double arrow

Практическое занятие № 8

Практическое занятие №8

Список литературы

Практическое занятие № 7

Практическое занятие №7

Вариант А

Тема: Театр В. В. Маяковского.

План

1. Театр - «не отображающее зеркало, а увеличительное стекло»:

а) история создания и постановок пьес Маяковского;

б) проблематика пьес;

в) образ времени, будущего в пьесах.

2. Приемы сатирической типизации в пьесах:

а) исследование психологии массы в «Мистерии-буфф»;

б) «оживленные тенденции» в пьесах «Клоп» и «Баня»;

в) условность и саморазоблачение - приемы сатиры.

3.Своеобразие жанра пьес Маяковского (мистерия-буфф, феерическая ко­медия, драма с цирком и фейерверком).

4.Новаторство и традиции принципов драматургии Маяковского:

а) традиции народного театра;

б) принципы агиттеатра: условность, зрелищность, действенность, злободневность, плакатность, аллегоричность.

Повторить термины: жанр, драматургия, сатира, тенденция, приемы сатири­ческого преувеличения.

Список литературы

1. Маяковский В. Мистерия-буфф. Клоп. Баня. Статьи о театре.

2. Смирнов-Несвицкий Ю. Зрелище необычайнейшее: Маяковский и театр. -
Л.: Искусство, 1972.

3. Ростоцкий Б. Маяковский и театр. - М.: Искусство, 1952.

4. Свердлова Т. Комедии Маяковского и современная драматургия. - Киев,
1987.

5; Михайлов А. Мир Маяковского. - М.: «Современник» 1990. - С.391-422.

6. В мире Маяковского (Февральский А. Первая советская пьеса: Дуганов Р.
Замысел «Бани»). - М.: Советский писатель, 1984. - кн.1. - С.232-259,
394-435.

7. Фролов В. Муза пламенной сатиры. - М.: Советский писатель, 1988. -
С.20-40, 46-59.

8. Михайлов Л. Перечитывая «Баню» //Вопросы литературы. - 1993. - №3.

Вариант В

Тема: Булгаков - Маяковский: диалог сатириков.

План

1. Маяковский и Булгаков в контексте эпохи. Образ Маяковского в «Запис­ках на манжетах».

2. «Оружия любимейшего род» и амбивалентность природы Булгаковского
смеха:

а) объект сатиры;

б) мотив будущего.

3. Автопародия в «Багровом острове» и гротеск в «Клопе».

4. «Маяковский» мотив в «Мастере и Маргарите».

Тексты: Маяковский В. Цикл Портреты. Бюрократиада. Клоп..Баня и др.

Булгаков М. Записки на манжетах. Собачье сердце. Роковые яйца. Багровый остров. Мастер и Маргарита.

1. Фролов В. Муза пламенной сатиры. - М.: Советский писатель, 1978.

2. Бабичева Ю. Комедия-пародия «Багровый остров». Жанры в историко-литературном процессе. - Вологда, 1989.

3. М. А. Булгаков - драматург и художественная культура его времени. – М., 1997.

4. Неводов Ю. Маяковский и Булгаков: спор о драме и уроки полемики. Литературные традиции в поэтике М. Булгакова. - Куйбышев, 1990.

5. Перцов В. Маяковский В. Жизнь и творчество М., 1976. - Т.З.

6. Поэтика советской литературы 20-х годов. - Куйбышев, 1989.

Вариант А

Тема: Драматургия М. Зощенко.

План

1. Судьба пьес Зощенко. Каковы причины отхода от сатиры в театре?

2. В чем вы видите влияние драматургии на творческую манеру писателя в
работе над прозой?

3. «Стиль эпохи» в пьесах Зощенко. Как решает автор проблему абсурда
жизни?

4. Своеобразие жанра в пьесах Зощенко. В чем причины обращения к жанру
водевиля? Можно ли назвать пьесы Зощенко данью теории «бесконфликтности»? Почему? В чем видит Зощенко новый путь драматургии?

Тексты: Зощенко М. Опасные связи. Парусиновый портфель. Очень приятно. Пусть неудачник плачет.

Список литературы

1. Филиппова А. Драматургия М. Зощенко 40-х годов //Литературное обо­
зрение, 1995.

2. Фролов В. Муза пламенной сатиры. - М.: Советский писатель, 1978.

3. Щеглова Е. Триумф и трагедия М. Зощенко //Нева. - 1994. - №3.

4. Жолковский А. Зощенко из XXI века//Звезда. - 1996. - №5.

5. Советский театр 20-х г. // НЛО. – 2007. - №3.

Вариант В

Тема: Драматическая сказка Е. Шварца «Дракон»: интеллектуальный кон­фликт и проблема народа.

План

1.Конфликт и центральная художественная проблема пьесы. В чем состоит
несогласие Ланцелота с горожанами: в 1 день, в 3 день.

2.Образы горожан (Шарлемань, Эльза, Генрих, Бургомистр). Каковы их от­
ношения с режимом Дракона? Что объединяет мироощущение различных
горожан?

3.Символика образа Дракона. Хронотоп Драконьего города. Какие модификации претерпевает режим Дракона после его гибели? Что остается неиз­менным? Почему? Как развивается во 2-ой половине действия интеллек­туальная интрига, связанная с посмертными метаморфозами Дракона, как она разрешается?

4. Логика изменения самосознания горожан. С помощью каких приемов воплощается автором эстетическая оценка? (Подтекст, рефрен).

5. Образ Ланцелота (условность). Как метаморфозы народа отражаются на
эволюции позиции Ланцелота?

6. Сочетание и взаимодействие жанровых традиций в пьесе «Дракон» (сказка, аллегория).

Список литературы

1. Шварц Е. Дракон.

2. Липовецкий М. Поэтика литературной сказки. - Свердловск, 1992. -
С. 110-120.

3. История советской драматургии. - Т.1. – М., 1994.

4. Фролов В. Муза пламенной сатиры. - М.: Советский писатель, 1988.

5. Липовецкий М. «Свободы черная работа». – Свердловск, - 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: