double arrow

Проза Крылова. Восточная повесть Каиб, журнал Почта духов, ложные панегирики (по выбору). Шутотрагедия Подщипа


Жанр басни в литературе второй половины 18 века (ДИ Фонвизин ИИ Химницер. Дмитриев)

Тираноборческая трагедия в русской литературе последней трети 18 века (Сумароков, Княжнин Николев)

Углубление тираноборческой темы на последнем этапе развития русской трагедии эпохи классицизма, сказавшееся в поздних трагедиях Сумарокова, особенно заметно в творчестве Якова Борисовича Княжнина. Его трагедия «Росслав» полемична по отношению к насаждавшемуся Екатериной представлению об «образцовом послушании» и «преданности» монаршей воле как высшем долге русского человека, основе его национального характера. В трагедии выведен образ героя-патриота, ненавидящего тиранию, разграничивающего любовь к отечеству и слепое повиновение. В трагедии Н. П. Николева «Сорена и Замир» насильственное ниспровержение тирана не только оправдывается, оно объявляется долгом подданных: Эта трагедия Николева заканчивается сценой возмущения подданных против власти тирана. Но пафос пьесы Николева значительно радикальнее. Своего высшего накала пафос тираноборчества достигает в трагедии Княжнина «Вадим Новгородский». Конфликт основан здесь на столкновении двух правд — правды идеального монарха Рюрика, призванного на царство новгородцами, с гордой непреклонностью идеального республиканца Вадима, отстаивающего исконную «вольность» новгородских граждан, равенство их перед лицом закона. И хотя побеждает Рюрик, Вадим погибает морально не сломленным, не поколебленным в правоте своих убеждений. Он произносит строгий суд над своими согражданами: в них он видит «гнусных рабов», которые сами просят неволи. В словах соратника Вадима Пренеста выносится приговор не одному лишь деспотизму как извращенной форме монархии, но и вообще самодержавию, ибо оно развязывает руки деспотизму, рождает его непроизвольно, независимо от личных качеств монарха. В подобных тирадах Екатерина II, напуганная революционными событиями во Франции, увидела прямую крамолу. Тираж «Вадима Новгородского» она поэтому предписала «сжечь публично». В политических тенденциях русской трагедии от Сумарокова до Княжнина прослеживается очевидная эволюция. При всем дидактизме, свойственном тираноборческим трагедиям классицизма, они были для общества школой гражданского воспитания, учили патриотической доблести, мужеству, чести. Слова «общество», «народ» наполнялись в сознании публики политическим содержанием, нередко более широким и объемным, чем то, которое вкладывал в них сам драматург. От тираноборческой трагедии классицизма тянутся живые нити к позднейшему русскому граждански-патриотическому театру.






Басня, литературный жанр; краткий, обычно стихотворный рассказ, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения. В начале или концовке Б. обычно даётся афористический нравоучительный вывод ("мораль"). Б. - один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп, писавший Б. в прозе. В России развитие Б. относится к середине 18 - началу 19 вв. и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных Б. были ещё в 17 в. у Симеона Полоцкого и в 1-й половине 18 в. у А. Д. Кантемира. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа. Ранние сатирические произведения Фонвизина. «Лисица-казнодей» - сатира направлена на льва, и тех, кто окружал его трон. Содержание: В «Ливийской стороне» умер царь - лев. Со всех сторон туда стекаются скоты. Надгробную речь произносит лисица, кот. всячески льстит льву. Крот говорит собаке о том, что это «лесть подлейшая».Он говорил, что знал льва и тот был скот. На что собака говорит чему здесь удивляться - тому «что знатному скоту льстят подлые скоты?» Заключит. фраза собаки «Так видно никогда не жил ты меж людьми» раскрывает аллегорический смысл басни. Образы: лисица - проповедник «С смиренной харею, в монашеском наряде», крот и собака - разговорн. язык.«Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке». Автор задает слугам вопрос о смысле мироздания. Ванька, у кот. вроде мозгов-то нету с горечью говорит, что все построено на обмане, корысти и погоне за деньгами. «Так знайте, что весь свет считаю я за вздор. Довольно на веку я свой живот помучил,» - говорит В. «Я мысль мою скажу, - вещает мне Петрушка. – Весь свет, мне кажется, ребятскя игрушка». Слуги не смогли ответить на вопрос «На что сей создан свет?», не смог на него ответить и барин. Свет создан хреново. Тенденции реализма. Хемницер, разночинец по происхождению, прожил нелёгкую жизнь. Он начал писать сатиры, нападая на подьячих, на властвующие пороки. Он не хотел мириться с деспотией дворянской власти. Х. заявлял что свобода при нищете, лучше сытой неволи. В басне «Конь верховый» Х. говорит о том, что работающий крастьянин лучше чванливого барина. Х. умер смело и резко нападать на политику Екатер 2. смела басня «Путешествие льва», где рассказывается как лев требовал многого со своих подданных. Многие его басни были опубликованы по причине того, что они были остры, но не были воинственны. Х не хочет бороться, он выступает в роли моралиста и критика. Оучше жить в скромной тиши и не дерзать в соседство бурь-такова мораль басни «Дерево». Лучше не судиться, не спорить, а мириться- мораль «Два соседа». Х приходит к выводу-бесцельно менять законы и их исполнение, приходится надеяться на воспитание и время. (ещё его басни-«Западня и птичка», «Дурак и тень», «Дворовая собака», «Добрый царь», «Побочный сын»)Басни И.И.Дмитриева новаторские, прежде всего по своему языку. Дмитриев – поэт-сентименталист, был близким другом Карамзина. Дмитриев отошел от классицистского деления жанров на высокие и низкие и стремился выработать новый подход. Именно поэтому в своих баснях он использовал светскую разговорную речь, что по тем временам было исключительным новаторством. (его басни-«Змея и пиявица»)



Иван Андреевич Крылов родился в семье армейского офицера, после отставки семья переехала в Тверь. Там прошли его детские годы и учится в семинарии. Когда К. приезжает в Москву, тот привозит готовую оперу «Кофейница». К написал две трагедии-«Филомела» и «Клеопатра» , в которых ставит актуальные социальные вопросы своего времени. также К. создаёт комедии-«Сочинитель в прихожей», «Проказники», в которых создаёт сатиру на своего противника Княжнина. В творчестве К выделяется пародийная пьеса «Триумф» (или «Подщипала»), написанная для домашнего театра. В этой пьесе показана сатира на правительство. Большого внимания заслуживает сатирическая проза К. в в его журнальной деятельности. Его первый журнал «почта духов». В нём он осмеивает все сословия, которые не тока вредят обществу, но и не приносят пользы. Сатирический журнал молодого Крылова «Почта духов» (1789) был облечен в форму переписки «арабского философа Маликульмулька» с «водяными, воздушными и подземными духами». По глубине философской мысли, дерзости и запальчивости обличения, бескомпромиссной и понятной читателю (несмотря на иносказательную, эзоповскую форму) критике деспотизма Екатерины II, взяточничества, казнокрадства, лицемерия верхов, а также по разнообразию выразительных типов дворянского и бюрократически-чиновничьего общества «Почта духов» — одна из вершин русской сатирической прозы XVIII в. Последователь западноевропейской просветительной мысли, органически объединивший в журнале свое и переводное, молодой Крылов настроен антидворянски. Размышляя об идеале гражданина, приносящего пользу обществу «во всех местах и во всяком случае», где он может ее принести, издатель «Почты духов» полагал, что «учиниться истинно честными людьми» часто гораздо легче могут «мещанин добродетельный и честный крестьянин, преисполненный добросердечием», чем дворянин, умножающий «число бесплодных ветвей своего родословного дерева». вторым журналом стал «Зритель». Вместе с К. его издавали Плавильщиков и Клушин. В этом журнале были опубликованы «Каиб» и «похвальная речь в память моему деду»(антикрепостническое произведение).и третий, последний журнал «Санкт-Петербург Меркурий». «Зритель» уделял пристальное внимание национальной драматургии и театру. Программный характер носят две опубликованные в нем втатьи драматурга Петра Алексеевича Пласильщикова, купца по происхождению, выступавшего за изображение в искусстве жизни мещанства. Плавильщиков ратует в них за расширение национального репертуара, воспроизведение живых русских нравов и характеров. В трагедиях Плавильщикова сочетаются принципы трагедии и чувствительной драмы, а его комедии воспроизводят ряд колоритных черт купеческого и крестьянского быта («Бобыль», 1790; «Сиделец», 1803), предваряя порой комедии А. Н. Островского. Выдающимся драматургом был и сам Крылов — автор комической оперы «Кофейница», нравоописательных комедий «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники» и ряда других — вплоть до направленной против Павла I «шутотрагедии» «Подщипа» и написанных уже в XIX в. и сделавших его одним из видных предшественников Грибоедова сатирических комедий «Модная лавка» и «Урок дочкам».

«Каиб» восточная повесть. К. относит действие повести на восток, тем самым прикрывая свою резкую критику правления Екатерины 2. в повести чётка видны позиции автора, он уже не верит в просвещенную монархи. К. нападает на классицистическую и сентиментальную эстетику, кот извращает действительность. Основная тема-самодержавие, в повести К показывает механизм самодержавного правительства, высмеивает деспотию. На первый план выдвинут вопрос о монархии.







Сейчас читают про: