Список произведений, вынесенных на практические занятия.
Критическая литература по всему курсу.
1. Кларк К. Советский роман: история как ритуал. Екатеринбург, 2002. Введение, часть третья, часть четвертая, заключение.
2. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: В 3 кн. М.,2001.
3. Казарина Т.В. Современная отечественная проза. Самара, 2000.
4. Гройс Б.Утопия и обмен. М.,1993.
5. Липовецкий М. Русский постмодернизм. Екатеринбург, 1997.
6. Курицын Вяч. Русский литературный постмодернизм. М.,2001.
7. Берг М. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. М.,2000.
8. Гуковский Гр.К. К Вопросу о стиле советского романа // НЛО. 1998. № 1/29. С. 84-125.
9. Смирнов И. Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М.,1994.
10. Смирнов И.П. «Доктор Живаго» и литература сталинизма // Поэтика. История литературы. Лингвистика: Сборник к 70-летию Вяч. Вс. Иванова. М.,1999. С.323-332.
11. Ерофеев В. Памятник прошедшему времени (эссе «Поминки по советской литературе», «Время «Метрополя», «Как свежи были розы» (Василий Аксенов), «Божий дар и бесполое чудовище дружбы (Белла Ахмадуллина)», «Е между Г и Д (Евгений Евтушенко)», «Памятник прошедшему времени (Андрей Битов)».
|
|
12. Яркевич И. Литература, эстетика, свобода и другие интересные вещи // Вестник новой литературы. 1993, № 5.
13. Саморукова И.В. Дискурс – художественное высказывание – литературное произведение. Самара, 2002. Глава четвертая..
14. Нефагина Г. Л.Русская проза второй половины 80-х-начала 90-х годов ХХ века.: Учеб. пособ.для вузов.-Минск: Экономпресс, 1998.
15. Русская литература XX века: Школы, направления, методы творческой работы: Учеб. для вузов/ Под ред. С.И. Тиминой.-Санкт-Петербург: Logos; Москва: Высшая школа, 2002.
16. Русская литература ХХ века: Учеб. пособие для пед. вузов: В 2 т./ Под ред. Л.П.Кременцова. Т.2.: 1940-1990-е годы.-М.: Академия.- 2002.
17. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература: Учеб. пособ. для вузов.- 2-е изд.,испр..-М.: Флинта, 2000.
1. В.Аксенов «Звездный билет».
2. Городские повести Ю.Трифонова.
3. В.Белов «Привычное дело».
4. А.Вампилов «Утиная охота».
5. Вен. Ерофеев «Москва – Петушки.
6. А. Битов «Пушкинский дом»
7. Вик. Ерофеев «Русская красавица» и В.Сорокин «Тридцатая любовь Марины».
8. Т.Кибиров «Сортиры».
1. Трансформация «основополагающей фабулы» (К.Кларк) в «молодежной прозе» 60-х годов: В.Аксенов «Звездный билет».
1. Характеристика «основополагающей фабулы» социалистического реализма. Следы основополагающей фабулы в повести В.Аксенова.
2. Изменения в образе «молодого героя»: социальная сфера, исходная система ценностей. Конфликт «отцов и детей» в повести.
|
|
3. Семиотика «молодежного поведения» в «Звездном билете». Речевая сфера. Уровень художественной детали: одежда, художественные вкусы.
4. Роль любовной инриги.
5. Образы «наставников» и «соблазнителей».
6. Изменения в сфере автор (повествователь) – герой. Лирическое начало повести.
Литература:
1. Аксенов В. Звездеый билет // Юность. 1961. № 6.С.3-34; № 7. С.38-66. (первая публикация).
2. Кларк К. Советский роман: история как ритуал. Екатеринбург, 2002. С. 12-30, 193-200.
3. Карпенко Г.Ю. Литературная критика 60-х годов о творчестве Василия Аксенова // Василий Аксенов: литературная судьба. Самара, 1994 С.5-9..
4. Финк Л.А. Бесстрашие // Василий Аксенов: литературная судьба. Самара, 1994. С.16-24.
2. Репрезентация советской повседневности в городских повестях Ю.Трифонова: «Другая жизнь», «Обмен».
1. Художественное время и художественное пространство в повестях. История как быт и быт как история.
2. Проблема героя. Средний человек как фокус видения.
3. Система персонажей: конформисты и ригористы.
4. Дом и работа в городских повестях Ю.Трифонова. Роль бытовой детали.
5. Проблема «авторской позиции» в городских повестях.
Литература:
1. Еремина С. Пискунов В. Время и место прозы Ю.Трифонова // Вопросы литературы. 1982. № 5.
2. Иванова Н. Проза Ю.Трифонова. М., 1984. С.98-165.
3. Емец Т.В. Традиции Чехова в городской прозе Ю.Трифонова // Поэтика реализма. Куйбышев. 1984. С.89-100.
3. Национальный характер в деревенской прозе: В.Белов «Привычное дело».
1. Композиционная структура повести «Привычное дело». Переосмысление «основополагающей фабулы». Повествователь и герой: проблема точки зрения.
2. Система персонажей повести. Иван Африканович и Михаил. Иван Африканович и Катерина. Образы представителей власти.
3. Роль природы. Экологическая проблематика «Привычного дела».
4. Речевая структура произведения. Роль сказовых фрагментов.
5. Комическое и трагическое в повести.
Литература:
1. Лобанов М. Мужество таланта: Заметки о творчестве писателя В.Белова // Оутябоь. 1982. № 10. С.179-186.
2. Славникова О. Деревенская проза ледникового периода // Новый мир. 1999. № 2. С.198-207.