Примерные экзаменационные вопросы

Контрольные вопросы.

Современная драматургия.

Драматические опыты В. Ерофеева.

Художественное своеобразие драматургии Н. Садур.

Прием гротеска в современной драматургии.

Традиции драматургического авангарда 20-х гг. в творчестве современных авторов.

Специфические особенности драмы как рода литературы.

Тема преступления и наказания в современной драме.

Почему драматургию Н. Садур критики назвали «необыкновенной»?

Особенности речи героев в пьесах Н. Садур.

Чем можно объяснить популярность творчества Н. Коляды в последние годы?

Почему критики Е. Гришковцу дали имя «Человек – театр? Особенности его драматургии.

Современная поэзия

Традиции Серебряного века в поэзии И.А. Бродского.

Петербург в поэзии И.А. Бродского.

Лирический герой современной поэзии.

Истоки концептуализма.

Различие художественного образа и концепта.

Истоки концептуализма.

Ленинградская и московская школы в русской концептуалистической поэзии.

Значение мотива игры в поэзии концептуализма.

Понятие метареализма.

Истоки метареализма.

Черты метареализма.

Образ автора в поэзии метареалистов.

Направления и стили современной русской поэзии.

Современная проза

Морально-нравственный идеал в произведениях В.Г. Распутина.

Эволюция жанра рассказа в творчестве А.И. Солженицына.

Развитие темы войны в современной прозе.

Роль «физиологических» эпизодов в «Людочке» В. Астафьего.

Планетарное мышление в романе Ч. Айтматова «Плаха».

Миф о Христе в романе Ч. Айтматова «Плаха».

Автобиографический жанр в современной литературе.

Реальный автор и повествователь в автобиографическом произведении.

Традиции русского реализма 19 века в литературе 21 века.

Тема «маленького человека» в литературе 21 века.

Образ дома в повести Л. Улицкой «Медея и ее дети».

Реалистический и ирреальный планы в романе Л. Улицкой «Казус Кукоцкого».

«Авантюрно-философический» роман А. Слаповского «Я – не я». Связь жанрового определения с сюжетом.

Пространственно-временная композиция романа Г. Владимова «Генерал и его армия».

Чем произведения, написанные в эмиграции, отличаются от произведений этих же писателей, написанных после возвращения? («Бодался теленок с дубом»и «Угодило зернышко промеж двух жерновов» А. Солженицына; «Остров Крым» и «Московская сага» В. Аксенова; «Москва 2042» и «Монументальная пропаганда» В. Войновича.

«Опознавательные знаки» постмодернизма.

Игра с читателем в романе А. Битова «Пушкинский дом».

Признаки лиро-эпического жанра в произведении Вен. Ерофеева «Москва-Петушки».

«Двоемирие» прозы В. Пелевина.

Уроки отечественной истории в прозе В. Пьецуха.

Проблема «Литература и исторический факт: допустимые границы творческой интерпретации».

Жанровые разновидности русской антиутопии.

Жанровые различия между утопией и антиутопией.

Признаки антиутопии в романе Т. Толстой «Кысь».

Особенности эссеистического стиля.

Проблемы современной эссеистики.

Петербург как литературный герой современной литературы.

Положительные и отрицательные стороны современной массовой литературы.

Явление «современная женская проза».

Новое использование языка в романе С. Соколова «Школа для дураков».

Современная драматургия.

Противоречие между родовыми свойствами драмы и эстетикой постмодернизма.

Конфликт пьесы В. Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора».

Культурные ассоциации в названии пьесы В. Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора».

Поэтика абсурда в драматургии Л. Петрушевской.

Фантасмагорический театр Нины Садур.

1. Социокультурная ситуация и литературный процесс 80-90 годов 20 века. Роль “возвращенной “ литературы. Поляризация литературных изданий. Дискуссии о реализме и постмодернизме.

2. Современный литературный процесс 1990-х-рубежа веков. Изменения роли литературы и литературы и писателя. Роль массовой литературы. Литературные направления. Роль литературных премий.

3. Черты русского литературного постмодернизма. Периоды его развития. Споры о постмодернизме; его роль в обновлении современной литературы.

4. Направления и основные черты современной поэзии.

5. Концептуальная поэзия: соц-арт, концептуализм, минимализм.

6. Поэзия Дмитрия Пригова: создание имиджей авторского сознания, катастрофичность сознания.

7. Поэзия Льва Рубинштейна. Жанр каталога. Приемы ритмической организации текстов.

8. Поэзия Иосифа Бродского: синтез классических, модернистских и постмодернистских тенденций. Проблемно-тематический диапазон его поэзии.

9. Творчество А. Солженицына и осмысление в нем судьбы России в 20 веке. Новаторство и мировая роль писателя.

10. «Новый автобиографизм» С. Довлатова. Нравственные и эстетические принципы прозы писателя.

11. Бардовская песня. Б. Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Визбор, Ю. Ким. (2 автора на выбор)

12. Рок-поэзия. Б. Гребенщиков, Ю. Шевчук, А. Башлачев, К. Никольский, К.Кинчев, А.Макаревич.

13. Особенности русского национального характера в прозе Вяч. Пьецуха. («Центрально-Ермолаевская война» и др.)

14. Драматургия 1980-1990 годов.

15. Современные публикации о прозе, поэзии и драматургии конца 20-начала 21 веков. (На примере 3-х публикаций)

16. Цикл миниатюр «Затеси» В. Асафьева. Смысл названия и его связь с нравственно-философской проблематикой коротких рассказов.

17. Жанровые эксперименты и формы в современной прозе.

18. Жанровые разновидности и темы современной русской фантастики

19. Литература русского зарубежья в современном литературном процессе. (Г.Владимов, С.Соколов, В.Войнович, В.Аксенов, С.Довлатов).

20. Языковые процессы в литературе конца столетия.

21. «Веселый солдат» В. Астафьева: новая проза о войне.

22. Образ Петербурга в прозе 20 – 21 веков. В.Пелевин «Хрустальный мир». Т.Толстая «Река Оккервиль». Образ Петербурга в рассказах А.Битова «Полет с героем», В.Конецкого «Огурец навырез».

23. Проза Л. С. Петрушевской: энциклопедия женской жизни от юности до старости. Абсурдность мира. Гиперреализм как художественный метод

24. «Женская проза» в современной литературе: Т. Толстая, Л. Улицкая, Л.Петрушевская, В. Токарева, В. Нарбикова. Женщина как объект и субъект в искусстве.

25. Современная действительность, судьба страны в малой прозе В.Распутина. Высота гражданской позиции («В ту же землю», «Женский разговор», «Под небом ночным» и др.).

26. Е.Носов. Тематика, проблематика, художественный мир малой прозы.

27. Судьба и характер «простого человека» в повестях и рассказах В.Астафьева. Художественная система писателя как диалогическая оппозиция жестокого натурализма и открытой сентиментальности.

28. Проза Ч.Айтматова. Нравственные, философские, социальные проблемы. Обращение к мифу, легенде и к проблемам современности в романе «Плаха».

29. Современный русский рассказ. Жанровое многообразие. Тенденции развития. Характеристика малой прозы В. Астафьева, В. Распутина, Е. Носова, Ю. Бондарева, А. Солженицына.

30. Творчество А. Битова - рассказы, повести, очерки, литературно-критические эссе. «Книга путешествий».

31. Модель мира в современной антиутопии: Т. Толстая «Кысь», Л. Петрушевская «Новые Робинзоны».

32. Открытие фантомной природы советской реальности в повести В. Пелевина «Омон Ра». Синтез реальности и фантастики

33. Социально-психологический гротеск в произведениях В. Аксенова. Новое осмысление советского утопического сознания в повести «Затоваренная бочкотара». Потусторонний утопизм повести «Поиски жанра».

34. «Новый детектив» Б. Акунина.

35. Проблематика, художественный мир малой прозы В. Быкова («Болото», «Волчья яма», «Стужа»).

36. Литературные итоги 20 века (по статье Н. Лейдермана «Траектории «экспериментирующей эпохи». «Вопросы литературы». - 2002. - № 4.)

37. Произведения ведущих отечественных фантастов: тематика, жанры, направления.

38. Цикл С. Довлатова «Чемодан»: история нереализованной жизни.

39. Цикл С. Довлатова «Компромисс»: анекдотичность, драматическое и комическое, абсурд.

40. Бессмысленность и бесконечность истории, позиция страдания в рассказах Вик. Ерофеева («Галоши» и др.)

41. Сказочное мироотношение как модель индивидуальной поэтической утопии в рассказах Т. Толстой («Факир» и др.).

42. Театр постмодернизма: Н. Садур, Вен. Ерофеев, Е. Гришковец.

43. Выражение авторского мироощущения, образ бытия в «Диких животных сказках» Л. Петрушевской.

44. Тематика, проблематика, идейный мир повестей Ю. Полякова «Небо падших», «Демгородок».

45. Жанр романа сегодня (по статье «Роман ли то, что я пишу? Отчет о Букеровской конференции» / Вопросы литературы. – 2005. - № 2).

46. Поэзия рубежа веков (по статье А.Алехина «Из века в век. Субъективные заметки о десятилетии русской поэзии» / Вопросы литературы. - 2004. - № 6. и др.)

47. Кризис и переосмысление реалистической традиции в литературе 1990-х годов. Кризис жанра романа и активизация некоторых форм реалистического романа.

48. Оценка состояния и перспектив развития русской литературы в статье В. Распутина «Мой манифест».

49. Гипотеза о постреализме. Постреализм в литературе 1980-1990 годов.

50. Романы В. Пелевина. Их постмодернистская поэтика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: