double arrow

Градостроительство стран древнего мира

Готический стиль в интерьере

Варианты готического стиля можно разделить на две основные группы: северную и южную. На севере - твердые породы древесины, резьба по дереву и перенесению в мебельное искусство архитектурных форм. Украшали мебель в основном ажурным орнаментом и складками. На юге - полутвердые породы древесины (в основном хвойные), неглубокий резной орнамент с растительными элементами, завитками и лентами. Эти неглубокие резные орнаменты часто покрывали краской красных и зеленых цветов.

Для готического интерьера характерно: дощатые или кафельные полы, Стены облицовываются деревом, остекляют окна, настенная живопись, Потолки обычно деревянные, камин.

различают четыре основных вида украшения филенок:

1) ажурный орнамент;

2) лиственный орнамент;

3) ленточное плетение;

4) т. н. parchemin plie — стилизованный резной орнамент, в виде свитка сырой кожи с закрученными краями или имитации фактуры ткани, собранной в складки, типичный для французской мебели XV века.

Выше: 185. Сундук, богато украшенный ажурным орнаментом, рамочно-филеночная вязка, XV в.
186. Простая скамья, XV в. 187. Складной стул со спинкой. 188. Кресло с нижней частью в форме сундука, XV в. 189-192. Мебельные детали с ажурным орнаментом. 193. Буфет, высокая готика, ок. 1422-1453 г. 194. Кровать с пологом, полностью покрытая текстилем, XV в. 195. Кресло с нижней частью в форме сундука, филенки в форме складок, XV в.

Большинство древних городов возникло в переходный период от первобытно-общинного строя к рабовладельческому в результате отделения ремесла от земледелия.

Первые города возникли в 4 – м тысячелетии до н. э. на территориях плодородных долин больших рек: Тигра и Евфрата, Инда, Нила, Хуанхе и на побережье Средиземного моря.

Предшествовавшей городам формой расселения были городища, то есть укрепленные поселения родовых общин.

Общие черты: стремление к максимальному использованию природных условий (возвышенности, реки, острова); укрепление валами, рвами, стенами; использование местного материала (дерево, камень, кирпич сырец); небольшие размеры; один вход; капища – священные участки (менгиры, дольмены, идолы - храмы)

Города Древнего Востока

Градостроительство древнего Египта

• природно-климатические условия:

узкая (1 – 3 км) и длинная (1000 км) лента плодородной земли вдоль реки Нил.

Цикличность в разливе и спаде нильских вод с июля по декабрь – разлив Нила.

0,5 года на сбор урожая (выращивание)

• социально-экономические и политические факторы:

история Древнего Египта делится на периоды:

1. Раннее царство 3000-2800 гг. до н. э.

2. Древнее царство 2800-2250

3. Среднее царство 2050-1700

4. Новое царство 1580-1070

5. Греко-римский период 330-395 гг. н.э.

1. В период раннего царства города были небольшими хорошо укрепленными круглыми в плане (г. Нехеб, совр. Эль-Каб).

2. Древнее царство – столица Мемфис вдоль Нила – 14 км (в поперечнике 7 км) с севера на юг весь город пронизывала многокилометровая улица. Рядом с Мемфисом расположены Некрополи (на плато ливийской пустыни) – поминальные храмы, пирамиды и мастаба Саккаре, Абусире, Дашуре и Гизе.

3. Строительство монументальных некрополей связано с заупокойным культом, который должен служить идеи вечности и незыблемости государственного строя.

Для погребения фараонов строились пирамиды; чиновников и жрецов – мастаба – большие гробницы ступенчатой формы.

Некрополи занимали огромные территории, на которых царили определенный порядок и строгая система координат, соответствовавшая странам света.

Именно в период Древнего Царства стали строиться поминальные сооружения в виде крупных объемно-пространственных ансамблей, хорошо обозревавшихся с далеких точек.

Древнейшим ансамблем является поминальный комплекс в Саккара, размеры 545 х 278м. в центре – главный планировочный элемент - 60-метровая ступенчатая пирамида (прямоугольная в плане) Джосера. Комплекс окружен стеной, высотой 9 м. Автор – зодчий Имхотеп. Единственный вход.

В ансамбле доминировали метрически повторяющиеся элементы.

В 1-ой половине III тысячелетия до н.э. в Гизе были построены три гигантские пирамиды: 1) Хеопса (146,6 м высота, основание 233м)

2) Хефрена (143,5м; 215,3м)

3) Микерина (62,0м; 108,4м)

рядом с главными пирамидами имелось около 7 тысяч захоронений, среди которых были небольшие пирамиды и мастаба.

В основе плана ансамбля лежит координатная сетка, ориентированная по сторонам света. Фактически монументальные объемы пирамид формировали искусственный ландшафт геометрически правильных холмов, как бы уходивших в бесконечность ливийской пустыни.

Во времена Среднего царства был освоен обширный район Фаюмского оазиса, где возникло несколько новых поселений и среди них первый регулярный город Кахун (2000 г. до н.э.) Небольшой прямоугольный в плане город (360 х 280 м) строился для администрации и рабов в связи со строительством пирамиды и системы каналов. Западная часть (для рабов) расположена ниже по рельефу и отделена невысокой внутригородской стеной. Единственная улица пересекала этот однообразный район с севера на юг.

Восточную часть города занимали жилые дома привилегированных жителей. Вдоль северной городской стены располагались дома фараона и его приближенных. Улица западно-восточного направления пересекала город. В восточной части – рынок.

Кахун имел идеально правильную планировку улиц, так как он создавался по единому плану.

Совершенно иную картину можно наблюдать в планировке и застройке крупных, постепенно складывавшихся городов, таких как Фивы.

Г. Фивы возник в III тысячелетии до н.э. размеры г. Фивы аналогичны размерам Мемфиса. Крупные столичные центры отличаются следующими закономерностями:

1. свободное развитие города вдоль реки 2. сооружение некрополей на левом (западном) берегу Нила 3. размещение жилых городских районов возле очередной резиденции фараона или храма. 4. наличие протяженной монументально оформленной дороги вдоль правого берега Нила, объединявшей главные храмы и основные жилые районы.

Расцвет г. Фивы связан с периодом Нового Царства, когда в Фивах были построены главные храмовые комплексы Карнака и Луксор.

Храм в Карнаке строился еще в эпоху Среднего Царства. При фараоне Тутмосе I было сооружено святилище, окруженное стеной, построены входные пилоны, перед которыми поставлены два обелиска высотой 23 метра.

При Аменхотепе III (1455-1419 гг.) к храму Амона пристроены новые святилища и пилоны. Одновременно к югу от храма Амона сооружен храм богини Мут, а к северу храм бога Монту. Система пилонов и аллея сфинксов соединили эти два храма в единое архитектурное целое. Отсюда начинается аллея сфинксов длиной 3,5 км, соединявшая храм Амона в Карнаке с храмом Амона в Луксоре.

При Рамзесе II (1317-1251гг до н.э.) в храме Амона в Луксоре был построен знаменитый Гипостильный зал.

Архитектурно-планировочная композиция храмов в Фивах имеет динамический характер, которому соответствовало чередование метрически протяженных аллей сфинксов с нараставшим в сторону святилища ритмом пилонов – преград.

В период нового царства на левом берегу Нила строились заупокойные храмы Ментухотепа, царицы Хатшепсут, Тутмоса III, Аменхотепа III, Рамзеса II и многих других фараонов. Однако захоронения их всячески скрывались. Гробницы фиванских правителей находились в Долине Царей, расположенной в Ливийской пустыни, в отдалении от храмов, выходивших к реке.

Между левобережными и правобережными сооружениями, несмотря на значительное расстояние (3,5 км), существовала визуальная связь. Оси храмов были ориентированы по сторонам света (церемония натягивания веревки), то есть служили своеобразным календарем, по которому жили египтяне.

В 1419-1400 гг. столицей Египта стал город Ахетатон (между г. Мемфисом и Фивами) вдоль реки. Основные дворцовые и храмовые комплексы связывала главная дорога, проходившая параллельно реке и засаженная пальмами. Смена прямолинейной аллеи со сфинксами озелененной дорогой – большое новшество. Её называли Царской дорогой или улицей Великого жреца. В центральной части Ахетатона имелись и другие улицы, часть которых повторяла направление главной, а другие пересекали город и направляли к реке.

В городе Ахетатона было три дворца: северный, центральный и южный. Северный (112 х 142 м) прямоугольный в плане, носил характер загородной усадьбы, служил для пиров и развлечений и принадлежал царице Нефертити. Все помещения дворца группировались вокруг внутреннего двора и бассейна.

Центральный дворец 300 х 700 м пересекался Царской дорогой и делился ею на 2 части. В приречной размещались залы для приемов, в восточной – покои фараона. Обе части дворца соединялись мостом, проходившим над главной улицей. Стены, потолки, полы дворца расписывались изображениями растительного и животного мира Египта.

Южный дворец 60 х 120 м состоял из двух обнесенных стеной участков, в центре которых располагались водоемы, имеющие культовое значение.

Храмы Амона представляли собой чередование пилонов, открытых дворов и колонных зальных пространств. Построены они были из кирпича и облицованы камнем.

Жилая застройка:

Вперемешку с домами богачей располагались жилые дома ремесленников, глинобитные хижины бедняков. Здесь была найдена мастерская скульптора, в которой найдены скульптурные изображения Эхнатона и Нефертити.

Дом богатого египтянина занимал обширный участок, на котором располагались службы, конюшни, помещения для рабов и слуг, склады продовольствия, сад и святилище. Дом располагался в центре участка и его помещения группировались вокруг главной парадной комнаты.

Дома возводились из сырцового кирпича, колонны и перекрытия – из дерева, камень употреблялся в ограниченном количестве. Большая часть домов была побелена.

Особое место в жилой архитектуре Ахетатона занимал Восточный квартал рабов. Квадратный в плане (69 х 69 м), окруженный стеной поселок, в котором размещались дома строительных рабочих, возводивших столицу.

Постоянство и стойкость градостроительных традиций.

Пирамиды, обелиски, пилоны, сфинксы контуры которых как бы вписывались в радиусы солнечных лучей, свидетельствовали о глубокой взаимосвязи архитектурных образов с философско-религиозными представлениями и научными наблюдениями древних египтян. Колонны с капителями в виде цветков лотоса или соцветий папируса говорят о художественной интерпретации окружающей природы.

Типология египетских городов постепенно развивается:

1.круглый маленький город. 2. укрепленный прямоугольный. 3. города рабов. 4.города – святилища. 5. города – столицы огромных размеров. 6. ориентация храмовых комплексов на отдельные небесные светила и созвездия

7.толичные и храмовые города были своеобразной земной проекцией известного египтянам космического мироздания.

Египетская градостроительная культура одна из наиболее самобытных и богатых в художественном отношении. Она оказала сильное влияние на развитие градостроительства и в Европе и в Азии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: