Жанр комической оперы в русской литературе. Анализ одного из произведений

Поэтическое творчество Дмитриева. Анализ одного из стихотворений

Идея внесословной ценности человека, появившаяся в России еще в начале XVIII века, во второй половине столетия приобретает все более богатое содержание. Человек становится замечателен не только своими деловыми качествами, но и Достоинствами «души». Эта идея имела глубокий смысл, так как сентиментализм опирался на нее, вполне закономерно и исторически обусловленно. Наиболее полно и глубоко выражены принципы сентиментализма в творчестве самых талантливых поэтов: Н. М. Карамзина и И. И. Дмитриева.

И.И. Дмитриев — человек, проведший всю жизнь на государственной службе, что не
помешало ему заниматься творчеством, и причем достаточно успешно. Дмитриев более
всего прославился как автор иронических «сказок», басен и песен. В своих песнях
он свел поэзию с высот оды, приноровив ее к выражению непритязательных и
конкретных переживаний «чувствительного сердца». Песню Дмитриева «Стонет сизый
голубочек» еще полвека спустя пели русские люди. Любовная лирика занимает
большое место в стихотворном наследии поэта. Он писал свои любовные
стихотворения, как уже говорилось выше, в сентиментальной традиции. В
стихотворении «Любовь и дружество» любовь оказывается силой, которую невозможно
победить, как невозможно и понять: «Среди любви рассудок бесполезен». Любовь
здесь — неразрешимая дилемма, то, что разрешается только смертью. А в стихотворении «К лире» любовь опять описывается как чувство,
захватывающее человека, освободиться от которого невозможно, пока он жив, опять возвращает нас к любви как чувству всеобъемлющему. А «Стансы к Н.М. Карамзину» говорят уже о любви дружеской. Но мрачные ноты встречаются и светлой поэзии Дмитриева: стихотворение «К Г.Р. Державину» проводит мысль о том, что все в этом мире преходяще, и смерть сильнее любви. Стихотворение Дмитриева силен автобиографический момент, особенно в его стихотворениях, посвященных друзьям.

60-80-е гг. 18 века - появляется новый жанр - комическая опера (небольшая пьеса с музыкой и пением). Авторы поднимали вопросы бытового и нравственного характера. Разрушение основ русского дворянского классицизма. Влияние сентиментальной литературы запада + рус. фольклор. Комическую оперу называли также «драмой с голосами». Главными героями в ней были представители демократических слоев: крестьяне, ремесленники, торговцы, солдаты, матросы. Одним из законов этого жанра была обязательная благополучная развязка. В создании комической оперы принимали участие не только писатели, но и композиторы: Е. И. Фомин, М. А. Матинский и ряд др. Появление комической оперы в России было обусловлено возросшим интересом к жизни простого народа, к его устному творчеству, особенно к песне. Первая в России комическая опера «Анюта» принадлежала Попову. Действие пьесы «Анюта» происходит в доме крестьянина Мирона, что дает автору возможность изобразить повседневную жизнь сельских жителей. Тяжелую жизнь крестьян Поп ставит в прямую зависимость от крепостнических отношений. Социальная проблематика находит отражение и в любовной интриге пьесы. Словесный поединок между претендентами на руку и сердце Анюты, дочери Мирона, работником Филатом и дворянином Виктором. Сочувствуя крестьянам, Поп. вместе с тем рисует их грубыми и примитивными существами. Любовь дворянина Виктора к Анюте отличается рыцарским благородством. Совсем по-другому ведет себя Филат. Обиженный насмешками Анюты, он обещает сломать ей ребра. Почти дословно повторяет эту угрозу и Мирон. Когда Виктор дает Мирону и Филату деньги за то, что они лишились Анюты, оба крестьянина униженно его благодарят. Острота социального конфликта снимается тем, что Анюта оказывается дочерью полковника Цветкова, отдавшего ее в трудную минуту на воспитание Мирону. Социальный барьер, разделявший Анюту и Виктора, устранен, и они могут спокойно пожениться. С легкой руки Поп имя Анюта закрепилось за героинями-крестьянками в других произведениях, вплоть до радищевского «Путешествия». Столь же популярным оказался и мотив барышни-крестьянки, последним отголоском которого была одна из повестей Пушкина.

Еще большим успехом пользовалась комическая опера Аблесимова «Мельник-колдун, обманщик и сват». Конфликт между крестьянином Анкудином и его женой — обедневшей дворянкой Фетиньей происходит в узких рамках семейных отношений, причем автор придает ему комический характер, а в конце пьесы приводит спорящих к примирению. Необычен образ однодворца Филимона, жениха героини пьесы — Анюты. Однодворцами в XVIII в. назывались люди, занимавшие промежуточное положение между крестьянами и помещиками. Будучи лично свободными, они сами обрабатывали свое поле. Шумный успех пьесы объяснялся тем, что в ней изображалась настоящая русская деревня, трудовая деятельность крестьянина, его повседневные заботы. Образ плутоватого мельника Фадея, колдуна и гадальщика, вводил зрителя в мир народных суеверий. Сильное впечатление произвело и музыкальное оформление «Мельника». «Мельника» Аб ставили в XIX в. и продолжают исполнять и в наше время. Опера Матинского «Санктпетербургский гостиный двор». Сын крепостного крестьянина, получивший вольную, Мат известен как писатель и как талантливый композитор. В его опере изображается купеческий быт и купеческие нравы. В пьесе органически слились две традиции: сатирическая и устно-поэтическая. Для своей оперы Мат специально изучал и записывал народный свадебный обряд. Опера Мат считается предшественницей пьес А. Н. Островского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: