double arrow

Практическое занятие №6


Практическое занятие №5

Практическое занятие №5

Вариант А

Тема: Художественный образ и своеобразие поэтического стиля С. Есенина.

План

1.Виды художественных образов (заставочный, корабельный, ангелический). Имажинизм. («Ключи Марии»).

2.Метафорика как средство «раздвинуть поэтическое зрение» («Осень»,
«Хулиган», «Кобыльи корабли», «Пантократор»).

3. Олицетворение как способ выражения мысли Есенина о родстве человека
и природы. («С добрым утром», «Покрасней рябина...», «Пороша», «Зеленая косынка», «Клен ты мой опавший...», «О красном вечере задумалась
дорога...», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Не жалею, не зову,
не плачу...», «Отговорила рощ а золотая...»).

4. Художественная деталь в поэзии Есенина, ее функции и значение («В ха­те», «Песнь о собаке», «Топи да болота,..», «Край ты мой заброшенный»,
«Черная, потом пропахшая...»).

5. Цветопись («Не бродить, не мять в кустах багряных», «Голубень», «Песнь
о собаке», «О красном вечере задумалась дорога», «Табун», «Опять рас­
кинулся узорно...», «За горами, за желтыми долами», «Гой ты, Русь моя
родная»).

6. Фольклорные основы поэтики С. Есенина (образы, афористичность, музыкальные повторы, символика) («Никогда я не был на Босфоре...», «Низ­кий дом с голубыми ставнями...», «Гаснут красные крылья заката..»).




Повторить термины: художественный образ, метафора, троп, олицетворение, символ, цветопись.

Список литературы

1. Есенин С. Стихотворения.

2. Марченко А. Поэтический мир Есенина. - М.: Советский писатель, 1989. -
С.7-26, 75-90.

3. Ермилова Е. О лирическом герое Есенина/В мире Есенина. - М.: Советский писатель, 1986. - С.227-246.

4. Галкина-Федорук Е. М. О стиле поэзии С. Есенина. - М., 1965. - С.54-71.

5. Прокушев Ю. С. Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. - М'.: Молодая гвардия,
1989.

6. Вельская Л. Песенное слово: Поэтическое творчество С. Есенина (в по­
мощь учителю). -М.: Просвещение, 1990.

7. Марков В. Очерк истории русского иманжинизма // Звезда. – 2005. – 2.

Вариант В

Тема: Библейские мотивы в творчестве С. Есенина.

План

1. Вера как приятие философских и нравственных начал религии в мировоз­зренческом комплексе С. Есенина:

а) истоки религиозного мировоззрения;

б) «Ключи Марии» - исследование проблемы выражения души народа через веру и фольклор.

в) споры в литературоведении о функции религиозных символов и библейских сюжетов в поэзии Есенина (Юшин, Прокушев);

г) эволюция библейских мотивов в лирике Есенина.

2. Библейские образы и реминисценции в лирике Есенина:

а) библейские легенды, обряды, предания;

б) образ Христа как символ добра, мира, справедливости.
3 Библейская символика в поэзии:

а) цветовое изображение религиозных символов;

б) метафоры и эпитеты, выросшие на библейской почве;



в) церковная лексика.

Задание: Составить словарь библейских образов (10).

Тексты: «Шел Господь...», «Радуница», «Ключи Марии», «Сорокоуст».

Список литературы

1. Матвеев А. Библеизмы в русской словесности //Русская словесность. -
1992.-№3.

2. Марченко А. Поэтический мир Есенина. - М.: Советский писатель, 1989.

3. Галкина-Федорук Е. М. О стиле поэзии С. Есенина. - М., 1965. - С.54-71.

4. Прокушев Ю. С. Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. - М.: Молодая гвардия,
1989.

5. Коржан В. Символика в поэзии С. Есенина //Филологические науки. -
1986. - №2.

6. Юшин П. Поэзия С. Есенина. - М., 1965.

Тема: Дискуссии последних лет вокруг творчества и судьбы В. Маяковского.

Задания:

1. Определить основные направления и аспекты дискуссии.

2. Дать объективную оценку, привести аргументы оппонентов.

3: Дать анализ дискуссии вокруг книги Ю. Карабчиевского «Воскресение Маяковского»:

- с какими догмами о Маяковском полемизирует Ю. Карабчиевский?

- какой видится критику доминанта творчества раннего Маяковского?

- как характеризует критик художественное мышление Маяковского?

- как характеризует отношение Маяковского к современной власти

- какую роль играет поэзия Маяковского в идеологическом обществе?



- как объясняют критики самоубийство?

4. Значение дискуссии: «новый» Маяковский в свете последних лет.

Повторить термины: мировоззрение, метод, автор и лирический герой.

Список литературы

1. Михайлов А. У подножия великана. По поводу одной дискуссии о Маяковском //Лит. газета. - 1988. - 10 февраля.

2. Бабаев Г. Маяковский в зеркале сегодняшних споров //Лит. газета. - 1988.
- 20 июля.3.

3. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. - М., 1990.

4. Костиков В. Концерт для глухой вдовы //Огонек. - 1989. - № 7.

5. Дискуссия вокруг книги Ю. Карабчиевского /Михайлов А. Маяковский:
кто он? Иванова Н. Сбросили Маяковского с Парахода Современности.
Аннинский Л. Карабчиевский против Маяковского /Театр. - 1989. - № 12.

6. Два взгляда: Ю. Карабчиевский. Воскресение Маяковского /Пурин А.
Прощание с гипсовым кубом, Топоров В. Прогулка с памятником. - Звез­да. - 1991. - № 9.

7. Ковский В. «Желтая кофта» Ю. Карабчиевского //Вопр. лит. - 1990. - №3.

8. Троцкий Л. Самоубийство Маяковского //Лит. обозрение. - 1990. –

9. Коржавин Н. В соблазнах кровавой эпохи //Новый мир. - 1992. - № 8. - С.144.

10.Жолковский А. Поэтика произвола и произвольность поэтики //Знамя. -

1993. -№11.

11. Дядичев В. Маяковский. Жизнь после смерти //Наш современник. - 1993. - №12.

12. Ушаков А. Маяковский – вчера и сегодня// Известия РАН. Серия литературы и языка. – 2007. № 5.







Сейчас читают про: