Политическая стратегия — это набор действий и тактических приемов, применяемых организациями в политической, юридической или социальной сфере, для сохранения своей позиции, обеспечивающей ее преимущества и влияние на других участников процесса. Политические виды деятельности организации связаны с идентифицированием вопросов, которыми она хочет заниматься, выявлением ее оппонентов и союзников, арены, на какой она хочет действовать. Организация проводит политическую стратегию, если она определяет набор политических действий, указанных в табл. 7.1, для достижения какой-то конкретной цели.
Организация может заниматься широким диапазоном политических видов деятельности: от долгосрочных, продолжающихся длительное время и стоящих больших денег (например, лоббирование или запуск PR-программы с целью улучшить имидж организации в глазах местного сообщества), до краткосрочных, специальных и дешевых (например, подарок местной благотворительной структуре или временное включение своего сотрудника в благотворительную организацию для оказания помощи в реализации какого-то проекта).
|
|
Таблица 7.1. Примеры политической деятельности организации
Категория действий | Пример действий |
Узко сфокусированные виды деятельности | |
Лоббирование | Сотрудник по финансам встречается с сенатором Х, чтобы обсудить налоговые последствия для организации в результате взносов ею средств в политическую компанию этого сенатора |
Написание писем и работа с корреспонденцией | Директор-распорядитель отправляет письмо по интересующему его вопросу |
Офисы спикеров | PR- отдел отправляет на заседание местного клуба опытного оратора, умеющего хорошо произносить тосты. |
Благотворительная деятельность | Пожертвования |
Арбитражные и посреднические структуры | Работники и менеджеры согласны на проведение обязательного для обоих сторон арбитража по вопросам, указанном в контракте |
Кризисный менеджмент | Пожар на заводе: установлена связь с пожарной командой, следуют звонки в местные медийные средства. А также работникам предприятия, занятым в следующей смене. |
Широко сфокусированные виды деятельности | |
Рекламирование своих взглядов | Рекламная компания, привязанная к обсуждению нового закона. |
Программы, связанные с имиджем компании | Слоган организации активно демонстрируется по ведущим каналам |
Паблик рилейшнз и общественная деятельность | PR- отдел проводит новую компанию, чтобы нейтрализовать недавно появившиеся плохие высказывания в прессе о деятельности компании |
Отношения с местным сообществом | Отдел исследований и разработок спонсирует виды деятельности связанные с отдыхом жителей. (поддержка команд по футболу и пр.) |
Выступления на заседаниях комитетов конгресса | Советник компании по правовым вопросам выступает перед комитетом Палаты представителей в связи с последствиями из-за изменения трудового законодательства |
Анализ политических рисков | Организация готовится выйти на рынок стран третьего мира и старается оценить безопасность своего персонала и инвестированного капитала |
Организации реализуют политические стратегии в рамках политической системы — постоянно изменяющегося театра, где актеры — правительство и его агенты, общественность, ее представители, медийные средства и другие лица, влияющие на общественное мнение.
|
|
Приведенные выше примеры показывают, каким образом корпорации пытаются реализовывать свои политические стратегии на множестве арен. Coca-Cola отчаянно сражалась, чтобы сохранить свои хорошие позиции с учетом произошедших негативных событий, соответствующего восприятия их общественностью, и чтобы удовлетворить требования отдельных национальных законодательных органов. Microsoft ведет битву в «суде общественного мнения», одновременно стараясь защититься от формальных обвинений Министерства юстиции в обычном суде. Компании, занимающиеся спутниковым телевидением, активно лоббировали комитеты Конгресса, чтобы те изменили существующие законы; одновременно они настойчиво пытаются продвигать выгоды для зрителей, если у них будет более «ровное игровое поле», похожее на то, где действуют провайдеры услуг кабельного телевидения. Другими словами, политическая стратегия может осуществляться на формальных правительственных и неформальных аренах. В качестве формальных правительственных арен используются избирательные кампании, законодательные, исполнительные и юридические системы; неформальных — общественное мнение, действия медийных средств, неформальные отношения с местными группами, а также виды деятельности локального и регионального масштаба.
При помощи политической стратегии организации стремятся получить позиции, обеспечивающие им постоянное или временное преимущество. Например, компания, защищая свои патенты, может подать на другую иск. И наоборот, к аналогичным мерам может прибегнуть и конкурент. В этом случае суд может запретить компании занимать планируемую позицию, обеспечивающую ее преимущество, предписав, что она не может использовать патент или должна изъять какой-то сегмент своей товарной серии с рынка. Таким образом, различия между временным и постоянным преимуществом слабые и относительно легко устраняемые. Например, когда речь заходит о действиях законодательных или регулирующих органов, организации необходимо влиять на них и поддерживать некоторых ее членов, причем в первую очередь во время голосования, а не до него или после. Это пример «временного» преимущества. Но поскольку политические или регулирующие действия на формальной арене приводят к установлению
правил игры, результаты голосования могут быть долговременными и очень значимыми для организации.