Принципы положенные в основу нового суда

Была уничтожена независимость суда. Как на этот счет высказывался член коллегии Наркомюста М.Ю. Козловский: "Суды не более и не менее, как органы власти, как органы диктатуры. Забудьте иллюзии о независимости судов. Надо раз навсегда сказать, что это такие же органы нашей работы, как орган ВСНХ. Это исполнительные органы власти пролетариата".

Профессиональные юристы вытеснялись из судебной системы. Комиссар юстиции Ярославской губернии Сергеев еще в 1918 году на съезде комиссаров юстиции сформулировал и принципы политики по отношению к прежним кадрам: "Нет особенной нужды в старых опытных юристах -- на практике их помощь дает нехорошие результаты, -- они каждый декрет истолковывают по-своему -- по юридическому, -- и так, что спорить с ними не приходится, тогда как чувствуется, что декрет этот должен пониматься иначе".

В 1922 году участники Московского губернского съезда деятелей юстиции единодушно сделали вывод, что за четыре года революции они "создали целую школу в тысячи своих пролетарских правоведов, доселе не имевших понятия о юридических науках и даже малограмотных". Низкий уровень правовой и общей культуры выдавался за достоинство и воспроизводился системой подготовки юридических кадров. В 1928 году среди судей члены ВКП(б) составляли 85,6 процента; почти половина судей имела стаж работы по юридической специальности менее 3 лет; высшее юридическое образование имели 5,9 процента судей, 17,2 процента получили среднее юридическое образование либо одолели юридические курсы.

Изменились принципы работы суда: если прокурор буржуазной России А.Ф. Кони высказываясь о влиянии суда на воспитание масс говорил, что "на суде должен быть дан пример уважения к человеческому достоинству", то спустя около полувека нарком юстиции, он же прокурор советской России давал другую трактовку. Суд должен "влиять на сознание широких народных масс через применение репрессий и именно репрессий через устрашение", — написал Н.В. Крыленко в теоретическом и практическом комментарии к Основам судоустройства, судопроизводства и материального уголовного права СССР.

Крыленко утверждает, что во главу угла судебной работы должна быть поставлена именно карательная деятельность. Он категорически возражает тем юристам, которые требуют разграничить судебно-правовую защиту революции от внесудебной, применяемой органами ЧК и ГПУ, и заявляет, что не видит большой разницы между деятельностью пролетарских судов и внесудебной расправой других пролетарских органов.

ВЧК в системе внесудебной юстиции.

Внесудебная юстиция действовала в советской России несколько десятков лет, менялись лишь формы и структуры репрессивных органов: ВЧК, ГПУ, ОСО. выполняли политические задачи вопреки общечеловеческим понятиям и представлениям о праве, о правосудии, о правах и свободах личности.

7 (20) декабря 1917 года Совет Народных Комиссаров по предложению Ф. Э. Дзержинского принимает постановление об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем.

Всероссийская Чрезвычайная Комиссия явилась первой исторической формой советских органов государственной безопасности. Она же стала государственным органом, обладающим правом непосредственной расправы и стоящим вне всякой правовой системы. Первые два месяца со дня учреждения, ВЧК обладала лишь правом предварительного следствия, передавая возбужденные ею дела на рассмотрение в революционные трибуналы. Но уже в феврале 1918 года, опираясь на ленинский декрет от 21.02.1918 г. ВЧК объявила, что она будет осуществлять непосредственную расправу над определенными лицами, т.е. применять расстрел без следствия и суда. ЧК обзаводится своим собственным Особым ревтрибуналом, не связанным какими-либо процессуальными формами.

В течение короткого времени с момента создания ВЧК широкая сеть чрезвычаек была раскинута по всей России: появились: губернские, уездные, городские, волостные, сельские, транспортные, фронтовые, железнодорожные, фабричные. Сюда же можно прибавить особые отделы, чрезвычайные штабы, карательные отряды. Уездные ЧК состояли, как правило, по штатному расписанию, из 9-10 человек, а губернские ЧК включали 120-130 человек.

Только по официальным данным ВЧК и размножившиеся на местах "чрезвычайки" за первый год своей работы (1918 год -- половина 1919 года) арестовали лишь в 20 губерниях 87 тысяч и расстреляли 8 389 человек.

Основой деятельности ВЧК были не законы, а руководящие директивы большевистской партии, и в первую очередь, ее вождя. Известны более шестисот ленинских статей, речей, обращений, заметок, писем, телеграмм, телефона грамм, распоряжения, проектов постановлений и резолюций, имеющих непосредственное отношение к ВЧК-ГПУ. Только сборник "В. И. Ленин и ВЧК", выпущенный вторым изданием в 1967 году, включает 630 документов, написанных Лениным или при его непосредственном участии.

Только с мая 1918 года по 1920 год включительно вопросы о деятельности ЧК двадцать шесть раз стояли в повестке дня заседаний ЦК и объединенных заседаний Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б). Политбюро ЦК практически на каждом заседании решало вопросы, имеющие непосредственное отношение в ВЧК. От имени ЦК РКП(б) курировал работу ВЧК И. Сталин.

Формально ВЧК подчинялась Совету Народных Комиссаров при сохранении контроля за ее деятельностью со стороны Комиссариата юстиции и Комиссариата Внутренних дел.

Наиболее крупными группами подвергшихся репрессиям, являлись: 1) участники антикоммунистических подпольных организаций и мятежей 1920-1921 гг., 2) крестьяне -неплательщики продналога. Но репрессиям подвергались и другие категории населения. Например, по приговорам местных чека расстреливались женщины, имевшие малолетних детей, и подростки, не достигшие 16-летнего возраста.

Например, только в продовольственную кампанию 1921/22 года в Сибири состоялось 1871 заседание сессий ревтрибуналов и народных судов. Они рассмотрели 16 тысяч дел, 15 тысяч из которых закончились обвинением неплательщиков налога. Принимая во внимание, что по одному делу, как правило, проходило в среднем 5-6 человек, нужно признать, что десятки тысяч крестьян лишились большей части или всего своего имущества, т. е. были разорены, тысячи крестьян были приговорены к различным срокам лишения свободы и трудовым исправительным работам на шахтах, стройках и промышленных предприятиях.

Сотни людей были расстреляны по приговорам чека и трибуналов, вынесенным на основании фальсифицированных чекистами и трибунальскими следователями данных.

Уже в начале 20-х годов чекисты активно взяли на вооружение провокацию. Провокация - это не только большой террор, это процессы, которые тогда ставились по известным сценариям. Уже в 1920 году у нас было раскрыто чекистами несколько заговоров, которые на самом деле не существовали в реальности.

Частичное представление о масштабах применения самой суровой меры наказания - расстрела - дает доклад председателя Алтайской губчека, представленный местному партийному руководству. Согласно его информации, только в 1920 г. Алтайская губчека приговорила к расстрелу десять тысяч человек.

Революционные трибуналы 18 марта 1920 года ВЦИК издал Положение о революционных трибуналах. Это положение было принято в целях объединения деятельности органов по борьбе с преступными деяниями, направленными против рабоче-крестьянской власти и установленного революционного порядка и достижения единства в применении мер репрессии. Члены ревтрибуналов стали избираться сроком на три месяца, при этом один из них должен являться представителем коллегии губернской ЧК. Предварительное следствие стало возлагаться на ЧК. Кроме общих ревтрибуналов, осенью 1918 года были учреждены революционные военные трибуналы в РККА. В соответствии с Положением, утвержденным ВЦИК 20 ноября 1919 года, реввоентрибуналы создавались при соответствующих революционных военных советах для рассмотрения дел о преступлениях, совершенных военнослужащими. В период гражданской войны и иностранной интервенции органы ВЧК на основании Декрета СНК “Социалистическое Отечество в опасности!” от 21 февраля 1918 года и постановление СНК “О красном терроре” от 5 сентября 1918 года применяли внесудебные репрессии. В постановлении ВЦИК от 17 февраля 1919 года “О Всероссийской Чрезвычайной Комиссии” указывалось, что по делам, расследуемым ЧК, приговоры выносят только революционные трибуналы, которые к тому же наделялись правом проверки следственных действий. В начале 1919 года на местах была создана следующая система военных революционных трибуналов:1) революционные военные трибуналы фронтов2) революционные военные трибуналы армий.Несколько позднее были организованы отделы революционных военных трибуналов армий при дивизиях в отдельных бригадах. Мероприятия, направленные на укрепление суда до проведения общей судебной реформы К 1921 году существовали три самостоятельные, почти не связанные между собой, судебные системы губернских революционных трибуналов, революционных военных трибуналов, военно-железнодорожных трибуналов. Кроме того, особо существовал Верховный революционный трибунал при ВЦИК. Система общих судов (народные суды, губернские советы народных судей) также не имела единого центра. Объединение указанных систем революционных трибуналов в одну было произведено декретом ВЦИК от 23 июня 1921 года. Этим декретом при ВЦИК был учрежден единый Верховный трибунал. Он являлся единым кассационным органом и органом судебного надзора для всех действовавших на территории РСФСР трибуналов, а также судом первой инстанции для дел особой важности. В составе Верховного трибунала при ВЦИК были созданы четыре коллегии: 1) кассационная 2) судебная 3) военная 4) военно-транспортная. В автономных республиках и областях были открыты отделения Верховного трибунала. Эти отделения в национальных областях и республиках создавались по соглашению с высшими органами власти этих республик и областей и с утверждения Президиума ВЦИК. Председатель Верховного трибунала и его заместитель назначались ВЦИК. Кассационная коллегия состояла из председателя пленума Верховного трибунала или его заместителя – члена- докладчика и двух членов из состава коллегий Верховного трибунала. Верховный трибунал имел право привлекать к участию в формировании коллегий трибуналов Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) и Народный комиссариат по продовольствию (Наркомпрод). Пленуму Верховного трибунала принадлежали все права по надзору, контролю и ревизии, а также инструктированию всех трибуналов республики по всем вопросам, имеющим принципиальный характер. Вопрос об учреждении высшего судебного контроля получил разрешение в законодательном порядке 10 марта 1921 года с изданием Положения о Высшем судебном контроле НКЮ РСФСР. Осуществление Высшего судебного контроля было возложено на Народный комиссариат юстиции РСФСР. Введение в жизнь этого института имело целью установление правильного и единообразного применение всеми судебными органами законов РСФСР и соответствие из деятельности общему направлению политики рабоче-крестьянского правительства. К функциям Высшего судебного контроля были отнесены: 1) общий надзор за деятельностью судебных органов 2) признание не имеющими законной силы вступивших в законную силу судебных приговоров или решений, требующих пересмотра в порядке надзора 3) разрешение вопроса о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам, независимо от того, каким органом республики эти дела были рассмотрены. Наряду с отделом Высшего судебного контроля, учрежденного в составе НКЮ РСФСР, существовал и Военный отдел Управления судебного надзора Верховного трибунала при ВЦИК. Таким образом, в советских республиках была создана судебно-надзорная инстанция, призванная осуществлять судебный порядок не только в отношении общих судов, но и революционных, в том числе и военно-революционных трибуналов. Предпосылки судебной реформы 1922 г. С окончанием гражданской войны, возобновлением мирной жизни и переходом государства к новой экономической политике перед судами появились новые задачи. Уровень преступности в начале 1920-х годов в России оставался высоким, но в ее структуре произошли изменения. Сократились преступления, связанные с вооруженными попытками свержения власти, бандитизмом, организацией массовых беспорядков, зато возросло кол-во вредительств на промышленных предприятиях, диверсий, преступлений в торговле. С повышением благосостояния граждан РСФСР стало больше имущественных преступлений и преступлений против личности.В феврале 1921 г. Народным комиссариатом юстиции РСФСР издано постановление «Об усилении ответственности должностных лиц за преступления, совершаемые при продовольственной работе» (СУ РСФСР. 1921. № 20. Ст.122). Весной, летом и осенью того же года Совнарком принял декреты «Об ограничении прав по судебным приговорам» и «О трудовом дезертирстве» (Там же. № 39. Ст. 209; № 46. Ст. 227), «О мерах борьбы с хищениями из государственных складов и должностными преступлениями, способствующими хищениям», «О борьбе со взяточничеством» (Там же. № 49. Ст.262; № 60. Ст.421), «О наказаниях за ложные доносы», «О контрабанде» (Там же. № 77. Ст.639; № 79. Ст. 674) и др.В мае 1922 г. в РСФСР был принят первый Уголовный кодекс, четко установивший круг преступных деяний и определивший меры наказания за их совершение.Результатом предпринятой в начале 1920-х кодификации уголовно-процессуального законодательства стало принятие 25 мая 1922 г. первого Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. В кодексе впервые были предприняты попытки определить и законодательно закрепить стадии советского уголовного процесса. Кодекс устанавливал следующие стадии уголовного процесса: возбуждение уголовного дела, дознание и предварительное следствие, предание суду, судебное разбирательство, постановление приговора, кассационное рассмотрение, исполнение приговора.Кодекс внес некоторые ограничения прав граждан на защиту по сравнению с первыми нормативно-правовыми актами о суде. Так, участие защитника допускалось лишь со стадии судебного разбирательства. На стадиях дознания и предварительного следствия его участие нормами УПК не предусматривалось.Несмотря на достаточно совершенное нормативное содержание кодекса, просматривалось значительное расхождение этого содержания с существовавшей судебной практикой. Причины чему были: во-первых, низким культурным и профессиональным уровнем большинства работников юстиции на местах и, во-вторых, постоянным вмешательством в процесс осуществления правосудия партийных и советских органов. Судебная реформа 1922 года Проведение Судебной реформы 1922 года обусловлено изменившимися в стране социальными условиями (новая экономическая политика), наличием большого массива несистематизированного нормативного материала и в то же время существенных пробелов в законодательстве. В условия новой экономической политики изменилось соотношение уголовных и гражданских дел. Особенно выросло количество последних.Принято считать, что собственно судебная реформа началась с принятия 11 ноября 1922 г. ВЦИК постановления об утверждении Положения о судоустройстве РСФСР (СУ РСФСР.1922. № 69. Ст. 902).Согласно Положению, на территории РСФСР стала действовать единая система судебных учреждений. Она состояла из:1. Народный суд в составе постоянного судьи.2. Народный суд в составе того же постоянного народного судьи и двух народных заседателей.3. Губернский суд.4. Верховный суд РСФСР и его коллегии.Последний начал функционировать с 1 января 1923 года.Название в законе новой судебной системы единой неудачно, т.к. ст. 2 Положения, указывавшей, что в РСФСР временно действовали военные и военно-транспортные трибуналы, а также другие судебные учреждения. Таким образом, Положение о судоустройстве предусматривало существование двух систем судов (общие суды и военные трибуналы) вместо трех систем (народные суды, революционные трибуналы, военные трибуналы). Несмотря на указание о временном характере функционирования специальных судов, деятельность военных трибуналов продолжалась до 1990-х гг., когда они были заменены военными судами (ставшими, по сути, тоже своего рода формой специальных судов). Губернские ревтрибуналы и верховный трибунал были ликвидированы. Для рассмотрения специальных категорий дел создавались военные и военно- транспортные суды, земельные комиссии, особые сессии народных судов (по трудовым делам), позднее – арбитражные комиссии. В компетенции действовавшего в составе Верховного Суда РСФСР Пленума наряду с рассмотрением дел в порядке надзора входило толкование законов по вопросам судебной практики.Народные суды рассматривали в качестве судов первой инстанции большинство уголовных дел. Через народные суды проходило до 90% всех разрешаемых дел.Губернские суды являлись судами первой инстанции для уголовных дел, прямо отнесенных законом к их ведению, параллельно осуществляя функции судебных центров губерний и органов, рассматривавших кассационные жалобы и протесты на приговоры народных судов.Верховный Суд РСФСР выступал судом первой инстанции и кассационным судом в отношении приговоров губернских судов, а также высшим надзорным органом в отношении всех судебных учреждений Республики.С одной стороны, формально упростив существовавшую судебную систему (были ликвидированы территориальные революционные трибуналы), с другой стороны, теперь целых три звена стали действовать в качестве судов первой инстанции, вместо прежнего единого народного суда. Поэтому реального упрощения судебной системы не произошло, а произошло, скорее, ее усложнение. Наличие губернских судов и Верховного Суда РСФСР не только как судов первой инстанции, но и как кассационных и надзорных органов достаточно сильно отдалило суд от населения. Судебная реформа 1922 года закрепила основные принципы организации советской судебной системы: ее единство, построение с учетом государственного устройства, соответствие новому административно- территориальному делению. Кадровому составу судей в этот период уделялось большое внимание. Во главу угла ставился опыт революционной борьбы, а не юридическое образование и знание законов. Отсюда и социальный состав судей: при избрании предпочтение отдавалось рабочим и крестьянам. Отмечался постоянный рост числа судей-членов партии. Данные, касающиеся образовательного уровня народных судей в РСФСР, замалчивались, так как в основной своей массе эти люди не имели не только юридического, но и образования вообще. Поэтому тезис коммунистической партии «О дальнейшем укреплении социалистической законности» с людьми, большинство из которых не имели понятия о законах, был явно невыполним. Народные судьи избирались губисполкомами на один год и могли быть переизбраны вновь. Отзыв народного судьи производился по мотивированному предложению Наркомата юстиции. Такие же требования были установлены и к кандидатам в народные заседатели. Особое внимание здесь обращалось на социально-классовый состав. Земельные комиссии были образованы 24 мая 1922 года постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке рассмотрения земельных споров». Они подразделялись на:1) волостные2) уездные3) губернские.Все члены земельных комиссий при разрешении ими дел пользовались правами народного судьи. Высший контроль по спорным земельным делам и рассмотрение кассационных жалоб на решение губернских земельных комиссий возлагались на Народный комиссариат земледелия совместно с Наркомюстом и Особой коллегией высшего контроля по земельным спорам. В конце 20-х годов все дела, разрешаемые в земельных комиссиях, были переданы в систему общих судов, а Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 года эти комиссии были упразднены. Переход в условиях НЭПа к рыночной экономике, оживление товарооборота, включение банков в финансово-административную жизнь страны породили еще один орган юрисдикции – арбитражные комиссии, которые стали прообразом будущих арбитражных судов. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 года было утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями. Устанавливалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются арбитражными комиссиями: в центре – при Совете Труда и Обороны (СТО), а на местах – при областных экономических совещаниях (ЭКОСО). Высшая арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны образовывались в составе председателя, назначаемого СТО по представлению Наркомюста, и двух членов, непосредственно назначаемых СТО. Соответственно арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях образовывались в составе председателя, назначаемого СТО по представлению Наркомюста, и двух членов, назначаемых ЭКОСО. Как и другие органы специальной юрисдикции, арбитражные комиссии тоже не стали долговечными. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 января 1931 года «Об упразднении арбитражных комиссий» они были ликвидированы, а в мае 1931 года учрежден специальный административный орган – Государственный арбитраж. Губернские суды Важную роль в трехзвенной системе судебных органов, созданной в 1922 году, играл губернский суд. Он действовал в качестве суда первой инстанции по наиболее важным уголовным и гражданским делам, кассационной инстанции для дел, решенных народными судами, а также органа судебного управления в отношении народных судов губернии. Губернский суд состоял из председателя, двух его заместителей, постоянных членов и народных заседателей, привлекавшихся к участию в судебных заседаниях по первой инстанции. В составе губернского суда имелись уголовный и гражданский отделы, возглавляемые заместителями председателя суда. Как орган судебного управления губернский суд имел пленум, а с 1924 года и президиум, а также дисциплинарную коллегию для рассмотрения дел о служебных проступках судебных работников. В 1924-1925 годах в РСФСР проводилось новое административно- территориальное деление на основе экономического районирования и с учетом национальных особенностей. Вместо деления на губернию, уезд, волость вводилось новое: край (область), округ, район. В 1924 году образован Уральский областной суд, в 1925 году – Сибирский и Северо-Кавказский краевые суды. Наркомюст внес предложение в Совнарком, а последний в законодательные органы РСФСР – не создавать окружные суды, ограничившись следующей структурой: народный суд, краевой или областной суд и Верховный Суд. Ко времени проведения Судебной реформы 1922 года в системе трибуналов существовал в качестве высшего органа судебного надзора, суда первой инстанции и кассационного суда Верховный трибунал при ВЦИК, имевший отделения в республиках. Одновременно с ним в системе Наркомюста функционировал также Высший судебный контроль, осуществлявший функции надзора в отношении всех без исключения судов республики.Верховный суд РСФСР был создан постановлением ВЦИК от 18 января 1923г. и действовал в составе Президиума, Пленарного заседания, кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам, военной и военно-транспортной коллегий, дисциплинарной коллегии. Председатель Верховного суда, его заместитель, председатели кассационных коллегий, председатели судебных коллегий по гражданским и уголовным делам и председатели военной и военно- транспортной коллегий составляли Президиум Верховного суда, который являлся и органом судебного управления. Создание советской прокуратуры Важной частью Судебной реформы 1922 года было возрождение разрушенных в октябре 1917 года институтов прокуратуры и адвокатуры. Положение об адвокатуре принято ВЦИК 26 мая 1922 года, Положение о прокуратуре 28 мая 1922 года. Необходимость создания прокуратуры не вызывала споров среди юристов страны, спорным был вопрос о том, какими функциями ее наделить. Весной 1922 года Наркомюст вошел в правительство с проектом об учреждении прокуратуры как органа, который должен наблюдать за деятельностью следственных органов и поддерживать обвинение в суде, а также осуществлять надзор за законностью вообще. Предложенный вариант вызвал ожесточенные споры во ВЦИК. Во-первых, ряд деятелей коммунистической партии относились к понятию «законность» как к чему-то временному, неизбежному придатку допущенных в период НЭПа капиталистических отношений и противопоставляли ей революционную целесообразность. Прокуратура, по их мнению, являлась временным образованием. Во-вторых, споры возникли о ее подчиненности. Прокурор, утверждали противники создания прокуратуры в виде независимого органа, не должен стоять вне системы местных советских законов. В-третьих, возложение на прокуратуру надзора за законностью действий всех органов власти, по мнению некоторых противников проекта, должно было привести к дублированию уже существовавшей Рабоче-крестьянской инспекции, и поэтому следовало общий надзор исключить из функций прокуратуры, ограничив ее только судебной работой, как это было в дореволюционной России. Огромное влияние на создание прокуратуры оказала известная статья В.И. Ленина, написанная 20 мая 1922 года – «О «двойном» подчинении и законности». В ней он обосновал принцип единства социалистической законности. Указал на ошибочность требования, вытекающего из желания «сохранить законность калужскую, в отличие от законности казанской», требовал, чтобы понимание законности было одинаковым по всей Республике. Вторая важная часть ленинского тезиса заключалась в строгом подчинении прокуроров только по вертикали, для того, чтобы местные советские и партийные органы не могли оказывать на них давление. Именно эти принципиальные моменты и легли в основу Положения о прокурорском надзоре 1922 года. Созданная прокуратура, однако, не стала самостоятельным органом. Центральная прокуратура РСФСР входила в качестве IV отдела в состав Наркомюста РСФСР. Работой прокуратуры руководил заместитель Народного комиссара, старший помощник прокурора Республики. Нарком одновременно являлся и прокурором Республики. Разрешенная адвокатура Декретом N 1 о суде от 24 ноября 1917 года институт присяжной и частной адвокатуры, существовавшей до революционного переворота, был упразднен.26 мая 1922 году ВЦИК принял Положение об адвокатуре и Положение о коллегии защитников. Согласно ему при губернских отделах юстиции образовывались коллегии защитников по уголовным и гражданским делам, как самоуправляющиеся организации. Члены коллегии защитников первого созыва подбирались губернскими отделами юстиции с последующим утверждением их губернскими исполнительными комитетами. В дальнейшем право приема новых членов предоставлялось президиуму коллегии защитников. Президиум губисполкома имел право отвода принятых новых членов коллегии.. Члены коллегии защитников не имели права совмещать с работой в государственных учреждениях и предприятиях, за исключением лиц, занимающих государственные должности по выборам, а также профессоров и преподавателей юридических наук. Коллегия защитников управлялась президиумом, избираемым общим собранием ее членов. Сфера деятельности членов коллегии несколько отличалась от сферы деятельности их дореволюционных предшественников. Она не ограничивалась судебными рамками. На VI съезде работников прокурорских, судебных и следственных органов в 1929 году отмечалось, что «основная работа коллегии выражается в консультациях и пропаганде права». Кроме членов коллегии защитников правом осуществлять защиту на суде обладали близкие родственники обвиняемого и потерпевшего, представители предприятий, учреждений и ВЦСПС. Следует отметить, что вопрос о целесообразности создания и существования адвокатуры дебатировался довольно долго. Многие полагали, что советский суд достаточен для обеспечения интересов участников процесса. В стране к началу 30-х годов начала формироваться административно-командная система, и будущий карательный аппарат государства не был заинтересован в развитии адвокатуры, хотя справедливости ради надо отметить, что в самом Наркомюсте РСФСР эти веяния не приветствовались. Создание Верховного суда СССР Договор об образовании Советского Союза предусматривал учреждение при ЦИК СССР Верховного суда Союза. Верховному суду была посвящена VII глава Конституции СССР1924 года. Верховный суд давал руководящие указания верховным судам республик по вопросам общесоюзного законодательства; рассматривал и опротестовывал перед ЦИК по представлению прокурора Верховного суда постановления, решения и приговоры верховных судов союзных республик в случае противоречия их общесоюзному законодательству или интересам других союзных республик; давал заключения по предложению ЦИК СССР о законности постановлений ЦИК, СНК союзных республик СНК СССР с точки зрения соответствия Конституции Союза; разрешал судебные споры между союзными республиками; рассматривал уголовные дела по обвинению высших должностных лиц СССР в должностных преступлениях (указанные функции нашли свое отражение в первом Положении о Верховном суде СССР 1923 года). В 1926 Президиум ЦИК СССР отнес к компетенции Верховного суда также толкование общесоюзного законодательства. Позднее, в 1929 году появляется новое Положение о Верховном суде, которое представило ему право законодательной инициативы, расширило компетенцию в области общего надзора, возложило на него обязанность разъяснять общесоюзные законы по предложению ЦИК СССР и по запросам СНК СССР. 20 августа 1926 года было принято постановление ЦИК и СНК СССР, которое предусмотрело, что Верховный суд СССР является кассационной инстанцией и по делам, рассматриваемым военными трибуналами. Военные трибуналы состояли при революционных военных советах округов (фронтов), корпусов и дивизий. Они действовали пол общим контролем Наркомюста и Верховного суда и рассматривали дела о воинских преступлениях и преступлениях, направленных на ослабление боевой мощи Красной Армии. В местностях, где не было других судов, военные трибуналы рассматривали все уголовные дела. До конца 1923 года существовали военно-транспортные трибуналы, учрежденные при управлениях железных дорог. Верховный суд СССР по Положению 1923 года в своем составе имел Пленум, гражданскую, уголовную, военную и военно-транспортную коллегии (в 1926 году военно-транспортные трибуналы и военно-транспортная коллегия были упразднены; в 1930 году организованы транспортная и воднотранспортная коллегии). Упразднение в 1934 году судебной коллегии ОГПУ вызвало создание в Верховном суде Специальной коллегии. Образование Верховного суда СССР повлекло перестройку судебной системы союзных республик. Так, 11 апреля 1923 года ВЦИК утвердил Положение о Киргизском и Туркменском отделениях Верховного суда РСФСР. Структура и организация этих отделений в основном соответствовала Верховному суду РСФСР. В течении 1922-1925 года практически во всех республиках были образованы верховные суды. Положение о судоустройстве РСФСР 1926 года Задача размежевания компетенции союзных республик была решена Основами судоустройства Союза ССР и союзных республик, принятыми ЦИК СССР 29 октября 1924 года. На базе Основ было разработано Положение о судоустройстве РСФСР, введенное в действие 19 ноября 1926 года. В нем указывались задачи суда: ограждение завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и правопорядка, ею установленного; защита интересов и прав трудящихся и их объединений; укрепление общественно- трудовой дисциплины и солидарности трудящихся; осуществление революционной законности в личных и имущественных отношениях граждан. Особенности административно-территориального устройства некоторых местностей РСФСР потребовали отступления от трехзвенной системы судов. Дальневосточному краевому суду были предоставлены права кассационной инстанции в отношении областных судов, а последние рассматривали кассационные жалобы и протесты на решения и приговоры народных судов. В краях, в которые входили автономные области, областные суды также выполняли кассационные функции, но дела, рассматривавшиеся ими в качестве судов первой инстанции, направлялись в кассационном порядке не в краевой, а в Верховный суд. ВЦИК и СНК РСФСР постановлением от 30 января 1928 года признали необходимым реорганизовать коллегию Наркомюста так, «чтобы в ней в максимально полной мере было обеспечено единство руководства всеми отраслями деятельности Народного комиссариата юстиции…» Народный комиссар юстиции теперь имел двух заместителей – Прокурора Республики и Председателя Верховного суда. Руководство судебной практикой было сосредоточено в Верховном суде. Судебное управление осуществляли так называемые организационно-инструкторские управления Наркомюста и краевых (областных) судов, просуществовавшие до 1934 года. 30-е годы были годами поиска наиболее приемлемых форм управления, многое вырабатывалось на практике. Нежизненные формы управления отмирали, на смену им приходили новые. Так произошло и с округами. 23 июня 1930 года ЦИК и СНК СССР постановили провести к 1 октября 1930 года ликвидацию округов. А это, естественно, повлекло и упразднение окружных органов юстиции. 4 августа 1930 года коллегия Наркомюста РСФСР приняла постановление о перестройке органов юстиции в этой связи. Интересно, что Наркомюст РСФСР предложил передать в подсудность народных судов все дела, ранее составлявшие компетенцию окружных судов, в том числе и те, по которым можно было применить высшую меру наказания, однако Правительство Республики с этим не согласилось. 10 июля 1934 года был образован Народный комиссариат внутренних дел СССР с включением в его состав Объединенного государственного политического управления (ОГПУ). Судебная коллегия ОГПУ была упразднена, и все дела теперь направлялись по подсудности: Верховный суд СССР, Военная коллегия Верховного суда СССР, военные трибуналы округов и соответствующие судебные органы. В 1933 году была создана Прокуратура СССР как самостоятельный и независимый орган. Верховный суд сосредоточил свою деятельность в области судебного надзора. Товарищеские суды Еще одним органом, возникшим в рассматриваемый период, стали товарищеские суды. История их создания такова. Еще 5 апреля 1921 года СНК РСФСР утвердил Положение о дисциплинарных товарищеских судах «в целях поднятия трудовой дисциплины и производительности труда». Они могли применять различные взыскания, вплоть до увольнения с работы и направления в исправительно-трудовой лагерь на срок до 6 месяцев. Однако в 1923 году в связи с новой экономической политикой это Положение было отменено. Постановлением ВЦИК и МНК РСФСР от 27 августа 1928 года были созданы товарищеские суды на предприятиях. Они рассматривали дела о взаимных обидах, оскорблениях и другие мелкие дела, по которым было достаточно морального воздействия на провинившихся со стороны окружающих. Главной их задачей провозглашалась борьба за производственную дисциплину, а также с пережитками старого быта. Создавались товарищеские суды и в сельской местности. 29 сентября 1930 года ЦИК СССР принял постановление об организации сельских общественных судов. К их ведению были отнесены дела о нарушениях общественной безопасности и порядка, правил охраны здоровья, о хулиганстве, побоях, оскорблениях, мелких имущественных и трудовых спорах. Сельские общественные суды были организованы во всех союзных республиках. В 1933- 1934 годах появились их разновидности – колхозные и кочевые суды. Сельский общественный суд образовывался при сельсовете в составе председателя, его заместителя и сельских общественных судей в количестве не менее 15 человек. Председателя и его заместителей избирал пленум сельсовета из числа членов сельсовета, а утверждал районный исполком. Сельские общественные судьи избирались на общем собрании граждан. Постановления сельских судов являлись окончательными, обжалованию не подлежали и приводились в исполнение немедленно. 16 октября 1933 года ВЦИК и СНК утвердили Положение о кочевых общественных судах в национальных округах и районах северных окраин РСФСР. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20 февраля 1931 года для усиления борьбы за твердую производственную дисциплину и ликвидацию подрывающих ее пережитков старого быта товарищеские суды были реорганизованы в производственно-товарищеские. Туземные суды Особое место в истории советской судебной системы занимали так называемые туземные суды. Гордостью судебной системы, свидетельствующей о ее демократичности, является, как показала мировая практика, воплощение в жизнь принципа отделения суда от администрации. В советской России этот принцип полностью соблюден не был. 20 января 1927 года было принято постановление Президиума ЦИК СССР, которое разрешило в северных окраинах РСФСР возложить исполнение судебных функций на туземные органы управления (административные) в лице родовых (тундровых, островных) Советов. Особенностью являлось и то, что органы туземного управления при рассмотрении судебных дел могли применять местные обычаи, если последние не противоречили советскому законодательству. Таким образом, в силу недоразвитости судебной системы наряду с советским законодательством использовались и нормы обычного права. Решения и приговоры родового (тундрового, островного) Совета в двухмесячный срок могли быть обжалованы в районный туземный исполнительный комитет, который пересматривал эти дела по существу в судебных заседаниях, а решение районного туземного исполкома в двухмесячный срок можно было обжаловать в народный суд.. Отсюда другая особенность этих судов - установление дополнительных судебных инспекций, что не вписывалось в действующую в РСФСР судебную систему. В 1927 году появилось еще одно постановление ВЦИК и СНК РСФСР, которое уточнило подсудность местных органов управления. К их компетенции относились все гражданские дела, проистекающие из брачных и семейных отношений. Из уголовных дел туземным органам управления были подсудны преступления, направленные против частных лиц, оскорбление словами и действием, клевета, хулиганство, кража и скупка краденого, присвоение, мошенничество и т.п.

Литература:

Коссов И.А. (начальник Методического отдела РГГУ, ст. преподаватель ИЭУП РГГУ.) Судебная реформа 1922 г. и российское уголовно-процессуальное законодательство

Пашин С.А. Краткий очерк судебных реформ и революций в России. // Отечественные записки. №2 (11), 2003


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: