Иорданская лестница
Зимний дворец
Представление на масленицу
«Месса животных»
Ансамбль «Мадригал» (2.35)
* * *
Из сказанного становится ясным, что человек того времени отличался завидным чувством юмора, удивительным умением радоваться жизни, а также необычайной живостью характера. Эта живость была одним из проявлений более общего свойства, присущего эпохе Барокко. Обозначим его словом динамизм, что подразумевает насыщенность энергией, действием, движением.
Последний из названных признаков получил своеобразное претворение в зодчестве. Фасады зданий стали отличаться исключительной сложностью: гибкие и подвижные текучие формы, резко выдвинутый рельеф карнизов, колон и портиков, криволинейные очертания (архитектурная плоскость становится искривлённой или изломанной, используются выгнутые и вогнутые поверхности, витые колонны и т.д.). Одним из образцов всего перечисленного можно считать Церковь Сан - Карло в Риме (её полное название: Сан-Карло алле Куатро Фонтане, 1634–1667). Это плод фантазии итальянского архитектора Франчско Борром ни (1599–1667) – его причисляют к самым блестящим мастерам причудливо-живописного стиля барокко.
Франческо Борромини
Церковь Сан - Карло в Риме
В полной мере особенности этого стиля присущи и внутреннему облику сооружений Борромини, что в данном случае дополняется роскошью скульптуры, росписей, лепнины и разнообразием материалов.
Франческо Борромини
Церковь Сант - Аньезе в Риме
В России идею подчёркнутого динамизма великолепно передавал в архитектурных формах Варфоломей Растр лли ([Растрэлли] 1700–1771, о его отце, скульпторе Бартоломео Растрелли будет упомянуто позже). Когда мы входим в главный вестибюль его прославленного творения – Зимнего дворца (Петербург), где ныне располагается знаменитый Эрмитаж, и начинаем подниматься по Иорданской лестнице, то вместо чётких, прямых лестничных маршей находим текуче-изогнутые очертания как линии перил, так и формы ступеней (таким образом, характерно барочная криволинейность представлена здесь как бы «в квадрате»). Стиль барокко заявляет о себе и в резко сопоставленных цветовых контрастах: белоснежный мрамор лестницы и тёмные колонны (это напоминает характерный для барочной живописи контраст «белого» и «чёрного», о чём речь впереди), а рядом густая позолота с чрезвычайно усложнённым рисунком лепнины. И во всём – особая роскошь пышного дворцового интерьера.
Варфоломей Растрелли
Уникальным примером растреллиевского динамизма следует считать Екатерининский дворец в Царском селе (ныне г.Пушкин), строившийся в 1752–1757 годах. Его пышный и чрезвычайно протяжённый, трёхсотметровый фасад, выходящий в парк, отличается невероятным богатством и разнообразием форм. Сложность архитектурной композиции заключается в её многосоставной структуре – парковый фасад состоит из вереницы малых фасадов, каждый из которых выдержан в своём роде. Объединяет их изощрённая сложность и непрерывное обновление членений и форм (обработка поверхности, ритм выступов, скульптурное убранство, всевозможные типы окон, наличников, колонн и т.д.). Это многообразие увенчано взлётом золотых куполов дворцовой церкви (чисто русский мотив с очень оригинальной трактовкой луковичной формы куполов).
Варфоломей Растрелли
Музыкальное искусство эпохи Барокко выработало свои формулы двигательной динамики, которые условились обозначать словом моторика. Действительно, в ряде случаев это самый настоящий «мотор», работающий безостановочно, в незамирающей пульсации и великолепно воплощающий сосредоточенный ритм созидательных процессов. Такого рода энергию впервые стал передавать в быстрых частях своих инструментальных концертов итальянский композитор Антонио Вив льди (1678–1741). Заострённое выражение мощный двигательный напор не раз получал в музыке Иоганна Себастьяна Баха, чем-то напоминая бесперебойно работающий механизм. Вслушаемся в одну из его Маленьких прелюдий для клавира.
Маленькая прелюдия до минор (В.999)
(1.08)
Особые грани жизнелюбия принёс с собой стиль рокок, который возник во Франции уже на завершающих стадиях эпохи. И если «на входе» (вторая половина XVI века) искусство барокко начиналось с маньеризма, то «на выходе» (первая половина XVIII столетия) оно во многом трансформировалось в рококо.
Стиль этот отличался светлой, беззаботной, «сибаритской» настроенностью, переводя едва ли не всё в плоскость наслаждения, лёгкости, праздного существования, беспечной игры. Зачастую это было искусство неглубокое, подчас даже поверхностное, но ему невозможно отказать в обаятельной, располагающей к себе изящной грациозности и элегантности. Вот почему фигурирует и другое обозначение этой манеры – галантный стиль, что справедливо, поскольку он был связан с атмосферой светской жизни, и значение французского слова галантный (учтивый, вежливый, изысканный) как нельзя более отражает суть данного художественного направления.
Стиль рококо затронул все виды искусства, но самые значительные результаты принёс в живописи, архитектурном интерьере и музыке.
Живопись рококо отличается изяществом и декоративностью, в её сюжетах почти всегда присутствует такое любопытное свойство: картины напоминают тщательно отрежиссированные театральные сценки. Особую тональность приобретает и колорит – при всей красочности он становится мягким, изысканным, чуть блёклым. Истоком рококо в живописи послужило творчество французского художника Антуна Ватт (1684–1721) со свойственной ему трепетностью рисунка и изысканной нежностью пастельных тонов. Одна из характерных его работ – «Праздник любви» (между 1717 и 1719), где в парке у статуи богини любви Афродиты, сопровождаемой Амуром, дамы и кавалеры разыгрывают галантные сценки.
Антуан Ватто