Поль-Мари Верлен(1844-1896)-один из величайших французских лириков, еще при жизни получил титул "певца упадка и печали". Да и сам он не единожды причислял себя к "проклятым поэтам", существующим "без завтрашнего дня". Без сомнения, в его творчестве с предельной искренностью и полнотой выразились острое ощущение трагизма жизни, чувства разочарованности, усталости, безысходности - те "сумеречные" настроения "конца века", которые овладели значительной частью французской интеллигенции в этот период.
Верлен родился в г. Меце в семье военного инженера, учился в парижском лицее Бонапарта, после его окончания служил в различных учреждениях. В 1863 г. он публикует свое первое стихотворение "Господин Прюдом", в котором рисует сатирический портрет французского буржуа. В 1870 г. Верлен [43] женится на девушке из буржуазной семьи и посвящает ей один из лучших своих сборников "Добрая песня".
В это же время поэт сближается с молодыми литераторами, будущими коммунарами, и активно сотрудничает в оппозиционных режиму изданиях. Верлен полон радостного ожидания грядущих перемен, верит в возможность осуществления идеалов Свободы, Равенства и Братства. Он всем сердцем приветствует Коммуну и стремится непосредственно участвовать в ее делах, возглавив "бюро прессы" парижской ратуши.
После событий "кровавой недели", опасаясь преследований, Верлен вынужден покинуть Париж и возвращается в столицу лишь осенью 1871 г. Он тяжело переживает разгром Коммуны и крушение связанных с нею надежд, погружается в отчаяние и апатию, много пьет, нарастает его отчужденность и одиночество в семье. Тогда же происходит его знакомство с 17-летним А. Рембо, которого Б. Пастернак назвал "злым гением" Верлена. Этот "сын солнца", отвергавший все общепринятые нормы морали, сыграл важную роль в жизни поэта. Под его влиянием Верлен порывает с семьей и отправляется бродяжничать по дорогам Франции, Бельгии, Англии.
Возвратившись во Францию, Верлен пытается работать, [44] много пишет (хотя до 1882 г. ему не удалось опубликовать ни одного своего стихотворения), становится широко известен в литературных кругах, приобретает много поклонников и учеников. В 1894 г. его даже избирают "королем поэтов" вместо умершего Леконта де Лиля. Однако это не спасает Верлена от нищеты. Последние годы жизни проходят между тюрьмой, куда он попадает за драки и пьяные скандалы, и больницей для бедных, в которую его часто приводит вконец расстроенное здоровье. В 1896 г. в больнице же поэт и умирает, скандально знаменитый.
Введение
Франция во второй половине XIX - начале XX века определяла общее направление движения европейской культуры. Здесь родились многообразные художественные течения и школы (натурализм, импрессионизм, символизм, кубизм и др.), получившие затем мировое признание; появились новые виды искусства (кинематограф); наметились тенденции, ставшие ведущими в искусстве собственно XX столетия. Развитие французской культуры было тесно связано с процессами, происходившими в общественно-политической, социальной и духовной жизни страны.
Последняя треть XIX в. была одним из самых драматических периодов в истории Франции,
Тогда представители французской культуры остро ощутили исчерпанность прежних идей и понятий (философских, научных, художественных), составлявших на протяжении нескольких веков основы западной цивилизации.
В начале XX века особую популярность во Франции приобрела философия Ф. Ницше, ставшая апофеозом силы, жизненной энергии "сверхчеловека", стоящего "по ту сторону добра и зла".
Не меньшее воздействие на французское искусство имел А. Бергсон, основные труды которого были опубликованы в 90-е гг. Задача искусства, по его мнению, заключается не в изображении реальной действительности, а в выявлении "молчаливых, как музыка, нюансов" души художника. Тем самым Бергсон теоретически сформулировал принципы, на которые бессознательно опирались французские символисты.
Интенсивность и напряженность научной и художественной жизни делает Париж признанным культурным центром Европы. В 1878, 1889 и 1900 гг. здесь происходили Всемирные выставки, собравшие большое количество участников.
На этот период приходится и небывалый расцвет французского изобразительного искусства. Тогда каждый художник имел свое видение мира и стремился найти собственные средства его выражения.
Его блестящими представителями в живописи были также А. Сислей, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро и др.; в скульптуре - О. Роден. Их художественные открытия стали отправной точкой дальнейших поисков постимпрессионистов П. Гогена, В. Ван Гога, П. Сезанна и пуантилистов П. Синьяка, Ж. Сера. В 90 - 900-е гг. получили развитие такие направления в живописи, как символизм О. Редона, Г. Моро, примитивизм А. Руссо, ориентализм А. Матисса, искусство А. Модильяни и др. Одновременно отмечался и подъем французской музыкальной культуры, которую представляли композиторы К. Дебюсси, М. Равель, Сен-Сане, Ц. Франк, Ж. Массне.
Заключение.
Созданные импрессионистами произведения искусства являются для нас и будущих поколений. Они стоят как бы вне времени, не устаревают и продолжают жить своей внутренней жизнью на продолжении существования человечества. Искусство вечно. Наверное, в этом наше счастье
Эти художники вписали яркую главу в историю реалистического искусства XIX века. Их заслуга в том, что они страстно боролись со всеми штампами холодного академизма и с бравурной пошлостью, идейным убожеством салонного искусства того времени стремились к воплощению возвышенных идей и чувств, разрешению посредством искусства сложных этических и психологических проблем своей эпохи.