double arrow

Самостоятельно изучается реформа стихосложения Ломоносова и его стилистическая теория


Раздел 2. Литература первой трети века (петровская эпоха)

РАЗДЕЛ 1. Основные линии развития русской литературы в 18 веке (введение в дисциплину).

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 кредитные единицы, 36 аудиторных часов в 1 семестре.

Раздел     Неделя     Виды учебной работы и трудоемкость Формы контроля и промежуточная аттестация
1.Введение     1-2   4ч. лекций, 4 ч. самостоятельной работы. опрос на лекции    
2. Литература петровской эпохи       3-5   6 ч. лекций, 6 ч. самостоятельной работы.   Лабораторная работа, коллоквиум    
3. Литература русского классицизма   6-12   14ч. лекций, 17ч. самостоятельной работы.   Опрос на лекции, письменная лабораторная работа
4. Литература последней трети века 13-17   10 ч. лекций. 7 ч. самостоятельной работы. Лабораторная работа
5. Место русской литературы 18 века в истории русской литературы     2 ч. лекций, 2 самостоятельной работы. Предварительное тестирование

Итоговая аттестация – экзамен; на подготовку к экзамену - минимум 36 часов.




4.2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Комплексная цель: на широком историко-литературном материале – от возникновения русской литературы до современности - продемонстрировать место рассматриваемого периода в истории русской литературы, основные идейные и художественные связи литературы 18 века с литературой предшествующей и последующей; познакомить студентов с общими законами культурного развития; научить рассматривать каждое явление в общекультурном контексте; предостеречь от узко-национального подхода к материалу.

В рамках данной темы рассматриваются процессы, свойственные всему пространству русской (вероятно, не только русской) литературы, но особенно ярко проявившиеся в восемнадцатом столетии

-Постепенное ускорение развития, объясняемое как общей тенденцией, так и позицией «догоняющего», характерной для русской культуры данного периода.

-Усиление личностного начала (в двух проявлениях – как интерес к личности героя и как отражение в тексте авторской личности).

-Расширение сектора свободы, проявляющееся в отказе от средневековых канонов.

-Расширение мирового опыта, реализующегося в общеевропейских контактах в петровскую и постпетровскую эпоху и в общемировых контактах сегодня.

-Расширение социальной среды, постепенное ведение в литературу представителей всех социальных слоев и групп, правда, пока еще без глубокой социально – психологической характеристики.

- Отказ от прямолинейной средневековой условности и дидактичности.



Форма подачи материала – лекционная.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА

Комплексная цель: Продемонстрировать амбивалентность идущих в литературе процессов: распространение барокко, «захват» практически всех жанров, достижение им высшей точки развития – и одновременно зарождение внутри барокко классицистических идей; показать, как рамка Вселенной, характерная для барокко, сменяется рамкой государства и мысль о судьбе человека на фоне вечности сменяется идеей служения государству; показать, как затем происходит поворот к частной жизни, к человеческой личности – то есть к сентиментализму и романтизму.

Тема 1. Панегирическая литература петровской эпохи: школьный театр, проповедь, панегирические вирши.

Жанры панегирические и «частные».

Панегирические жанры в связи с паратеатральными зрелищами (триумфальными шествиями и другими действами). Художественное время, организация пространства и система персонажей пьес школьного репертуара, их эволюция и типология.

Тематика панегирических виршей, обретение ими собственной поэтики.

Политическая направленность проповедей Феофана Прокоповича. Риторические приемы в проповедях.



Тема 2. «Частная» литература петровской эпохи.

Рукописные анонимные повести как отражение возросшего интереса к человеческой личности. Эволюция жанра по сравнению с бытовыми повестями 17 века. Проблема «герой и общество» в повестях. Новая историческая действительность в них. Тема любви и внутреннего совершенствования в «Повести о Василии Кариотском» и «Повести об Александре, российском дворянине».

Любовные вирши: любовь как сладостное и трагическое чувство. Поэтические средства, используемые для выражения внутреннего мира человека.

Авантюрный характер пьес публичного театра. Появление пьесевопейского репертуара.

Барочные и предклассицистические черты в произведениях различных жанров.

Для тем 1, 2 форма подачи материала – лекционная. К разделу 1 относится также практическое занятие 1 «Культура петровской эпохи – закономерный этап развития или результат чуждого влияния?» (см. темы практических занятий).

Тексты для чтения в разделе 2. Повесть о Василии Кариотском. Повесть об Александре. Несколько образцов панегирических и любовных виршей (по выбору студента). Одна из проповедей Феофана Прокоповича (по выбору). Трагедокомедия Феофана Прокоповича «Владимир», Пьесы Федора Журовского «Слава российская» и «Слава печальная». Одна из пьес школьного репертуара на выбор (в добавление к указанным выше).

Раздел 3. Литература русского классицизма.

Тема 1 . Становление жанровой системы классицизма в творчестве Антиоха Кантемира и Василия Тредиаковского.

Становление и эволюция жанра сатиры у Кантемира. Роль переводов и эпиграмм в этом процессе. Попытка писателя улучшить силлабическую систему стихосложения («Письмо Харитона Макентина»). Переработка в соответствии с новыми идеями первых сатир.

Творчество Тредиаковского как экспериментальное пространство в русской литературе. Разнообразие жанров. Переводы. Теоретические работы: реформа стихосложения, изменение представлений о литературном языке и поэтических средствах. Классицизм Тредиаковского.

Тема 2.Эволюция жанра торжественной оды в русском классицизме.

От первых опытов в жанре приветственных стихов в творчестве Тредиаковского к «регулярной» торжественной оде.

Тематика и поэтика торжественной оды Ломоносова. Композиция, точка зрения адресанта, отношения адресата и адресанта, фигуры и тропы. Метафора как главный троп в его одах.

Державин как разрушитель жанра оды. Изменение отношений адресата и адресанта. Принадлежность адресата всем сферам бытия, адресанта – только быту. Пейзаж, натюрморт, бытовые детали в торжественной оде Державина и их функции.

Торжественная ода в последней трети века.

Ода как главный жанр русского классицизма.

Тема 3. Философская ода в русской литературе.

Деизм Ломоносова и его отражение в философской оде. Бог как демиург, человек как песчинка и одновременно как познающее сознание. Гипербола и ее функция в этом жанре.

Новые отношения между человеком и творцом в философских одах Державина. Человеческая душа как частичка Творца. Новые ценности в «деревенских» стихах.

Развитие анакреонтической и нравоучительной оды в последней трети века.

Тема 4. Русская классицистическая трагедия.

Путь А.Сумарокова к жанру трагедии. Песни и притча как подготовительный материал. Драматизм внутреннего конфликта в песнях. Социальное противостояние в сумароковских притчах.

Эволюция трагедийного конфликта: от борьбы долга и страсти к противостоянию с тираном, в душе которого страсть подчинила себе долг. Два периода «трагедийного» творчества Сумарокова.

Последующая эволюция русской трагедии. Трагедия Я.Княжнина в ее отношении к сумароковской трагедии.

Длятем 1-4 форма подачи – лекционная. К разделу 3 относится также практическое занятие 2 «Философские и эстетические основы характеристики русского классицизма» (см.темы практических занятий).







Сейчас читают про: