double arrow

ФРАГМЕНТЫ ИЗ ОДЫ М.В. ЛОМОНОСОВА «НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ПРЕСТОЛ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ» 1747 г


Тематика.

Ода «На день восшествия не престол императрицы Елизаветы Петровны» 1747 года.

Эта ода – одна из известнейших у Ломоносова.

В 1747г. императрица утвердила новый регламент АН, и хотя Ломоносову многое не нравилось в этом документе, составленном его злейшим недругом Тепловым, всё же этот регламент был гораздо лучше старого. В нём говорилось о том, что «учреждение академическое впредь должно состоять из природных российских», что адъюнктами прежде всего нужно назначать русских учёных, в состав академических студентов набирать русских юношей. Увеличивался и бюджет АН, что также было важно Ломоносову для более широкой организации научных исследований. Вот почему он с охотой согласился написать благодарность императрице от АН, а, может быть, и сам предложил это сделать.

Ода вышла отдельным изданием; имени поэта не было указано, заглавие же занимало весь титульный лист: АН приносила свои «радостные и благодарственные восклицания», но сочинял их Ломоносов, а поэтому расположил их в соответствии со своими мыслями.

1.Тема Родины (патриотическая).

Ломоносов неоднократно в своих стихах с гордостью изображал богатства своей Родины. В оде 1747 г. описаны естественные ресурсы государства, картины благополучия и изобилия (строфы 1, 14, 17, 20, 21).




Однако в этих картинах было нарисовано дóлжное, а не сущее положение вещей. И Ломоносов ставит вопрос: что действительно надо делать, чтобы Россия стала страной великой, процветающей. Здесь, по Ломоносову, на помощь должна придти наука.

2.Тема науки. Учёный заботится о создании отечественных научных кадров, призывает молодое поколение посвятить себя служению науке, сменить чужеземных академиков (строфа 22), призывает заниматься научными исследованиями и молодых и пожилых людей – всех возрастных поколений в разных обстоятельствах. Он обращается к соотечественникам активно заниматься творческими изысканиями, совершать научные открытия.

3.Тема просвещённого монарха – раскрывается весьма своеобразно. Елизавета восхваляется несколько опосредованно. Хвалебная ода не стала традиционным славословием императрице, а превозносила конкретные её дела как просвещённой монархини.

4.Тема мира. Чтобы народ мог беспрепятственно пользоваться плодами своего труда, чтобы расцветали науки, России необходим мир.

Стихи о «тишине» были требованием Ломоносова. А вовсе не оценкой реального положения дел. В 1747 г. Англия, Австрия и Голландия вели войну с Пруссией и Францией, в которую всеми силами втягивали Россию. Они настаивали на посылке русских войск на Рейн, и Елизавета согласилась было на это, но потом решительно отказала. Ломоносов считал предприятие опасным и бесполезным для России и, прославив «тишину», в такой форме высказался против войны, не пожалев красок для изображения преимуществ мира.



1.Царей и царств земных отрада 2.Великое светило миру,

Возлюбленная тишина, Блистая с вечной высоты

Блаженство сёл, градов ограда, На бисер, злато и порфиру,

Коль ты полезна и красна! На все земные красоты,

Вокруг тебя цветы пестреют, Во все страны свой взор возводит,

И класы на полях желтеют; Но краше в свете не находит

Сокровищ полны корабли Елизаветы и тебя.

Дерзают в море за тобою, Ты кроме той всего превыше;

Ты сыплешь щедрою рукою Но дух её зефира тише

Твоё богатство по земли. И зрак приятнее рая…

3.О вы, которых ожидает 4.Науки юношей питают,

Отечество от недр своих Отраду старым подают,

И видеть таковых желает, В счастливой жизни украшают,

Каких зовёт от стран чужих, В несчастный случай берегут;

О, ваши дни благословенны! В домашних трудностях утеха

Дерзайте ныне ободренны И в дальних странствах не помеха.

Раченьем вашим показать, Науки пользуют везде,

Что может собственных Платонов Среди народов и в пустыне,

И быстрых разумов Невтонов В градском шуму и наедине,

Российская земля рождать. В покое сладки и в труде…

САТИРА М.В. ЛОМОНОСОВА «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРОНОМА В ПИРУ»

Случились вместе два Астрóнома в пиру

И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: «Земля, вертясь, круг Солнца ходит»;

Другой – что Солнце все с собой планеты водит.



Один Коперник был, другой слыл Птоломей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»

Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такова,

Который бы вертел очаг кругом жаркова?».

Тема 4. Александр Петрович Сумароков (1717-1777)

Годы 1730-60-е являются временем формирования европеизированной, новой, послепетровской дворянской интеллигенции. В это время довольно многочисленные представители столичной молодёжи начинают заниматься делами культуры серьёзно.

Грандиозный толчок, данный России петровскими реформами, отразился в последующие годы двояким образом. С одной стороны, прогрессивный характер петровских нововведений оживил демократические слои общества, приведя к появлению Ломоносова. С другой стороны, созидание Петром дворянской империи повлекло за собой рождение новой культуры – дворянской.

Именно во 2-й трети 18 в. сравнительно значительный слой дворянства начал создавать новую культуру, не придворно-правительственную, выполнявшуюся по указу власти, а сословную, независимую, стремившуюся повлиять на власть.

Когда в 1730 г. столичное дворянство поддержало новопоставленную императрицу Анну Иоанновну, оно предъявило ей ряд требований, среди которых содержалось указание на необходимость открытия специального дворянского учебного заведения. При этом дворяне преследовали определённые цели, среди которых – стремление всячески обойти петровский закон об обязательной для всякого дворянина службе государству. В дворянском учебном заведении учёба должна была считаться одновременно и воинской службой, а воспитанники – поучать офицерские чины.

Во исполнение этого требования правительство Анны Иоанновны открыло в 1732 г. Сухопутный кадетский шляхетский корпус. Учиться в нём могли только дворяне.

Именно корпусу – первому специальному дворянскому заведению в России – суждено было стать очагом новой дворянской культуры. С самого начала своего существования корпус сделался своеобразным дворянским университетом. Воинская муштра, а вместе с ней и официальные военные знания отошли на второй план в системе образования, дававшегося корпусом. Наоборот, литература, языки, история, география, юриспруденция, фехтование, танцы – весь этот набор общеобразовательных и светских дисциплин доминировала в образовании.

Вскоре после основания корпуса в него поступил сын генерала Александр Сумароков,которому тогда было 15 лет. И именно он стал главной гордостью дворянского университета.

Родовой аристократ, Сумароков первым взялся за писательское дело профессионально, стал создавать литературу для своего класса. За свои труды он получал жалование из государственной казны.

Он родился на земле Финляндии, где отец командовал бригадой во время Северной войны. Сначала его образованием занимались домашние учителя, затем был кадетский корпус, крупные успехи студента и – впереди – грезилось блестящее будущее. После окончания корпуса в 1740 г. Сумароков служил адъютантом вице-канцлера графа Головкина, при Елизавете (с конца 1741 г.) – адъютантом фаворита императрицы графа Разумовского. С 1745 г. он – начальник канцелярии привилегированной кавалергардской роты, имеет чин генерал-адъютанта; с 1756 г. – директор Российского театра. При Екатерине официально не служил, получал положенное государыней жалование как профессиональный писатель.

Впрочем, генеральский чин оказался впоследствии простой формальностью, а блестящая карьера по понятиям того времени так и осталась грёзой. Судьба Сумарокова оказалась весьма драматичной. По характеру он был человеком нравным, амбициозным, крайне нервным, обострённо реагирующим на непонимание его деятельности представителями его же сословия. Избранный им путь литератора, самопровозгласившего себя первым «пиитом» российского Парнаса, руководителем общественной мысли своего класса, казался ему путём великого служения идеалу. Первые блистательные успехи на литературном поприще вскружили ему голову, и он уверовал в своё призвание воспитывать русское дворянство и в свою непререкаемую гениальность.

И вот начались тяжёлые разочарования. Сумароков, привыкший к преклонению перед ним в дружеских кружках литераторов, не мог перенести тупого безразличия к своему творчеству со стороны консерваторов-дворян, чуждых культуре. Правительство нисколько не стремилось поддерживать писателя в его притязаниях. Сумароков ссорился с бюрократами, придворными интриганами, постоянно раздражался. Его неукротимость и истеричность даже вошли в поговорку. Интеллигент среди варваров, он страдал от своего бессилия, от невозможности реализовать свой идеал. Он громогласно проклинал самоуправство, взятки, дикость нравов, а дворянское общество в свою очередь мстило ему, выводя из себя, издеваясь над ним.

Ко всему прочему, личная жизнь Сумарокова была осложнена необычайной семейной историей. Уже на склоне лет он полюбил свою крепостную девушку. С женой он давно развёлся (!) и женился вторично на крепостной-простолюдинке, не боясь дворянского общественного мнения. Тогда родственники от первой жены начали против него тяжбу, требуя лишения прав его детей от второй жены. Процесс длился долго и измучил Сумарокова, хотя решён был в его пользу. Осмеянный, издёрганный, обнищавший, он опустился, спился. Его не утешала даже слава, которою он пользовался среди друзей-литераторов. Он умер в нужде и одиночестве.

Когда дождливым октябрьским днём 1777 г. несколько актёров несли на плечах скромный гроб на кладбище Донского монастыря, мало кто из прохожих знал, что хоронят замечательного русского драматурга и поэта, директора первого русского театра, недавнего законодателя литературных мнений на отечественном Парнасе – Александра Петровича Сумарокова. Он принадлежал к тому поколению русских писателей, которые обновили отечественную культуру на светских началах, ориентированных на европейский опыт. Не кто иной, как Сумароков, заложил основы русской драматургии 18 в., был талантливым поэтом, острым критиком, едким публицистом.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.П. СУМАРОКОВА

Басня «Жуки и пчёлы»

Прибаску сложу и сказку скажу.

Невежи Жуки

Вползли в науки







Сейчас читают про: