double arrow

Ответственность за экологические правонарушения. Экологический контроль в России проводится в форме государственного, муниципального, производственного и общественного контроля


Экологический контроль

Экологический контроль в России проводится в форме государственного, муниципального, производственного и общественного контроля.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

Решения, принимаемые должностными лицами государственного экологического контроля, обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, должностными лицами и гражданами. На основании этих решений соответствующие банковские учреждения должны прекращать финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете органом государственного экологического контроля.

Муниципальный экологический контроль осуществляется на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами, в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.




Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с российским экологическим законодательством должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия - административную и гражданско-правовую ответственность за экологические правонарушения и преступления.

Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований экологического законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами.



Материальную ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

В Уголовном кодексе РФ 1997 г. экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26).

В ней предусмотрена уголовная ответственность за:

-нарушение правил экологической безопасности при производстве работ;

-нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов;

-нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами;

-загрязнение вод;

-загрязнение атмосферы;

-загрязнение моря;

-нарушение законодательства о континентальном шельфе;

-порчу земли, незаконную добычу водных животных и растений;

-нарушение правил охраны рыбных запасов;

-незаконную охоту;

-незаконную порубку деревьев и кустарников;

-уничтожение или повреждение лесных массивов.

При определении величины вреда, причиненного здоровью граждан, учитываются:

-степень утраты трудоспособности потерпевшим;



-необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья;

-затраты на уход за больным;

-иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности;

-затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии;

-потери, связанные с моральными травмами;

-невозможность иметь детей или риск иметь детей с врожденной патологией.

Вопросы и задания по теме:

1. Дайте определение экологического права.

2. Как российское законодательство определяет понятия "охрана окружающей среды", "рациональное природопользование" и "экологическая безопасность"?

3. В чьем ведении, согласно Конституции РФ, находится охрана окружающей среды, рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности?

4. Определите экологические функции государства.

5. Что представляет собой общее природопользование?

6. Какие виды государственных органов экологического управления Вам известны?

7. Что понимается под нормированием в области природопользования и охраны окружающей среды в российском законодательстве?

8. Что в российском экологическом праве понимается под оценкой воздействия на окружающую среду?

9. Какие виды экологической экспертизы Вам известны?

10. Какой вид природопользования в обязательном порядке требует получения лицензии или разрешения?

11. Какие виды особо охраняемых природных территорий выделяется российским законодательством?

12. В каких формах проводится экологический контроль в России?

13. Какую ответственность по российскому законодательству несут юридические лица за экологические правонарушения?

Правовые акты и литература:

1. Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» от 14 июля 1982 г.;

2. Земельный кодекс РФ от 30 октября 2001 г.; ФЗ "О недрах" от 8 февраля 1995 г.;

3. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г.;

4. ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г.;

5. ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г.;

6. ФЗ «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.;

7. Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г.;

8. ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995г.

9. ФЗ «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г.;

10. Закон РФ «О градостроительстве в Российской Федерации» от 14 июля 1992 г.;

11. ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г.;

12. Указ от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии РФ по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития»;

13. Указ от 1 апреля 1996 г. «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»;

14. Указ от 2 октября 1992 г. «Об особо охраняемых территориях Российской Федерации»;

15. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Экологическая безопасность, устойчивое развитие и природоохранные проблемы. -М.: МГФ "Знание", 1999.

16. Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. М., 1998.

17. Бекяшев К.А. Принципы и источники международного экологического права. //Международное публичное право. /под ред. К.А. Бекяшева. М., 1999.

18.. Бринчук М.М. Экологическое право. М., 2000.

19. Дубовик О.Л. Экологические преступления: Коментирий к главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. М., 1998.

20. Копылов М.Н. Право на развитие и экологическая безопасность развивающихся стран (международно-правовые вопросы). М., 2000.

21. Лопашенко Н.А. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 УК РФ. СПб., 2002.







Сейчас читают про: