double arrow

ФРАГМЕНТЫ ИЗ САТИРЫ А. КАНТЕМИРА «К УМУ СВОЕМУ»


Сатиры Кантемира.

Белинский говорил, что «развернуть изредка сатирика Кантемира и прочесть какую-нибудь из его сатир есть истинное наслаждение».

Всего Кантемир написал 9 сатир. Они делятся на 2 группы: 5 сатир, написанных в 1729-31 гг., до отъезда за границу и 4 сатиры заграничного цикла (1738-39 гг.).

Композиционное построение всех сатир Кантемира единообразно. Сначала идёт вступление, представляющее чаще всего обращение, например, к уму, к Феофану, к солнцу, к музе. Далее без какой-либо логической связи он переходит к созданию сатирических портретов. Отсюда типичные для Кантемира двойные заглавия сатир: первое определяет обращение, второе относится к признаку, по которому подобраны сатирические портреты.

Характеристика сатирических персонажей:

Критонпредставитель духовенства. Он ворчит и вздыхает, потому что науки ведут к ереси и безбожию:

«Расколы и ереси науки суть дети,

Больше врёт, кому далось больше разумети.

Приходит к безбожию, кто над книгами тает», –

Критон с чётками в руках ворчит и вздыхает

И просит, святая душа, с горькими слезами

Смотреть, сколь семя наук вредно между нами…




Сильван– помещик; он который жалуется, что науки препятствуют людям, которые его кормят, заниматься физическим трудом:

Сильван другую вину наукам находит:

«Ученье, – говорит, – нам голод наводит »;

Живали мы преж сего, не зная латыни,

Гораздо обильнее, чем мы живём ныне,

Гораздо в невежестве больше хлеба жали,

Переняв чужой язык, свой хлеб потеряли…».

Лука– пьяница и гуляка, который ополчается против наук, так как они разрушают весёлую компанию:

Румяный, трожды рыгнув, Лука подпевает:

«Наука содружество людей разрушает;

Люди мы к сообществу божия тварь стали,

Не в нашу пользу одну смысла дар прияли…

Вино – дар божественный, много в нём провору:

Дружит людей, подаёт повод к разговору,

Веселит, все тяжкие мысли отнимает,

Скудость знает облегчать, слабых ободряет…»

Медор – модник (щёголь, франт). Он жалуется, что бумага, которая ему нужна на папильотки, чтобы сделать кудрявую причёску, расходуется на книги:

Медор тужит, что чересчур бумаги исходит

На письмо, на печать книг, а ему приходит,

Что не в чем уж завертеть завитые кудри;

Не сменит на Сенеку он фунт пудры.

Перед Егором* двух денег Вергилий не стоит,

Рексу*, не Цицерону, похвала достоит.

* Егор – известный московский портной; Рекс – модный московский сапожник.

Тема 3. Михаил Васильевич Ломоносов

Великий Ломоносов. Гордость земли русской. Первый из первых. Родоначальник мыслей, идей, теорий. Стихотворец, мастер и ремесленник. Ум и умелец. Знания не пугали его – за ними он пошёл в Москву. Мы хорошо помним его путь из Холмогор. Из холода, мрака, тьмы – к свету, к вратам науки, в белокаменный храм мудрости.



Феномен Ломоносова… В чём он выразился?

На этот вопрос самый точный ответ дал Пушкин:

«Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он всё испытал и всё проник».

Ломоносов – физик: главная его заслуга заключается в том, что он первым в России разработал учение о молекулярно-атомном строении вещества; а также создал кинетическую теорию газов. Он изучал природу северного сияния и сделал по этому поводу ряд научных открытий; изучал физическую структуру солнца и описал своё научное открытие стихами.

Ломоносов изучал природу электричества. Построил «грозовую машину» – громоотвод. Исследовал происхождение шаровой молнии. Опасные опыты проводил совместно с Рихманом, который погиб о удара молнии. Но Ломоносов продолжал опыты, несмотря на все препятствия духовенства, считавшее гибель Рихмана «Божьей карой».

Химик – экспериментально доказал (ещё до Лавуазье) закон сохранения и превращения энергии;

Астроном – разработал теорию возникновения Земли (независимо от Канта, но практически идентичную) из космической пыли; самостоятельно построил по своей конструкции телескоп и изучал солнце и Венеру. Он открыл существование атмосферы у этой планеты.

Геология / минералогия – произвёл большое количество анализов горных пород, доказал органическое происхождение торфа, каменного угля, нефти, янтаря. В научном труде «Слово о рождении металлов от трясения Земли» он изложил идею о закономерной эволюции природы и фактически применил метод, впоследствии получивший в геологии название актуализма.



География – предложил ряд новых приборов и методов для определения долготы и широты местности; исследовал морские льды и дал их первую классификацию.

История – в 1748 г. академик Миллер готовил для публичного выступления в АН речь «О происхождении и имени народа российского». Ломоносов, взбешённый тем, что Миллер некритически воспринял летописную легенду ол призвании варягов, ринулся в бой за честь русского народа. В итоге он погрузился в изучение отечественной истории и написал ряд исследований, среди которых «Краткий российский летописец с родословием», «Рассуждение о размножении и сохранении русского народа», «Древняя российская история».

Промышленность – на примере развития стекольного производства:

Экспериментальным путём разработал способ получения прозрачного, а затем и цветного стекла; сам стал промышленником: учредил завод по получению цветного стекла в Усть-Рудицах. Завод должен был обеспечить развитие искусства мозайки в России. В отсутствие мастеров, он сам выложил мозаическую картину «Петровская баталия». Более того, он, пропагандируя развитие стекольной промышленности, написал поэму «Письмо о пользе стекла».

Ломоносова называют «Петром Великим русской литературы». К этой фразе следует добавить: не только литературы, а, шире, филологической науки и просвещения. Делом всей его жизни было распространение просвещения в России. С его именем связаны все крупнейшие начинания, относящиеся к середине 18 века, среди которых – реорганизация Академии Наук и учреждение университета в Москве. В соответствии с проектом Ломоносова И.И. Шувалов подал прошение в Сенат и добился открытия университета (12/25 января 1755 г., в Татьянин день).

Филология – «Тупая оратория, косноязычная поэзия, необоснованная философия, неприемлемая история, сомнительная юриспруденция – без грамматики», – утверждал Ломоносов.

Он является автором многих филологических трудов, среди которых «Письмо о правилах российского стихотворства», «Рассуждение о пользе книг церковных в российском языке», «Риторика», «Грамматика».

Теория «трёх штилей». Ломоносов считал, что русский литературный язык должен освободиться «от старых и неупотребительных речений, которые народ не разумеет». Эти мысли изложены в рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке». Его учение о «трёх штилях», которое даётся в этом трактате, обосновывает идею, что литературный язык соединяет живые формы живого русского языка и церковнославянского в тех его элементах, которые не утратили своего понимания, смысловой и поэтической выразительности, то есть, ассимилировались с разговорным языком.

Таким образом, цель теории – ограничить и упорядочить включение церковнославянской лексики в состав русского литературного языка. Ломоносов выделяет «три рода речений»:

1.Общеупотребительные слова, включая церковнославянизмы.

2.Малоупотребительные слова, за исключением устаревших.

3.Исконно русские слова, за исключением просторечных и вульгарно-бранных.

Три «штиля» Ломоносов определяет по соотношению церковнославянской и исконно русской лексики.

Высокий. Применяется при написании од, героических поэм, прозаической речи о важных материях.

Средний. Употребляется для написания всех театральных сочинений, сатир, лирических произведений; в прозе – исторических произведений; а также научных трактатов.

Низкий. Используется при написании эпиграмм, песен, дружеских писем, описания обыкновенных дел.

Ода как жанр классицизма. Ода (от греч. песня) – торжественное, патетическое стихотворное произведение. Классическая ода – славословие абсолютистской монархии, её высшим властелинам, выдающимся деятелям, полководцам, их победам.

Поэтика оды регламентирована. Обязателен высокий «штиль», изобилующий церковнославянизмами, сравнениями, восходящими к античной мифологии. В одический канон входят риторические вопросы, восклицания, строгий 4-стопный ямб, десятистрочная строфа.







Сейчас читают про: