.Д. Философская поэзия американского романтизма: Эмерсон, Уитмен, Дикинсон.- Киев, 1988.

2. Ковалев Ю.В. Герман Мелвилл и американский романтизм.- Л., 1972.

3. История всемирной литературы. Т.6. М., 1989.- С.567-571, 577-582; Т.7.- М., 1991.-С.547-549. /Готорн,Мелвилл, Дикинсон/.

4. Маркова В. Предисловие к книге: Дикинсон Эмили. Стихотворение. М., 1981. С. 3-22. - или - Венедиктова Т.Д. Поэзия Эмили Дикинсон: потаенные страницы американского романтизма // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология.- 1990.- № 5.- С.27-35.

5. Брукс В.В. Писатель и американская жизнь. Т.2. Пер. с англ.- М., 1971.- С.18-27 /"Эмили Дикинсон"/.

1. Эстетические взгляды Ф. Стендаля и роль писателя в становлении французского реализма. Особенности конфликта и воплощение «теории любви» Стендаля в новелле «Ванина Ванини». Сочетание романтических и реалистических начал в новелле. Новелла в школьном изучении.

2. Лирический герой и специфика любовного конфликта в «Книге песен» Г. Гейне. Сентиментально-трагические мотивы. Фольклорные традиции. Романтическая ирония. Лаконизм формы.

3. «Рождественские повести» Ч. Диккенса. История появления замысла, духовно–нравственная направленность и жанрово–стилевое новаторство. Место фантастики (с подробным анализом одной из повестей). Христианские истоки авторского оптимизма.

4. Новеллистика Э. А. По. Решение нравственного конфликта как возмездия за совершенное зло, сочетание правдоподобного с исключительным («Падение дома Ашеров», «Черный кот» и другие произведения). Э. По как родоначальник детектива («Убийство на улице Морг» и др.) и научной фантастики («Низвержение в Мальстрем»).

5. Американский фольклор середины 19 века. Фольклор «белый» и «черный», эпический и лирический. Гиперболизм и утилитаризм как его характерные черты.

6. Роман Г. Флобера «Госпожа Бовари» как «трагедия ложных идеалов», важнейшие персонажи, сюжет. Отражение в нем эстетических принципов писателя. Объективизм и пессимизм авторской позиции.

7. Изображение психологии «естественного человека» в новеллах П. Мериме «Маттео Фальконе», «Кармен», «Таманго». Спор с руссоизмом. Проблематика и своеобразие формы. Переход к реалистическому отражению жизни. Место образа рассказчика-француза.

8. Эстетические принципы Ш. Бодлера. Сборник «Цветы зла»: смысл названия, композиция, циклы, проблематика. Изображение моральной двойственности земной любви и красоты. Трагизм мироощущения, бунтарские мотивы. Новаторство художественной формы.

9. Песенное творчество П.- Ж. Беранже и его специфика. Традиции и новаторство в его поэзии, тематика, образ автора.

10. Духовно–нравственный смысл романа Ч. Диккенса «Торговый дом «Домби и сын». Основные герои. Символика, элементы сказки и готики.

11. Конфликт человеческой души и мира как основа лирики Эмили Дикинсон. Место природы и Бога в ней. Тематика стихов и своеобразие авторской интонации. Новаторство формы стиха.

12. Проблема самостояния личности в условиях всеобщего поклонения богатству в романе О.де Бальзака «Отец Горио». Полицентрический характер романа. Образы отца и дочерей Горио, Э. де Растиньяка, Вотрена. Место произведения в «Человеческой комедии».

13. Сатирический роман У. М. Теккерея «Ярмарка тщеславия»: его проблематика, ведущие образы. Специфика жанра: черты кукольного театра, традиции моралистической литературы 18 века. Пессимистический взгляд Теккерея на человеческую природу.

14. «Моби Дик» Г. Мелвилла как роман – притча и роман – предупреждение. Символический смысл ведущих образов. Особенности романной формы.

15. Тематическое и художественное своеобразие поэзии У. Уитмена. Абсолютизация человеческих возможностей, философская направленность.

16. Роман О. де Бальзака «Шагреневая кожа» как философский фундамент «Человеческой комедии». Его проблематика, двойная мотивация событий. Символика образов. Авторская позиция.

17. Изображение губительности страсти к стяжательству в повести О. де Бальзака «Гобсек». Философия жизни героя, его отрицательные и положительные черты, смысл финала. Образы графов де Ресто, Максима де Трая, Дервиля и Фанни Мальво. Место произведения в «Человеческой комедии». Повесть в школьном изучении.

18. Своеобразие романтизма Э. А. По. Тематика, трагизм и рационализм его поэзии. Её музыкальность, метафоричность и символизм (на примере поэмы «Ворон»).

19. Любовная лирика Г. Гейне 1830 – 1850-х гг. Лирический кризис поэта 1830 – 1840-х гг. («Новые стихотворения»). Попытка синтеза духовного и плотского в «Романцеро» и в «Стихотворениях 1853 – 1854 гг.». Влияние на Гейне традиций: революционно – атеистических в 1830 – 40-х гг. и религиозно – библейских в 1850-х гг.

20. «Посмертные записки Пиквикского клуба» Ч. Диккенса как юмористическая христианская утопия. Элементы пиккарескного романа, сказки и пародии (или роман «Приключения Оливера Твиста»: проблематика, влияние готического романа и сказки, моральная направленность и смысл финала – на выбор отвечающего).

21. Основной конфликт в романе Н. Готорна «Алая буква». Главные герои. Символика. Авторская позиция.

22. Проблема существования в мире ложных ценностей в новеллах П. Мериме «Этрусская ваза» и «Двойная ошибка». Беда и вина героев, особенности композиции, переход к эллипсной новелле.

23. Литературное и общественное движение Западной Европы и США 1830 – 1871 гг. Основные черты и этапы развития европейского реализма, особенности американского романтизма.

24. Изображение трагедии человека, служащего своим страстям, в романе Ф. Стендаля «Красное и черное». Образы Жюльена Сореля, госпожи де Реналь и Матильды де Ла – Моль. Особенности композиции. Смысл финала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: