double arrow

Тема № 5.3 «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»


 

Время – 2 часа

 

обсуждено и одобрено на заседании кафедры специальных дисциплин Протокол №____ от «____»____________2015 г.    Подготовил: ст. преподаватель кафедры  кандидат юридических наук   майор полиции   Цындря В.Н.  

Симферополь – 2015

Объем времени, отводимый для изучения данной темы: 2 часа.

Место проведения:согласно расписания.

Методика проведения:повествовательное изложение материала, объяснение, проблемное изложение материала.

Основное содержание темы:

1. Международный и государственный механизм обеспечения прав человека. Место и роль органов внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Задачи и функции органов внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

2. Обеспечение прав человека органами внутренних дел в условиях введения особых правовых режимов. Правовые основы ограничения прав и свобод человека в деятельности правоохранительных органов. Цели ограничения прав и свобод человека в соответствии со ст.55 Конституции РФ о правах и свободах человека, не подлежащих ограничению при любых обстоятельствах.




3. Понятие контртеррористической операции. Основание введения режима. Сроки действия режима. Права и свободы граждан, которые не могут быть ограничены в условиях режима контртеррористической операции.

4. Обеспечение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Ответственность сотрудников органов внутренних дел за нарушение прав человека.Законность в деятельности органов внутренних дел как средство обеспечения прав человека и борьбы с коррупцией.

Цели занятия:

6. Раскрытие задач и функций ОВД в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

7. Раскрытие понятия контртеррористической операции.

8. Раскрытие основания введения режима.

9. Раскрытие сроков действия режима.

План

Введение

1. Международный и государственный механизм обеспечения прав человека. Место и роль органов внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Задачи и функции органов внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

2. Обеспечение прав человека органами внутренних дел в условиях введения особых правовых режимов. Правовые основы ограничения прав и свобод человека в деятельности правоохранительных органов. Цели ограничения прав и свобод человека в соответствии со ст.55 Конституции РФ о правах и свободах человека, не подлежащих ограничению при любых обстоятельствах.

3. Понятие контртеррористической операции. Основание введения режима. Сроки действия режима. Права и свободы граждан, которые не могут быть ограничены в условиях режима контртеррористической операции.



4. Обеспечение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Ответственность сотрудников органов внутренних дел за нарушение прав человека. Законность в деятельности органов внутренних дел как средство обеспечения прав человека и борьбы с коррупцией.

Заключение


Литература:

Нормативные правовые акты:

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 декабря.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994. № 12.

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994. № 12.

4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // СЗ РФ, 08.01.2001. № 2.Ст. 163.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (ред. от 30.12. 2008)// Российская газета.     № 237. 25 декабря.

6. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ред. от 07.03.2005) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

7. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О военном положении» // СЗ РФ. 04.02.2002. № 5 Ст. 375.

8. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 25.11.2013) // http://www.consultant.ru/popular/police/ (дата обращения: 06.12.2013г.)



9. Федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности» от 10 июня 2008 г. // СЗ РФ. 16.06.2008. № 24. Ст. 2789.

10. Приказ МВД России от 15 августа 2011 г. № 939
«Об утверждении Положения об общественном совете при территориальном органе внутренних дел».

11. Приказ МВД России от 2 августа 2012 г. № 754 «О порядке посещения без специального разрешения членами общественных советов при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах помещений, занимаемых органами внутренних дел, а также мест принудительного содержания подозреваемых и подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, задержанных лиц, лиц, подвергнутых административному аресту».

Основная:

1. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейского). Часть 2: учебник / под общей редакцией В.Л. Кубышко – М.: ДГСК МВД России, 2015 – 320 с.

2. Справочник полицейского в вопросах и ответах: учебно-практическое пособие / под общей редакцией М.А. Чуносова – Симферополь: КФ КрУМВД России, 2015 – 256 с.

3. Румянцев Н.В., Кикоть В.Я., Берекашвили Л.Ш., Игнатов В.П., Коршунов Н.М. Обеспечение прав и свобод человека правоохранительными органами Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2012.

Дополнительная:

1. Обеспечение прав человека в деятельности ОВД: Учебник / Под общ.ред. Анохина Ю.В., Кикотя В.Я. – М.: ЦОКР МВД России, 2010.





Введение

Для России крайне важны понятия прав человека. Особая их значимость в жизни общества, в развитии нормальных связей и                                                                                                                    взаимодействий между людьми и социальными группами, между личностью и государством требует определить общие закономерности этих явлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения. В общественном сознании, в культуре страны – как дореволюционной, так и послереволюционной – права человека не занимали значительного места. На сегодняшний момент в России всё ещё отсутствует подлинное уважение к человеку и его правам, так как деформация правосознания, происходившая десятилетия, укоренившееся пренебрежение к правам и свободам создают ситуацию незащищенности человека, его неуверенность в предсказуемости действий властей.

Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина дополняются международно-правовыми формами их обеспечения. Поэтому важно изучать систему международно-правовой защиты прав человека, её развитие, сочетание универсальных и региональных механизмов, осуществляющих такую функцию.

Учитывая значимость прав человека в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества, следует обратить особое внимание на механизмы и процедуры их защиты, раскрыть её конституционные, судебные, административно-правовые способы, показать особенности правоохранных механизмов в зарубежных странах, их становление в российском государстве.  

Международное право исследует систему международно-правовых актов по правам человека, структуру и назначение органов, осуществляющих международно-правовую защиту этих прав.

 

Вопрос 1.Международный и государственный механизм обеспечения прав человека. Место и роль органов внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Задачи и функции органов внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а так же другими лицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой – Уполномоченный по правам человека. Однако деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости быстрейшего полного исполнения конституционного положения о создании системы административного судопроизводства (ст. 118, ч.2). Независимые и беспристрастные административные суды – необходимое средство для укрепления законности в деятельности государственных органов управления.

В статье 45 части 1 Конституции РФ говорится: “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”. Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной. Особая роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту РФ, как гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, структурные специальные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой государственной задачи.

Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В этом участвуют практически все министерства и ведомства. Например, МВД – обязано решать вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищать его имущественные и иные права от посягательств. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации также должны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и культурные права граждан.

Одним из способов защиты гражданином своих прав (пока наиболее распространенным в России) является направление жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.

В Российской Федерации возникли и официально действуют многочисленные неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставится защита прав человека. К числу таких организаций относятся общество “Мемориал”, комитеты и фонды солдатских матерей, Московский исследовательский центр по правам человека и д.р.

Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко оказываются их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидение и т.д.

В последние годы для отстаивания социально-экономических прав, широко использовались митинги, шествия, пикетирование, забастовки. Апелляция к трудовому коллективу, участникам общественных акций, к общественному мнению привлекает внимание государственных органов к имеющимся нарушениям прав и свобод, побуждает принимать меры по восстановлению законности и справедливости.

Нарушенное равноправие людей нужно защищать и восстанавливать всеми средствами, предоставляемыми Конституцией и законом. В частности, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенными законом, - от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам и т.д. до законной самозащиты и законного обращения в международные организации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных прав, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и морального ущерба (ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46, 52, 53 и д.р.).    

В формированиии принципов и норм в области прав человека определяющее место занимает ООН ее специализированные учреждения. Именно в рамках этой Организации государствами были разработаны и приняты все важнейшие международные соглашения в области прав человека. В ряде случаев принятию международно-правовых договоров предшествует разработка и одобрение деклараций и резолюций. Необходимость такого подхода во многом диктуется сложностью рассматриваемых проблем и различной позицией государств.

 В современных условиях под основными правами человека следует понимать права, содержащиеся в конституции государства и международно - правовых документах по правам человека, в частности в международном Билле о правах человека, а также в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейской социальной Хартии 1961 г. Любое основное право человека должно быть признано каждым государством-участником независимо от его конституции. Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в области прав человека становится общепризнанным принципом международного сообщества. Он закреплен и в Конституции РФ.

Особое место и особое значение данных органов обусловлены необходимостью защищать личность от необоснованных и противоправных Посягательств как со стороны отдельных индивидов, так и со стороны дру-гих государственных органов, допускающих ущемление прав граждан. Важность деятельности правоохранительных органов в рассматриваемой сфере обусловлена и тем, что они имеют своей задачей противодействие наиболее грубым и существенным нарушениям прав человека. К таковым относятся преступления и правонарушения, которые способны не только необоснованно ущемить право человека, но и лишить последнего возмож-ности пользоваться этим правом. Среди правоохранительных органов значительную роль в обеспечении прав человека играют органы внутренних дел. Обеспечение прав человека органами внутренних дел включает два направления, которые, выступая как самостоятельные элементы деятельности этих органов, тем не менее находятся в неразрывной связи друг с другом: ограничение и защита прав человека .

Основными задачами органов внутренних дел являются следующие:

разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению безопасности личности, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;

оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов, установленных законом о милиции.

Органы внутренних дел реализуют свою компетенцию по обеспечению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в следующих основных направлениях или видах деятельности: административной, оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной.

Важное место в деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека занимают организация и осуществление предупредительной, профилактической работы как наиболее эффективного и гуманного способа борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. Функции органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Деятельность органов внутренних дел по обеспече­нию прав и свобод граждан разделяется на ряд функций, под которыми пони­маются определенные ее направления. Каждая функция характеризуется обособленностью и однородностью, направленностью действия. Функции обусловлены в конечном счете объективными факторами, потребностями прак­тики. В связи с этим функции деятельности органов внутренних дел подразделяются на общие, специальные (основные) и обеспечивающие.

К общим функциям деятельности органов внутренних дел относятся: прогнозирование и планирование; организация; регулирование; учет; контроль.

Специальные (основные) функции деятельности органов внутренних дел. Цели и задачи административной деятельности направлены на поддержание условий и порядка, благоприятных для реализации гражданами и другими субъектами права их прав, свобод и выполнения обязанностей, разрешения многочисленных вопросов, возникающих в жизненных ситуациях как при правомерном поведении, так и при совершении правонарушений. Содержание деятельности органов внутренних дел, связанной с внешней по отношению к органам внутренних дел сферой, составляют специальные (основные) функции, к которым относятся следующие:

- обеспечение безопасности граждан и общественной безопасности, защита жизни, чести и достоинства личности, ее прав, свобод и законных интересов, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;

- предупреждение преступлений и других правонарушений;

- выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений и других правонарушений, принятие мер к их устранению; осуществление индивидуальной профилактической работы с правонарушителями, участие в правовом воспитании граждан;

- охрана общественного порядка на улицах, площадях, в парках, на транспорте и других общественных местах, в том числе при проведении общественно-политических, культурных, спортивных и иных мероприятий; в местностях и населенных пунктах, где объявлено чрезвычайное положение и введена особая форма управления;

- осуществление лицензионно-разрешительной деятельности, выдача лицензий на занятие частной детективной и охранной деятельностью;

- обеспечение контроля соблюдения правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства и правил транзитного проезда через территорию России, иммиграционных правил, правил регистрации документов, удостоверяющих личность, правил передвижения граждан и др.;

- обеспечение безопасности дорожного движения;

- охрана собственности в соответствии с заключенными договорами;

- оказание социальной помощи населению: принятие мер к оказанию неотложной помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, находящимся в беспомощном состоянии; принятие неотложных мер по ликвидации последствий аварий, пожаров, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий, спасению людей и оказанию им помощи, охране имущества, оставшегося без присмотра.

Обеспечивающие функции. К ним относятся кадровое, финансовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности органов внутренних дел. Общие, специальные (основные) и обеспечивающие функции находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. В совокупности они составляют сферу (объем, содержание) деятельности органов внутренних дел.

Вопрос 2.Обеспечение прав человека органами внутренних дел в условиях особых правовых режимов. Правовые основы ограничения прав и свобод человека в деятельности правоохранительных органов. Цели ограничения прав и свобод человека в соответствии со ст.55 Конституции РФ о правах и свободах человека, не подлежащих ограничению при любых обстоятельствах.

Под чрезвычайным правовым режимом можно понимать особый, допускающий возможность ограничения некоторых конституционных прав и свобод граждан, прав организаций, а также возложения на них дополнительных обязанностей, распорядок существования и деятельности государственных и общественных органов и структур, который посредством правового регулирования устанавливается государством в связи с возникновением и для целей защиты от угрозы его целостности, либо жизни и безопасности проживающих на его территории людей.

Цель чрезвычайного положения определяется как устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения.

Условием введения режима чрезвычайного положения, согласно российскому законодательству, является наличие обстоятельств, представляющих собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ.

Чрезвычайное положение может быть введено как на всей территории Российской Федерации, так и на территории одного или нескольких ее субъектов (в отдельных местностях). В этом случае оно вводится Указом Президента с немедленным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрании (на всей территории РФ — на срок до 30 дней; на части — до 60 дней). Указ Президент РФ должен быть передан на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания немедленно. Последний обязан рассмотреть его в течение 72 часов и либо утвердить, либо отменить. Нерассмотренный и неутвержденный Указ считается утратившим силу через 72 часа после обнародования.

Срок действия чрезвычайного положения может быть продлен Президентом одним Указом, который также требует утверждения Советом Федерации.

В числе оснований введения режима чрезвычайного положения закон называет 2 группы обстоятельств.

Первая касается обстоятельств, вызванных политико-социальными факторами:  попытками насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти. Вооруженного мятежа, массовыми беспорядками, террористическими актами, межнациональными, межконфессиональными и иными конфликтами, блокадой отдельных местностей.

Вторая группа охватывает факторы стихийного характера: стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии.

Чрезвычайное положение является временной мерой и может применяться исключительных случаях, связанных с обстоятельствами внутреннего для государства характера для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации (ч. 2 ст. 1 Закона о чрезвычайном положении). В этом заключается основное его отличие от режима военного положения, который применяется в исключительных случаях, связанных только с обстоятельствами внешнего характера — необходимостью отражения агрессии против Российской Федерации или предотвращения непосредственной угрозы агрессии.

Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы aгрессии.

Конституционное регламентирование чрезвычайного правового режима в России характеризуется следующими положениями:

часть 3 статьи 55 устанавливает общие правила возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина;

части 1,2 статьи 56 допускают, при наличии обстоятельств и в порядке, установленных специальным Федеральным конституционным законом , введение «чрезвычайного положения» на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях «... для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя» отдельных ограничений прав и свобод с указанием пределов и срока их действия;

в части 3 статьи 56 содержится правило, согласно которому не подлежат ограничению в любом случае права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции РФ;

статья 87 (части 2,3) предусматривает в случае «агрессии возможность введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения, режим которого определяется специальным федеральным конституционным законом;

статья 87 (часть 2), статья 88, статья 102 (пункт «б», «в» части 1) касаются процедурных моментов введения чрезвычайного правового режима (чрезвычайного либо военного положения), и устанавливают, что его уполномочен вводить Президент Российской Федерации с условием последующего незамедлительного сообщения об этом Федеральному собранию и утверждения Советом Федерации;

часть 5 статьи 109 определяет дополнительную гарантию сохранения баланса властей, согласно которой Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения.

Для восстановления и обеспечения общественного порядка и безопасности на период чрезвычайного положения в соответствии с Законом могут устанавливаться следующие административные меры:

а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;

б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;

к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

В случае введения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в пункте "а" статьи 3 Закона, для выполнения задач по обеспечению особого правового режима дополнительно могут вводиться такие меры:

а) введение комендантского часа, то есть запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;

б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;

в) приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

г) проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;

д) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности - временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;

е) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;

ж) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

Кроме того, по основаниям, указанным в пункте "б" статьи 3 Закона "О чрезвычайном положении" (при ЧС природного и техногенного характера) могут применяться следующие меры:

а) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

б) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;

в) привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;

г) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

д) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, предусмотренных пунктом "ж" статьи 11 настоящего Федерального конституционного закона и пунктом "в" настоящей статьи, и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

е) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

Вопрос 3.Понятие контртеррористической операции. Основание введения режима. Сроки действия режима. Права и свободы граждан, которые не могут быть ограничены в условиях режима контртеррористической операции.

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (в ред. от 27 июля 2006 г.) (далее - Закон о противодействии терроризму) устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом. Контртеррористическая операция определена как комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта. Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно. Решение о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение. В том случае, если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористической операции и о территории, в пределах которой она проводится, Президента РФ, Председателя Правительства РФ, руководителей палат Федерального Собрания РФ, Генерального прокурора РФ и при необходимости иных должностных лиц. На период проведения контртеррористической допускается применение следующих мер и временных ограничений:

1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;

2) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;

3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;

5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;

6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

7) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;

8) временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;

9) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;

10) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;

11) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;

12) проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

13) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция. Лицо, принявшее решение о ее проведении, по предложению руководителя контртеррористической операции объявляет ее оконченной.

Правами и свободами граждан, закрепленными в статьях, которые ни при каких случаях не могут подлежать ограничению, являются:

- право на жизнь;

-право на защиту достоинства личности, которое охраняется государством и заключается в том, что ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам;

-право на свободу и личную неприкосновенность;

-право на то, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 ч.;

-право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

-право на то, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются;

-право на обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено законом;

-право на свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;

 -право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;

-право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища;

-право на судебную защиту прав и свобод каждого гражданина. При этом решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд;

-право каждого гражданина на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты;

-право каждого гражданина на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом;

-право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом;

-право на получение квалифицированной юридической помощи;

-право каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления на использование помощи адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения;

-право на презумпцию невиновности;

-право на справедливое наказание за преступление и не использование недопустимых доказательств;

-право каждого осужденного за преступление на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания;

-право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом;

-право на обеспечение потерпевшим доступа к правосудию и компенсацию причиненного ущерба;

-право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц;

-право на то, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет;

-право на то, чтобы не нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Вопрос 4.Обеспечение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Ответственность сотрудников органов внутренних дел за нарушение прав человека. Законность в деятельности органов внутренних дел как средство обеспечения прав человека и борьбы с коррупцией.

Законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации основывается на нормах Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 25 июля 2002г. №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", иных законодательных актов. Наряду с этими нормами правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Наряду с ФЗ «О правовом положении иностранных граждан…» необходимо выделить Федеральный закон от 15 августа 1996г. №114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", регулирующий порядок выезда из РФ и въезда в РФ, Федеральный закон № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Законность и обеспечение прав личности предполагает четкое исполнении сотрудниками органов внутренних дел обязанностей по обеспечению гражданами и другими лицами своих прав и свобод.

Если при превышении должностных полномочий действия сотрудника полиции становятся причиной смерти потерпевшего или наносят тяжкий вред здоровью, то содеянное им квалифицируется по совокупности ст. 105,111 и ч. 3 ст. 286 УК РФ.

Сотрудник полиции может быть привлечен к ответственности в соответствии со ст. 109 или 118 УК РФ, если вред в результате применения или использования оружия будет причинен совершенно посторонним гражданам, но при условии, что в его действиях имеет место неосторожная вина.

Незаконное применение сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если он находился в состоянии необходимой обороны или принятия мер к задержанию лица, совершившего преступление, влечет уголовную ответственность по ст. 108 (убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление), ст. 114 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление) УК РФ.Превышение пределов необходимой обороны будет иметь место, например, в действиях сотрудника полиции, экипированного средствами индивидуальной защиты, бронежилетом, шлемом, щитом, который причинит табельным оружием смерть, тяжкий или средней тяжести вред здоровью лицу, в одиночку совершающему невооруженное на него нападение. Аналогично решается вопрос об ответственности применившего огнестрельное оружие сотрудника полиции и тогда, когда лицо, совершающее указанные деяния, задерживается группой сотрудников полиции либо является женщиной или несовершеннолетним.

За нарушение правил применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, не повлекшее существенного вреда государственным и общественным интересам, охраняемым законом правам и интересам граждан, сотрудники полиции несут дисциплинарную ответственность.

Заключение

Особое место и особое значение органов внутренних дел в механизме обеспечения прав человека обусловлено необходимостью защищать личность от необоснованных и противоправных посягательств, как со стороны иных индивидов, так и со стороны других государственных органов, допускающих неправомерные ограничения прав.

Основной задачей таких органов является противодействие наиболее грубым и существенным нарушениям прав человека. К таковым относятся преступления и административные правонарушения, способные не только необоснованно ущемить право человека, но и лишить его возможности пользоваться этим правом.

Однако и сотрудники полиции могут совершать преступления и правонарушения, неправомерно ограничивать человека и гражданина в его правах, за что могут быть привлечены к уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности.

 

Министерство внутренних дел

Российской Федерации

 

Краснодарский университет

Крымский филиал

Кафедра специальных дисциплин

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры специальных дисциплин, кандидат психологических наук, доцент

подполковник полиции

______________ М.А. Чуносов

«___» ___________ 2015  г.    

 

 

ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА

 

профессиональной подготовки лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел (на базе общего среднего и (или) среднего профессионального (неюридического) образования) по профессии Полицейский

ТЕЗИСЫ  ЛЕКЦИЙ







Сейчас читают про: