Вопрос 2. Меры административно-процессуального пресечения

Название - меры административно-процессуального пресечения связано с двойной функцией указанных мер. Они направлены на принудительное ограничение свободы передвижения лица, а также пользования определенными предметами, явившимися орудием или непосредственным объектом административного правонарушения в целях его пресечения (меры административного пресечения) и обеспечения производства по делу об административном правонарушении, т.е. возможности получения доказательств (меры административного обеспечения) и своевременного и объективного рассмотрения дела.

К указанным мерам можно отнести меры, ограничивающие свободу передвижения лица - доставление, административное задержание и привод, а также меры, ограничивающие свободу перемещения (пользования) предметами: изъятие вещей и документов; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; отстранение от управления транспортным средством.

Меры, ограничивающие свободу передвижения лица:

Доставление

Правовой основой доставления является п. 5 ст. 11 закона РФ «О полиции», предусматривающий право сотрудников полиции применять меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях и, следовательно, сам Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Под доставлением, применяемым сотрудниками органов внутренних дел согласно ст. 27.2 КоАП, следует понимать принудительное препровождение физического лица в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского населенного пункта в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

Фактическим основанием доставления является деяние лица, содержащее признаки административного правонарушения. Однако признаки административного правонарушения - это лишь одно из условий, необходимых для применения данной меры. Кроме того, должны быть обстоятельства, препятствующие составлению протокола на месте правонарушения:

-невозможность на месте установить личность делинквента (отсутствие у нарушителя документов, удостоверяющих его личность):

- поведение нарушителя препятствует составлению протокола на месте;

необходимость проведения дополнительной проверки по выяснению обстоятельств правонарушения и т.п.

Еще один фактор (условие), без наличия которого доставление не может производиться - это обязательность составления протокола об административном правонарушении. В ряде случаев наказание может назначаться без составления протокола. В частности согласно ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ в случае, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение либо налагается административный штраф.

Вместе с тем в случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении не согласно с вынесением наказания на месте совершения административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.6 КоАП РФ), г.е. у сотрудников полиции возникают основания для доставления привлекаемого к ответственности лица в орган внутренних дел или орган местного самоуправления сельского населенного пункта, если невозможно составить протокол на месте выявления административного проступка.

Доставление может применяться сотрудниками полиции при выявлении любых административных правонарушений, подпадающих под административную юрисдикцию органов внутренних дел, т.е. нарушений, которые могут рассматриваться органами внутренних дел (ст.23.3 КоАП). Кроме того, сотрудники полиции вправе применять данную меру при выявлении таких нарушений, по которым в соответствии с п. 1 ст. 28.3 КоАП органы внутренних дел (полиция) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях. Кодекс об административных правонарушениях впервые четко закрепил компетенционные полномочия должностных лиц государственных органов, в том числе и сотрудников органов внутренних дел, по составлению протоколов об административных правонарушениях, определив конкретный перечень видов административных проступков, подведомственных органам внутренних дел.

Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок (ч. 2 ст. 27.2 КоАП). Сколько конкретно времени требуется для доставления в ОВД привлекаемого к ответственности лица, закон не устанавливает. Следует полагать, что это время не должно превышать того объема, который требуется для немедленного препровождения доставляемого в служебное помещение ОВД (орган местного самоуправления сельского населенного пункта). Обычно на это уходит от 5 до 15 минут, хотя не исключены и более длительные промежутки времени, которые могут зависеть как от удаленности наряда полиции от органа внутренних дел (администрации сельского населенного пункта), так и решения неотложных задач, возложенных на органы внутренних дел, возникающих в ходе доставления нарушителя административного законодательства по маршруту их движения (преследование и задержание другого правонарушителя и т.п.).

Законом предусмотрено, что о доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении (ч. 3 ст. 27.3 КоАП).

Помимо доставления лиц, совершивших или подозреваемых в совершении административного правонарушения, сотрудники полиции вправе доставить в орган внутренних дел лицо, подозреваемое в совершении преступления. Такое доставление тоже является административной мерой, хотя и направлено на реализацию уголовно-правовых норм.

Административное задержание

Правовая основа административного задержания регулируется законом РФ «О полиции» (п. 5 ст. 11), Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 27.3), Таможенным кодексом (ст. 331) и некоторыми иными правовыми актами.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Правом осуществления административного задержания обладают:

должностные лица органов внутренних дел;

старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при ОВД;

военнослужащие внутренних войск МВД России, должностные лица автомобильной инспекции;

военнослужащие органов и войск пограничной службы;

должностные лица федеральных органов налоговой полиции;

должностные лица таможенных органов;

военнослужащие и должностные лица органов уголовно-исполнительной системы.

Каждый из вышеназванных субъектов правоприменения обладает строго определенными полномочиями по осуществлению административного задержания, т.е. вправе задерживать только за определенные виды административных правонарушений, оговоренных диспозицией ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ. В частности, должностные лица органов внутренних дел вправе подвергать административному задержанию только тех лиц, которые совершили любое административное правонарушение подведомственное органам внутренних дел как в части рассмотрения, так и в части компетенции по составлению протоколов по этим нарушениям. Кроме того, Кодексом РФ об административных правонарушениях предоставлено право должностным лицам органов внутренних дел подвергать административному задержанию лиц, совершивших любые административные правонарушения (т.е. и те, которые не подпадают под административную юрисдикцию ОВД) в случаях обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующем административном правонарушении.

Разъяснив задержанному основания и повод ограничения его прав, а также возникающие в связи с этим его права и должностное лицо органа внутренних дел (полиции) в соответствии с законом РФ "О полиции" должно предоставить возможность задержанным лицам реализовать установленную законом право на юридическую помощь; сообщить по их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании их родственникам, администрации по месту работы или учебы; при необходимости принять меры к оказанию им доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникающей в результате задержания указанных лиц

Кодекс РФ об административных правонарушениях также обязывает должностных лиц, которые применили меру принуждения административное задержание, по просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомить родственников, администрацию по месту его работы (учебы), а также защитника (ч. 3 ст. 27.3 КоАП).

КоАП, дублируя закон РФ "О полиции", отмечает, что об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

По каждому факту административного задержания составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в этом протоколе делается соответствующая запись (ст. 27.4 КоАП РФ). Законодательство не требует в этом случае присутствия понятых, которые удостоверили бы отказ задержанного подписать протокол административного задержания.

Срок административного задержания начинает исчисляться с момента доставления в орган внутренних дел (полицию), а лиц, находящихся в состоянии опьянения - с момента их вытрезвления, и не может превышать трех часов. Однако КоАП Российской Федерации предусматривает исключения из этого правила. В частности, должностные лица органов внутренних дел имеют право, руководствуясь частью 3 ст. 27.5 КоАП РФ, подвергнуть административному задержанию на срок до 48 часов лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

К таким административным правонарушениям КоАП РФ относит, например, следующие административные правонарушения:

потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9);

получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (ст. 6.12);

невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием (ч. 2 ст.12.27);

неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3);

невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом (ст. 19.24);

мелкое хулиганство (ст. 20.1);

нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования (ч. 3 ст. 20.2);

демонстрирование фашистской атрибутики (ст. 20.3);

нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст. 20.5);

блокирование транспортных коммуникаций (ст. 20.18);

появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21);

самовольное оставление места отбывания административного ареста (ст. 20.25) и т.п.

Законодательство указывает на то, что задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, правомочных осуществлять административное задержание, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их оставления (ч. 1 ст. 27.6 КоАП). Несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых.

По общему правилу, задержанные за административные правонарушения помещаются в камеры для административно-задержанных (КАЗ), оборудованные в соответствии с требованиями вышеуказанного приказа.

Вместе с тем нахождение задержанных в других служебных помещениях органов внутренних дел (полиции), отвечающих вышеизложенным требованиям (ч. 1 ст. 27.3 КоАП), нормативно-правовыми актами не запрещается.

Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются Правительством Российской Федерации.

В случае доставления лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения, в дежурную часть органа внутренних дел, дежурный должен выяснить основания и повод доставления. Если дежурным установлено, что доставление было произведено незаконно, следует извиниться перед доставленным лицом, немедленно освободив его, после чего рапортом доложить начальнику органа внутренних дел о допущенном нарушении законности.

В случае законного доставления дежурный (дежурный по разбору с доставленными) обязан произвести личный досмотр, соблюдая требования КоАП, установить личность доставленного, зафиксировать факт и время доставления в соответствующем журнале лиц, доставленных в дежурную часть ОВД, после чего составить требуемые законом (КоАП РФ) документы (протокол административного задержания, протокол об административном правонарушении и др.).

Задержанный может обжаловать административное задержание в вышестоящий орган внутренних дел или прокурору. Если решение об административном задержании принято дежурным по ОВД, оно может быть обжаловано начальнику органа внутренних дел или его заместителю. Сотрудники полиции обязаны предоставить задержанному возможность обращения с жалобой как в устной, так и в письменной форме.

Привод

При рассмотрении дела об административном правонарушении нередко требуется присутствие как физических лиц (законных представителей юридических лиц), привлекаемых к ответственности, так и иных лиц, которые могут быть источником информации, имеющей значение для объективного разрешения дела об административном правонарушении - законных представителей несовершеннолетних, привлекаемых к административной ответственности, а также (что очень важно) и свидетеля.

При осуществлении производства по делам об административных правонарушениях правовой основой осуществления привода является п. 3 ст. 13 закона "О полиции".

Привод осуществляется органом внутренних дел (полицией) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел (ч. 2 ст. 27.15 КоАП). Порядок привода может, таким образом, определяться соответствующей инструкцией, утвержденной приказом МВД Российской Федерации.

По постановлению комиссии по делам несовершеннолетних сотрудниками полиции может быть произведен привод в комиссию лиц, уклоняющихся от явки по вызову.

Перед принятием решения о приводе должна проводиться проверка причин неявки вызываемого лица: получило ли оно вызов, не имеется ли данных о болезни, командировке вызываемого, нет ли причин, объективно препятствующих его явке по вызову.

Меры, ограничивающие свободу перемещения (пользования) предметами

Изъятие вещей и документов

Изъятие вещей и документов есть принудительное лишение возможности владения (пользования, распоряжения) лицом, совершившим административное правонарушение, определенной вещью (предметом) или документом. Подлежат изъятию только те предметы, которые явились орудием или непосредственным объектом правонарушения.

Изъятие вещей и документов - мера многофункционального назначения. Данная мера применяется как в целях пресечения правонарушения, так и в целях получения и обеспечения сохранности доказательного материала, необходимого для всестороннего и объективного разрешения дела об административном правонарушении. Кроме того, указанные меры применяются и для обеспечения исполнения решения по делу об административном правонарушении (например, решения о конфискации товаров или лишения права управления транспортным средством). Таким образом, отнесение рассматриваемых мер к мерам административно-процессуального пресечения является условным, так как при их применении просматривается не двойная, а тройная целевая направленность.

Изъятие вещей и документов должно проводиться в присутствии двух понятых. Закон требует, чтобы об изъятии вещей и документов составлялся протокол либо делалась соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании, копия его должна вручаться лицу, у которого изъяты вещи и документы или его законному представителю (ст. 27.10 КоАП РФ). В случае необходимости может применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств, о чем делается запись в протоколе, подписываемом должностным лицом, ею составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, и понятыми. При отказе лица, у которого произведено изъятие вещей (документов), в протоколе делается об этом запись.

В протоколе об изъятии вещей и документов необходимо указывать сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боеприпасов (ч 6 ст. 27.10 КоАП)

В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия.

Место хранения изъятых вещей и документов определяется лицом, осуществившим изъятие, в порядке, установленном ведомственным нормативно-правовым актом (например, приказом МВД РФ или МВД, ГУВД, УВД, субъектов РФ, органа внутренних дел на транспорте) А изъятое оружие и боеприпасы сдаются в дежурную часть ОВД и хранятся там в соответствии с требованиями приказа МВД РФ № 170 - 1993 г "О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей ОВД"

Если изъятые вещи подвержены быстрой порче (некоторые виды фруктов, свежая рыба и др.), то они сдаются в соответствующие организации для реализации. Порядок сдачи таких вещей определяется Правительством России. При невозможности реализации такие вещи (продукты) подлежат уничтожению, о чем составляется соответствующий акт, который подписывается комиссией в составе не менее трех человек.

При изъятии наркотических и психотропных средств, а также этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не отвечающих требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, их направляют на переработку или уничтожение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации Образцы подлежащих уничтожению указанных предметов хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Порядок изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения определен инструкцией, утвержденной совместным приказом МВД России, Минюста России, Минэкономики России, ГТК России, ФСБ России, ФПС России от 9 ноября 1999 года.

Изъятие этилового спирта и алкогольной (спиртосодержащей, продукции производится в соответствии с требованиями постановления Правительства России от 16 февраля 1999 года № 178 "Об изъятии из незаконного оборота и конфискации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Указанным постановлением определен перечень предприятий, на которых на договорных условиях будет производиться переработка на технические цели или уничтожение конфискованной алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации

Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации - мера административного принуждения, носящая в большей степени административно-пресекательный характер (мера административного пресечения), однако при применении этой меры просматривается (хотя, возможно, и в меньшей степени) и ее обеспечительная функция, позволяющая отстранив от управления транспортным средством водителя и подвергнув задержанию транспортное средство, оформить все необходимые административно-процессуальные документы для привлечения нарушителя к ответственности

Правом осуществления рассматриваемой меры обладают аттестованные сотрудники ГИБДД и участковые уполномоченные полиции.

Юридическим основанием задержания транспортных средств сотрудниками полиции является закон "О полиции" (п. 21 ст. 13) и Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 27.ю13)

Фактическим основанием задержания транспортного средства являются следующие административные правонарушения:

управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения (ст. 11.9 КоАП);

управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствии владельца (ч. 1 ст. 12.3 КоАП);

управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (ч. 2 ст. 12.5 КоАП);

управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством или лишенным права управления транспортным средством (ч. 1, ч. 2 ст. 12.7 КоАП);

управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП);

нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле (ч. 4 ст. 12.19 КоАП);

невыполнение требований о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26 КоАП).

Транспортное средство задерживается до устранения причин задержания.

Закон (КоАП РФ) устанавливает и фактические основания запрещения эксплуатации транспортного средства (ч 2 ст. 27.13 КоАП), к которым относят:

- нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования (ст. 9.3 КоАП);

управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра (ст. 12.1 КоАП),

- управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) (ч. 2 ст. 12.5 КоАП)

При запрете эксплуатации транспортного средства сотрудник ГИБДД (участковый уполномоченный полиции) должен снять государственные регистрационные знаки до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства.

О задержании транспортного средства делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется отдельный протокол, копия его вручается лицу, в отношении которого применена данная мера административно-процессуального пресечения.

В случае отсутствия водителя транспортного средства, создающего препятствие для движения других транспортных средств, протокол о задержании транспортного средства составляется в присутствии двух понятых.

Задержанное транспортное средство помещается на специально охраняемую стоянку, определенную местными органами власти, а маломерных судов - на базу (сооружение) для их стоянок. При отсутствии таких стоянок транспортное средство (исключая маломерные суда) может быть доставлено в дежурную часть ДПС ГИБДД или горрайоргана внутренних дел или на площадку у стационарного поста ГИБДД.

Отстранение от управления транспортным средством

Рассматриваемая мера административного принуждения имеет четко выраженную двойную функцию - пресекательную (мера административного пресечения) и обеспечительную (мера административно-процес-суального обеспечения (принуждения) Применяя указанную меру, сотрудник полиции и пресекает правонарушение, и одновременно обеспечивает возможность всестороннего и объективного его рассмотрения, проводя медицинское освидетельствование, собирая и закрепляя в протоколе об административном правонарушении иные доказательства, необходимые для рассмотрения дела.

Под отстранением от управления транспортным средством понимают запрещение лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство может быть приведено в движение. Отстранение от управления выражается в изъятии ключа от замка зажигания, в освобождении лицом места водителя (судоводителя) в кабине транспортного средства и т.п.

Юридическим основанием отстранения от управления транспортным средством является п. 21 ст. 13 закона «О полиции».

Применение указанной меры административно-процессуальною пресечения оформляется протоколом, подписываемым должностным лицом, его составившим и лицом, в отношении которого применена указанная мера. Копия протокола вручается лицу, отстраненному от управления транспортным средством. Если это лицо отказывается от подписи в протоколе, то в нем делается соответствующая запись.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст 27 14 КоАП).

Функциональное назначение данной меры идентично изъятию вещей и документов.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудием совершения или предметами правонарушения, применяется, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять не представляется возможным (например, ввиду их громоздкости, большого количества) и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест

При применении данной меры составляется опись указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена эта мера, либо законному представителю о запрете распоряжаться (пользоваться) ими.

Обязательное процессуальное требование при применении указанной меры - присутствие владельца вещей и двух понятых.

Однако закон допускает в случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей в отсутствии владельца (ч. 2 ст. 27.14 КоАП РФ). Перечень таких случаев закон не установил, из чего следует, что сотрудник полиции, субъективно оценивая ситуацию, сам определяет фактор, исходя из которого, по его мнению, отлагательство ареста товаров, транспортных средств и иных вещей при отсутствии их владельца недопустимо. Например, владелец товара (вещей) отсутствует на месте выявленного правонарушения (возможно, выехал на несколько дней за пределы населенного пункта, где находится его товар) и время его возможного появления в указанном месте не представляется возможным выяснить в сравнительно небольшой промежуток времени. В таком случае промедление с арестом товара (вещей) может повлечь утрату доказательной базы для привлечения к административной ответственности нарушителя.

В случае необходимости при осуществлении ареста товаров, транспортных средств и иных вещей могут применяться различны установленные способы фиксации вещественных доказательств - фото-, киносъемка, видеозапись и др.

В случае необходимости допускается упаковывание и опечатывание арестованных вещей.

После описи составляется протокол ареста товаров, транспортных средств и иных вещей, содержание которого должно соответствовать требованиям ч 4 ст. 27.14 КоАП РФ. Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена данная мера или его законному представителю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: