Вопрос 3. Меры, направленные на получение доказательств

Рассматриваемые меры создают условия, необходимые для обнаружения и оценки доказательств, установления факта правонарушения и личности делинквента. К ним следует отнести:

- проверку документов у граждан, должностных лиц, водителей транспортных средств и у лиц, сопровождающих грузы;

- личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице;

- досмотр и осмотр транспортного средства.

- осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов;

- медицинское освидетельствование на состояние опьянения,

- проведение опроса граждан и должностных лиц (взятие у них объяснений) по поводу совершения административного правонарушения;

- проведение экспертизы и т.п.

Правовой основой проверки документов у граждан и должностных лиц является п. 2 ст. 13 закона "О полиции". Согласно этой норме сотрудники полиции имеют право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения.

Проверка документов осуществляется в целях подтверждения (установления) личности проверяемого лица, которое подозревается в совершении преступления или административного правонарушения.

Фактическим основанием применения сотрудниками полиции указанной меры является фактор достаточности оснований подозревать лицо в правонарушении Законодательство РФ не разъясняет суть данного понятия. Сотрудник полиции субъективно оценивает данный фактор. При этом достаточные основания подозревать граждан или должностных лиц в совершении правонарушения могут быть сформулированы применительно к основаниям задержания по подозрению в совершении преступления. 

Сотрудники полиции могут обнаружить и иные признаки, дающие основания подозревать лицо в совершении правонарушения (показания технических средств контроля скорости движение автомототранспортных средств, сходство лица с приметами правонарушителя, попытка лица при встрече с сотрудником полиции скрыться или остаться незамеченным и т.п.).

В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713 документами, удостоверяющими личность гражданина, необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

-паспорт; свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста;

- заграничный паспорт - для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории Российской Федерации;

-удостоверение личности - для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов);

- военный билет - для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или контракту;

- справка об освобождении из мест лишения свободы - для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

- иные выдаваемые органами внутренних дел документы, удостоверяющие личность гражданина (например, водительское удостоверение, удостоверение сотрудника органа внутренних дел).

Кроме того, к документам, удостоверяющим личность гражданина, в соответствии с действующим законодательством относятся: дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка), временное удостоверение личности гражданина РФ, удостоверение личности государственного служащего (сотрудника прокуратуры, таможенных, налоговых органов, налоговой полиции, судьи и т.д.).

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, в административно-деликтном процессе может проводиться в отношении лиц, совершивших деяния, подпадающие под признаки административного правонарушения. Такой досмотр может проводиться как до возбуждения дела об административном правонарушении (например, на месте выявления правонарушения), так и после (как правило, в помещении дежурной части органа внутренних дел).

Целью досмотра является получение доказательств, необходимых для обеспечения своевременного правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, а именно - обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Следует полагать, что досмотр выполняет обеспечительно-пресекательную функцию. Кроме обеспечения производства по делу об административном правонарушении, результатом досмотра может быть пресечение правонарушения, если были обнаружены орудия или предметы его совершения, которые изымаются у досматриваемых лиц, не давая тем самым продолжать противоправную деятельность, используя эти орудия или предметы.

Законодательство не указывает конкретный перечень административных правонарушений, являющихся фактическим основанием проведения личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице. Следует полагать, что фактическим основанием проведения досмотра является совершение лицом административного правонарушения (подозрение в его совершении) и субъективное предположение сотрудника полиции о нахождении у этого лица каких- либо предметов (орудий), имевших непосредственное отношение к правонарушению. Например, фактическим основанием проведения личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, осуществляющим незаконную торговлю товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 14.2 КоАП), может служить совершение указанного административного проступка и предположение о наличии у правонарушителя в сумке или в одежде указанных товаров (например, спиртные напитки, лекарственные средства, рыба ценных пород и т.п.).

Юридическим основанием проведения личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, является материальная норма (статья КоАП, устанавливающая административную ответственность за выявленное правонарушение) и процессуальные нормы КоАП РФ - ст. 27.1 и ст. 27.7.

Статья 27.1 КоАП закрепляет цели применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе и личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, а порядок досмотра закреплен в ст. 27 7 КоАП РФ.

Требования, предъявляемые законом к порядку проведения досмотра:

Личный досмотр должен проводиться с участием двух понятых одного пола с досматриваемым. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), проводится также с участием двух понятых, причем их пол значения не имеет. Вместе с тем закон позволяет в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находится оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, проводить как личный досмотр, так и досмотр вещей, находящихся при физическом лице без понятых (ч. 4 ст. 27.7 КоАП).

В случае необходимости в ходе досмотра сотрудники полиции могут применить фото- и киносъемку, видеозапись и другие средства фиксации доказательств, что является положительной инновацией нового КоАП, как для придания весомости доказательствам по делу об административном правонарушении, так и уголовному процессу, если в ходе досмотра выявляются признаки преступления.

Процессуальным документом, в котором фиксируется факт и результаты проведения досмотра, является протокол досмотра либо о проведении досмотра делается запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми Если лицо, подвергнутое досмотру (владелец досмотренных вещей), отказывается от подписания протокола, то в протоколе делается соответствующая запись.

Юридическим основанием проведения личного досмотра является также п. 25 ст. 13 закона «О полиции». Порядок проведения указанного досмотра регулируется ст. 27.7 КоАП Российской Федерации.

Указанный досмотр, являясь административной мерой, в большей степени связан с выявлением и пресечением преступлений и к административно-юрисдикционной деятельности не имеет прямого отношения, хотя не исключены случаи, когда в ходе проведения этого досмотра выявляются признаки не преступления, а административного правонарушения, например, хранение наркотических средств в небольших размерах (ст. 6.8 КоАП Российской Федерации).

Досмотр и осмотр транспортного средства также является важным инструментом выявления административного правонарушения или преступления и получения доказательств по выявленным деликтам.

Рассматриваемые меры административного принуждения являются по характеру предупредительно-пресекательными, хотя при выявлении административного правонарушения просматривается и явный административно-процессуальный, обеспечительный их характер.

Пункт 25 статьи 13 закона "О полиции" предоставляет право сотрудникам полиции осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов, а также производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях.

Понятие осмотра и порядок его осуществления в законодательстве не определены. Однако анализ различных нормативно-правовых актов (УПК РФ, закона "Об оперативно-розыскной деятельности", Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел, Наставления по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД РФ и др.) дает основания под осмотром транспортных средств понимать действия уполномоченных лиц по визуальному обследованию транспортных средств в целях обнаружения признаков противоправных действий и других фактических данных, необходимых для предотвращения и пресечения правонарушений, предупреждения дорожно-транспортных происшествий, а также иных обязанностей, возложенных на полицию.

При проведении осмотра транспортного средства и грузов сотрудники полиции проверяют документы, необходимые для эксплуатации транспортного средства и перевозки груза, выявляют очевидные технические неисправности транспортного средства, осуществляют сбор доказательств, изобличающих конкретных лиц в совершении административного правонарушения или преступления, в том числе в причастности к дорожно-транспортному происшествию.

Досмотр транспортного средства представляет собой обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности. Целью досмотра, исходя из ч. 1 ст. 27.9 КоАП, является обнаружение орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Фактическим основанием досмотра транспортного средства является совершение водителем административного правонарушения или подозрение, что транспорт используется в противоправных целях. Противоправными целями могут быть действия, подпадающие по своим признакам под административное правонарушение или преступление, например, подозрение в незаконной перевозке оружия, наркотиков, различных товаров (спирт, алкогольная продукция и т.п.).

Закон устанавливает, что досмотр транспортного средства осуществляется сотрудниками органов внутренних дел (полиции) в присутствии лица, во владении которого оно находится. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствии указанного лица. Закон не устанавливает конкретный перечень случаев, которые относятся к не терпящим отлагательства. Сотрудник полиции субъективно определяет наличие фактора безотлагательности.

Закон не предусматривает обязательность наличия понятых при досмотре транспортного средства. Однако, если досматривается груз и вещи, находящиеся в транспортном средстве, то наличие понятых в таких случаях обязательно.

О досмотре транспортного средства составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. В ходе досмотра могут применяться различные средства фиксации вещественных доказательств (фото- и киносъемка, видеозапись и др.), о чем делается запись в протоколе досмотра. Процедура подписания протокола аналогична процедуре подписания протокола о проведении личного досмотра (досмотра вещей).

Заключение

Необходимо различать административно-правовое принуждение как способ защиты правопорядка – с одной стороны, и меры административного принуждения – с другой, так как эти два понятия соотносятся как содержание и форма.

Под мерами административного принуждения следует понимать регулируемые нормами административного права юридические средства и способы принудительного воздействия, имеющие целью незамедлительное прекращение реально и открыто существующей противоправной ситуации на месте ее обнаружения путем прямого вмешательства субъекта административной власти, наделенного специальными полномочиями, в деятельность правонарушителя, а также применяемые в целях создания возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются одним из наиболее часто применяемых видов административного принуждения, применяются часто во внесудебном порядке и выражаются в ограничении прав и свобод человека, в физическом воздействии на личность, а в некоторых случаях направлены на прекращение противоправного деяния, устранение связанных с ним вредных последствий, а также на создание оптимальных условий для последующего привлечения виновных лиц к юридической ответственности.

 

Министерство внутренних дел

Российской Федерации

 

Краснодарский университет

Крымский филиал

Кафедра специальных дисциплин

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры специальных дисциплин, кандидат психологических наук, доцент

подполковник полиции

______________ М.А. Чуносов

«___» ___________ 2015  г.    

 

ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА

 

профессиональной подготовки лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе общего среднего и (или) среднего профессионального (неюридического) образования) по профессии Полицейский

ТЕЗИСЫ  ЛЕКЦИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: