Практическое занятие №9.
Практическое занятие № 8.
Вариант С
Тема: Концепция и поэтика комедии 20-х годов.
План
1. Характеристика основных идейно-эстетических тенденций комедии 20-х
годов.
2. Комедия Н. Эрдмана «Самоубийца»:
а) сюжет бытового абсурда и его социальное наполнение, основной конфликт
пьесы (конфликт несоответствия между явлением и сущностью) двойственность и двусмысленность сценического пространства; масочность как общий принцип организации комедии;
б) система действующих лиц, особенности психологизма, многослойность
комизма;
в) образ Подсекальникова (роль мотива мнимости, ошибки);
г) язык действующих лиц, характер комического слова у Эрдмана (реплика,
диалог, образ эпохи, эффект узнавания).
3. «Зойкина квартира» М. Булгакова как трагикомедия. Комический и трагический аспекты пьесы, их взаимодействие:
а) в построении сюжета;
б) в системе образов;
в) пафос образов Аметнстова и Абольянова.
4. Судьба комедий Н. Эрдмана и М. Булгакова на сцене.
|
|
Список литер атуры
1. Эрдман Э. Самоубивца.
2. Булгаков М. Зойкина квартира.
3. Фролов В. Муза пламенной сатиры. - М.: Советский писатель, 1988.
4. Велехов В. В. Самый остроумный //Театр. - 1990. - №3.
5. Василевский А. О драме и комедиях Н. Эрдмана//Октябрь. - 1988. - №3.
6. Гудкова В. Время и театр М. Булгакова. - М., 1988.
7. М. А. Булгаков - драматург и художественная культура его времени. - М.,
1988.
8. Иняхин А. Танго на закате//Театр. - 1989. - №8.
9. Гуськов Н. От карнавала к канону. Русская комедия 20-х г. – Спб,. 2003.
10.Щеглов Ю. Конструктивистский балаган И. Эрдмана // НЛО. – 1998. - №3. – С.118-160
11.Сухих И. Самоубийца // Звезда. – 2003. - №12.
План
1. Сатирический взгляд Булгакова на революционную трансформацию русского общества. Прокомментируйте слова профессора Преображенского:
«Да, я не люблю пролетариата» и докажите действенное отношение к нему автора («Собачье сердце»). Охарактеризуйте активных представителей
новой действительности (Кальсонер, Швондер, Шариков и др).
2. Темы науки, культуры и творческого труда в повестях. Гоголевская традиция темы «маленького человека» в повести «Дьволиада».
Повторить термины: сатира, фабула, фантастика, экспозиция.
Список литературы
1. Булгаков М. Дьяволиада. Роковые яйца. Собачье сердце.
2. Соколов Б. Михаил Булгаков. - М.: Знание, 1991. - С.18-29.
3. Чудакова М. Послесловие к публикации повести «Собачье сердце»
//Знание. - 1987. - №6.
4. Сюзанна Фуссо. «Собачье сердце» - неуспех превращения//Литературное
обозрение. - 1991. - №6. -С. 29-34.
5. Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова. - М.: Советский писатель,
1983.
Вариант А
Тема: Нравственное и философское в образе Мастера («Мастер и Маргарита» М. Булгакова).
|
|
План
1. Роль истории Мастера и Маргариты в романе.
2. Мастер в системе персонажей:
а) Мастер – Иешуа Га-Ноцри;
б) Мастер – Левий Матвей;
в) Мастер – Иван Понырев;
г) Мастер – Маргарита;
3. Автор и его герой.
4. Мастер – попытка превратить маленького человека в Человека.
5. Мотив света в романе. Отречение мастера: слабость или необходимость? Как должен поступить Мастер, чтобы его нельзя было упрекнуть в отречении? Почему покой Мастера навсегда останется обещанным ему? Прокомментируйте слова Левия Матвея: «Он не заслужил света, он заслужил покой». А был ли нужен Мастеру свет? 32 глава - прощение или прощание?
Повто рить термины: художественный образ, система образов, роман.
Список литературы:
1. Булгаков М. Мастер и Маргарита.
2. Канчуков Е. Расслоение Мастера //Литературное обозрение. - 1991. -№5.
- С.75-78.
3. Андреев П. Беспросветы и просвет //Литературное обозрение. - 1991. -
№5.-С.107-112.
4. Яновская Л. Треугольник Воланда //Литературное обозрение. - 1991. -
№5.-С. 182-202.
5. Соколов Б. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». - М.: Наука, 1991.
-С.143-173.
6. Золотусский И. Заметки о двух романах М. Булгакова //Литературная учеба. - 1991. -№2.-С.158-166.
7. Вулис А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». - М.: Художественная литература, 1991.
8. Барков Г. Кто они, Мастер и Маргарита? - М.: Наука, 1991. - №5.
9. Соколов Б. Тайны «Мастера и Маргариты». – М., 2006.