Практическое занятие №8
Список литературы
Практическое занятие № 7
Практическое занятие №7
Вариант А
Тема: Театр В. В. Маяковского.
План
1. Театр - «не отображающее зеркало, а увеличительное стекло»:
а) история создания и постановок пьес Маяковского;
б) проблематика пьес;
в) образ времени, будущего в пьесах.
2. Приемы сатирической типизации в пьесах:
а) исследование психологии массы в «Мистерии-буфф»;
б) «оживленные тенденции» в пьесах «Клоп» и «Баня»;
в) условность и саморазоблачение - приемы сатиры.
3.Своеобразие жанра пьес Маяковского (мистерия-буфф, феерическая комедия, драма с цирком и фейерверком).
4.Новаторство и традиции принципов драматургии Маяковского:
а) традиции народного театра;
б) принципы агиттеатра: условность, зрелищность, действенность, злободневность, плакатность, аллегоричность.
Повторить термины: жанр, драматургия, сатира, тенденция, приемы сатирического преувеличения.
Список литературы
1. Маяковский В. Мистерия-буфф. Клоп. Баня. Статьи о театре.
2. Смирнов-Несвицкий Ю. Зрелище необычайнейшее: Маяковский и театр. -
Л.: Искусство, 1972.
3. Ростоцкий Б. Маяковский и театр. - М.: Искусство, 1952.
4. Свердлова Т. Комедии Маяковского и современная драматургия. - Киев,
1987.
5; Михайлов А. Мир Маяковского. - М.: «Современник» 1990. - С.391-422.
6. В мире Маяковского (Февральский А. Первая советская пьеса: Дуганов Р.
Замысел «Бани»). - М.: Советский писатель, 1984. - кн.1. - С.232-259,
394-435.
7. Фролов В. Муза пламенной сатиры. - М.: Советский писатель, 1988. -
С.20-40, 46-59.
8. Михайлов Л. Перечитывая «Баню» //Вопросы литературы. - 1993. - №3.
Вариант В
Тема: Булгаков - Маяковский: диалог сатириков.
План
1. Маяковский и Булгаков в контексте эпохи. Образ Маяковского в «Записках на манжетах».
2. «Оружия любимейшего род» и амбивалентность природы Булгаковского
смеха:
а) объект сатиры;
б) мотив будущего.
3. Автопародия в «Багровом острове» и гротеск в «Клопе».
4. «Маяковский» мотив в «Мастере и Маргарите».
Тексты: Маяковский В. Цикл Портреты. Бюрократиада. Клоп..Баня и др.
Булгаков М. Записки на манжетах. Собачье сердце. Роковые яйца. Багровый остров. Мастер и Маргарита.
1. Фролов В. Муза пламенной сатиры. - М.: Советский писатель, 1978.
2. Бабичева Ю. Комедия-пародия «Багровый остров». Жанры в историко-литературном процессе. - Вологда, 1989.
3. М. А. Булгаков - драматург и художественная культура его времени. – М., 1997.
4. Неводов Ю. Маяковский и Булгаков: спор о драме и уроки полемики. Литературные традиции в поэтике М. Булгакова. - Куйбышев, 1990.
5. Перцов В. Маяковский В. Жизнь и творчество М., 1976. - Т.З.
6. Поэтика советской литературы 20-х годов. - Куйбышев, 1989.
Вариант А
Тема: Драматургия М. Зощенко.
План
1. Судьба пьес Зощенко. Каковы причины отхода от сатиры в театре?
2. В чем вы видите влияние драматургии на творческую манеру писателя в
работе над прозой?
3. «Стиль эпохи» в пьесах Зощенко. Как решает автор проблему абсурда
жизни?
4. Своеобразие жанра в пьесах Зощенко. В чем причины обращения к жанру
водевиля? Можно ли назвать пьесы Зощенко данью теории «бесконфликтности»? Почему? В чем видит Зощенко новый путь драматургии?
Тексты: Зощенко М. Опасные связи. Парусиновый портфель. Очень приятно. Пусть неудачник плачет.
Список литературы
1. Филиппова А. Драматургия М. Зощенко 40-х годов //Литературное обо
зрение, 1995.
2. Фролов В. Муза пламенной сатиры. - М.: Советский писатель, 1978.
3. Щеглова Е. Триумф и трагедия М. Зощенко //Нева. - 1994. - №3.
4. Жолковский А. Зощенко из XXI века//Звезда. - 1996. - №5.
5. Советский театр 20-х г. // НЛО. – 2007. - №3.
Вариант В
Тема: Драматическая сказка Е. Шварца «Дракон»: интеллектуальный конфликт и проблема народа.
План
1.Конфликт и центральная художественная проблема пьесы. В чем состоит
несогласие Ланцелота с горожанами: в 1 день, в 3 день.
2.Образы горожан (Шарлемань, Эльза, Генрих, Бургомистр). Каковы их от
ношения с режимом Дракона? Что объединяет мироощущение различных
горожан?
3.Символика образа Дракона. Хронотоп Драконьего города. Какие модификации претерпевает режим Дракона после его гибели? Что остается неизменным? Почему? Как развивается во 2-ой половине действия интеллектуальная интрига, связанная с посмертными метаморфозами Дракона, как она разрешается?
4. Логика изменения самосознания горожан. С помощью каких приемов воплощается автором эстетическая оценка? (Подтекст, рефрен).
5. Образ Ланцелота (условность). Как метаморфозы народа отражаются на
эволюции позиции Ланцелота?
6. Сочетание и взаимодействие жанровых традиций в пьесе «Дракон» (сказка, аллегория).
Список литературы
1. Шварц Е. Дракон.
2. Липовецкий М. Поэтика литературной сказки. - Свердловск, 1992. -
С. 110-120.
3. История советской драматургии. - Т.1. – М., 1994.
4. Фролов В. Муза пламенной сатиры. - М.: Советский писатель, 1988.
5. Липовецкий М. «Свободы черная работа». – Свердловск, - 1991.