ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
ТЕКСТЫ
Практическое занятие 6 - 7
ТЕКСТЫ
Практическое занятие 5
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
44 Мериме П. Избранные новеллы. На франц. языке. 2-е изд. - М.,
М 52 1959.
1. Луков В.А. Проспер Мериме. - М., 1983.
2. Виппер Ю.В. Мериме //История всемирной литературы. В 9 т. - М., 1989. Т. 6. С. 206-213.
3. Фрестье Ж. Проспер Мериме. - М., 1987 /перевод с франц./.
4. Практические занятия по зарубежной литературе. Под ред. Н.П. Михальской и Б.И. Пуришева. М., 1981. С. 128-142. /"Кармен"/
ТЕМА: ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ ГЕНРИХА ГЕЙНЕ
Задание: посмотреть определение "романтической иронии"
ПЛАН:
1. Юношеский романтический идеал любви как возвышенного сродства душ. Трагизм и романтическая ирония в изображении любви /сборник "Юношеские страдания", "Лирическое интермеццо"/. Анализ "Лорелеи" /"Не знаю, что стало со мною..."/.
2. Разочарование лирического героя в романтическом идеале, усиления иронии, появление сарказма. Художественное своеобразие лирической миниатюры Гейне /сборники "Возвращение на родину", "Северное море"/. Стихотворение "Довольно, пора забыть этот вздор...".
3. Кризис любовной лирики: поэзия "свободной любви" /сборник "Новые стихотворения"/. Торжество плотского и утилитарного отношения. Стихотворение "Доктрина".
4. Любовная лирика Г. Гейне последних лет жизни: попытка синтеза души и плоти. Чем она близка ранней поэзии, чем отличается? /сборники "Романцеро"; Стихотворения 1853-1854 г.г./. Анализ "Поля битвы при Гастингсе". Влияние жанра баллады, новые черты в лирике.
Гейне Г. Сборники: Юношеские страдания. Лирическое интермеццо. Возвращение на родину. Северное море. Новые стихотворения. Романцеро. Стихотворения 1853 и 1854 гг.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гейне в воспоминаниях современников: М., 1988.
2. Гиждеу С.П. Лирика Генриха Гейне. - М., 1983. - или - Гиждеу С.П. Генрих Гейне. - М., 1964.
3. Дейн Ал. Судьбы поэтов. Гердерлин. Клейст. Гейне. - Изд.2-е. М., 1974.
4. Анненский И.Ф. Гейне и его "Романцеро" //Анненский И.Ф. Избранные произведения. Л., 1988. С.557-567.
ТЕМА: РОМАНЫ Ч. ДИККЕНСА 1836-18488 ГГ. /"ЗАПИСКИ ПИКВИКСКОГО КЛУБА" И "ДОМБИ И СЫН"/
Задание: посмотреть определение "юмора" и "сатиры", их различие.
ПЛАН:
1. Общая периодизация творчества Ч. Диккенса.
2. История создания "Посмертных записок Пиквикского клуба". Основные персонажи роман, место мистера Пиквика.
3. "Записки Пиквикского клуба" как христианская утопия, элементы просветительского романа и сказки. Своеобразие юмора. Почему в нем счастливый финал?
4. "Торговый дом", "Домби и сын" как синтез реалистического романа и рождественской повести.
а/ Образы Поля и Флоренс и проблема идеального героя. Какие герои романа воплощают в себе добро?
б/ Что убивает семью Домби и что воскрешает ее? Символика в романе.
5. Какие темы и идеи занимали Ч.Диккенса при написании романов, его основные художественные достижения 1836-1848 гг.
Диккенс Ч. Посмертные записки Пиквикского клуба. Домби и сын. - Любое издание.
42 Диккенс Ч. Посмертные записки Пиквикского клуба. На англ.язы-
Д 45 ке. - М., 1949.
Диккенс Ч. Домби и сын. На англ.яз. Т.1-2.- М., 1955.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Сильман Т.И. Диккенс: Очерки творчества. - Л., 1970.
2. Пристли Д.Б. Два Уэллера //Пристли Д.Б. заметки на полях. - М., 1988. С. 91-105.
3. Честертон Г.К. Диккенс. Пер. с англ. - М., 1982.
4. Вязанкина Л.А. "...Засвидетельствовать безграничную теплоту и искренность ваших чувств..." "Домби и сын" Ч.Диккенса в 7 классе // Литература в школе. - 1995, номер 4. С. 79-82.
5. Практические занятия по зарубежной литературе /Под ред. Н.П.Михальской и Б.И.Пуришева. - М., 1981. С. 142-148.
ТЕМА: ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В РАССКАЗАХ /STORIES/ Ч.ДИККЕНСА И Э.ПО СЕРЕДИНЫ 40-Х ГГ.
Задание: занятие ориентировано на работу с текстом, на анализ и сопоставление. Тексты обязательно должны быть прочитаны и принесены с собой.
ПЛАН:
1. Моральная направленность и просветительская "Рождественских рассказов" Ч.Диккенса. Почему они связаны с праздником Рождества? Сущность добра и зла и их место в человеческой жизни. Программа духовного спасения человека, роль литературы и общества в этом.
2. Своеобразие сочетания фантастического и натуроподобного, его обусловленность мировоззрением автора. Как решается автором проблема смысла человеческой жизни.
3. Истоки и место добра и зла у Эдгара По. Эстетизация смерти и страдания, тяготения к "страшному" рассказу /арабеске/. Почему рассказы Э.По подавляют? Представление писателя о Боге, связано представление о Боге с нравственностью?
4. Сходное и различное в трактовке Ч.Диккенса и Э.По проблем добра и зла. Чья эмоциональная и нравственно-философская интонация вам ближе. Почему?