Раздел 2. Литература первой трети века (петровская эпоха)
РАЗДЕЛ 1. Основные линии развития русской литературы в 18 веке (введение в дисциплину).
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 кредитные единицы, 36 аудиторных часов в 1 семестре.
Раздел | Неделя | Виды учебной работы и трудоемкость | Формы контроля и промежуточная аттестация |
1.Введение | 1-2 | 4ч. лекций, 4 ч. самостоятельной работы. | опрос на лекции |
2. Литература петровской эпохи | 3-5 | 6 ч. лекций, 6 ч. самостоятельной работы. | Лабораторная работа, коллоквиум |
3. Литература русского классицизма | 6-12 | 14ч. лекций, 17ч. самостоятельной работы. | Опрос на лекции, письменная лабораторная работа |
4. Литература последней трети века | 13-17 | 10 ч. лекций. 7 ч. самостоятельной работы. | Лабораторная работа |
5. Место русской литературы 18 века в истории русской литературы | 2 ч. лекций, 2 самостоятельной работы. | Предварительное тестирование |
Итоговая аттестация – экзамен; на подготовку к экзамену - минимум 36 часов.
4.2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Комплексная цель: на широком историко-литературном материале – от возникновения русской литературы до современности - продемонстрировать место рассматриваемого периода в истории русской литературы, основные идейные и художественные связи литературы 18 века с литературой предшествующей и последующей; познакомить студентов с общими законами культурного развития; научить рассматривать каждое явление в общекультурном контексте; предостеречь от узко-национального подхода к материалу.
В рамках данной темы рассматриваются процессы, свойственные всему пространству русской (вероятно, не только русской) литературы, но особенно ярко проявившиеся в восемнадцатом столетии
-Постепенное ускорение развития, объясняемое как общей тенденцией, так и позицией «догоняющего», характерной для русской культуры данного периода.
-Усиление личностного начала (в двух проявлениях – как интерес к личности героя и как отражение в тексте авторской личности).
-Расширение сектора свободы, проявляющееся в отказе от средневековых канонов.
-Расширение мирового опыта, реализующегося в общеевропейских контактах в петровскую и постпетровскую эпоху и в общемировых контактах сегодня.
-Расширение социальной среды, постепенное ведение в литературу представителей всех социальных слоев и групп, правда, пока еще без глубокой социально – психологической характеристики.
- Отказ от прямолинейной средневековой условности и дидактичности.
Форма подачи материала – лекционная.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА
Комплексная цель: Продемонстрировать амбивалентность идущих в литературе процессов: распространение барокко, «захват» практически всех жанров, достижение им высшей точки развития – и одновременно зарождение внутри барокко классицистических идей; показать, как рамка Вселенной, характерная для барокко, сменяется рамкой государства и мысль о судьбе человека на фоне вечности сменяется идеей служения государству; показать, как затем происходит поворот к частной жизни, к человеческой личности – то есть к сентиментализму и романтизму.
Тема 1. Панегирическая литература петровской эпохи: школьный театр, проповедь, панегирические вирши.
Жанры панегирические и «частные».
Панегирические жанры в связи с паратеатральными зрелищами (триумфальными шествиями и другими действами). Художественное время, организация пространства и система персонажей пьес школьного репертуара, их эволюция и типология.
Тематика панегирических виршей, обретение ими собственной поэтики.
Политическая направленность проповедей Феофана Прокоповича. Риторические приемы в проповедях.
Тема 2. «Частная» литература петровской эпохи.
Рукописные анонимные повести как отражение возросшего интереса к человеческой личности. Эволюция жанра по сравнению с бытовыми повестями 17 века. Проблема «герой и общество» в повестях. Новая историческая действительность в них. Тема любви и внутреннего совершенствования в «Повести о Василии Кариотском» и «Повести об Александре, российском дворянине».
Любовные вирши: любовь как сладостное и трагическое чувство. Поэтические средства, используемые для выражения внутреннего мира человека.
Авантюрный характер пьес публичного театра. Появление пьесевопейского репертуара.
Барочные и предклассицистические черты в произведениях различных жанров.
Для тем 1, 2 форма подачи материала – лекционная. К разделу 1 относится также практическое занятие 1 «Культура петровской эпохи – закономерный этап развития или результат чуждого влияния?» (см. темы практических занятий).
Тексты для чтения в разделе 2. Повесть о Василии Кариотском. Повесть об Александре. Несколько образцов панегирических и любовных виршей (по выбору студента). Одна из проповедей Феофана Прокоповича (по выбору). Трагедокомедия Феофана Прокоповича «Владимир», Пьесы Федора Журовского «Слава российская» и «Слава печальная». Одна из пьес школьного репертуара на выбор (в добавление к указанным выше).
Раздел 3. Литература русского классицизма.
Тема 1. Становление жанровой системы классицизма в творчестве Антиоха Кантемира и Василия Тредиаковского.
Становление и эволюция жанра сатиры у Кантемира. Роль переводов и эпиграмм в этом процессе. Попытка писателя улучшить силлабическую систему стихосложения («Письмо Харитона Макентина»). Переработка в соответствии с новыми идеями первых сатир.
Творчество Тредиаковского как экспериментальное пространство в русской литературе. Разнообразие жанров. Переводы. Теоретические работы: реформа стихосложения, изменение представлений о литературном языке и поэтических средствах. Классицизм Тредиаковского.
Тема 2. Эволюция жанра торжественной оды в русском классицизме.
От первых опытов в жанре приветственных стихов в творчестве Тредиаковского к «регулярной» торжественной оде.
Тематика и поэтика торжественной оды Ломоносова. Композиция, точка зрения адресанта, отношения адресата и адресанта, фигуры и тропы. Метафора как главный троп в его одах.
Державин как разрушитель жанра оды. Изменение отношений адресата и адресанта. Принадлежность адресата всем сферам бытия, адресанта – только быту. Пейзаж, натюрморт, бытовые детали в торжественной оде Державина и их функции.
Торжественная ода в последней трети века.
Ода как главный жанр русского классицизма.
Тема 3. Философская ода в русской литературе.
Деизм Ломоносова и его отражение в философской оде. Бог как демиург, человек как песчинка и одновременно как познающее сознание. Гипербола и ее функция в этом жанре.
Новые отношения между человеком и творцом в философских одах Державина. Человеческая душа как частичка Творца. Новые ценности в «деревенских» стихах.
Развитие анакреонтической и нравоучительной оды в последней трети века.
Тема 4. Русская классицистическая трагедия.
Путь А.Сумарокова к жанру трагедии. Песни и притча как подготовительный материал. Драматизм внутреннего конфликта в песнях. Социальное противостояние в сумароковских притчах.
Эволюция трагедийного конфликта: от борьбы долга и страсти к противостоянию с тираном, в душе которого страсть подчинила себе долг. Два периода «трагедийного» творчества Сумарокова.
Последующая эволюция русской трагедии. Трагедия Я.Княжнина в ее отношении к сумароковской трагедии.
Для тем 1-4 форма подачи – лекционная. К разделу 3 относится также практическое занятие 2 «Философские и эстетические основы характеристики русского классицизма» (см.темы практических занятий).