Вопрос 1. Общая характеристика мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

Меры административно-процессуального обеспечения иногда называют мерами административно-процессуального принуждения. Однако ставить знак равенства между этими понятиями будет не совсем правильным, так как объем этих дефиниций неодинаков. Меры административно-процессуального обеспечения включают в себя как меры административно-процессуального принуждения, так и меры, не являющиеся по своему характеру мерами принуждения, но обеспечивающими процесс производства по делу об административном правонарушении (получение объяснения от граждан - участников разбирательства по делу об административном правонарушении, приобщение к делу каких-либо документов, добровольно представленных участниками административно-деликтного процесса и имеющих значение для правильного рассмотрения дела и т.п.).

Следует иметь в виду, что одни и те же меры административного принуждения могут в зависимости от целей их применения являться в одних случаях мерами административного предупреждения, в других -административного пресечения, а в третьих - мерами административно-процессуального обеспечения, а иногда просматривается одновременно их двойная или даже тройная функция.

Например, личный досмотр граждан, пересекающих границу зоны проведения контртеррористической операции, досмотр их вещей и транспортных средств используется сотрудниками органов внутренних дел как мера административного предупреждения - в целях предупреждения провоза, проноса каких-либо предметов, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья людей (оружие, взрывчатые вещества, наркотики и т.п.).

Однако при выявлении факта административного правонарушения в ходе досмотра (например, незаконный провоз этилового спирта, хранение наркотиков в небольших размерах и др.) просматривается и оттенок пресекательного характера данной меры. Кроме того, рассматриваемая мера, носившая изначально характер меры административного предупреждения, является в дальнейшем и мерой, обеспечивающей процесс производства по делу об административном правонарушении, так как обеспечила доказательную базу по делу.

При анализе правового регулирования оснований и порядка применения мер, традиционно относимых к мерам административного предупреждения, зачастую просматривается их иная юридическая природа. Например, проверка документов, обычно относимая к группе административно-предупредительных мер, часто применяется сотрудниками полиции не для предупреждения правонарушения, а для выявления самого факта правонарушения и (или) установления личности правонарушителя. Такие меры, как принудительное медицинское освидетельствование и привод, по своему характеру не являются безоговорочно административно-предупредительными. В большей степени их следует относить к мерам административно-процессуального обеспечения. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения в ряде случаях проводится для выявления и подтверждения факта правонарушения, получения и закрепления доказательств нарушения.

Такая мера принуждения, как привод, часто включается учеными-административистами в число мер административного предупреждения (например, для вынесения официального предупреждения лицу, находящемуся под административным надзором и совершающим административные правонарушения или допускающим нарушение правил надзора). Вместе с тем в соответствии с диспозицией ст. 27.15 КоАП РФ привод может применяться в случае уклонения без уважительной причины лица, привлекаемого к административной ответственности, от явки по вызову в орган внутренних дел, пограничной службы Российской Федерации или народного судьи.

КоАП РФ предусматривает, что в случае, если отложено рассмотрение дела об административном правонарушении в связи с неявкой без уважительной причины физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, эти лица могут быть доставлены    приводом (ст. 27.15, ч 3 ст 29.4.). В данном случае привод будет являться не мерой административного предупреждения, а мерой административно-процес­суального обеспечения.

Кодекс РФ об административных правонарушениях еще раз (ст. 27.1) подтвердил существование самостоятельной группы мер принуждения - мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Таким образом, классифицируя меры административного принуждения, применяемые сотрудниками органов внутренних дел, следует выделять:

- меры административного предупреждения (проверка документов, оцепление (блокирование) участков местности, предпосадочный личный досмотр пассажиров воздушных судов (досмотр их вещей), личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств в зоне проведения контртеррорисгической операции и в зоне действия режима чрезвычайного положения) и др.;

- меры административного пресечения (общие - требование прекратить правонарушение, доставление нарушителя в полицию, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, транспорта, изъятие вещей и документов и др., специальные - применение физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия);

- меры административных наказаний (предупреждение, штраф и др.);

- меры административно-процессуального принуждения (доставление в служебное помещение органа внутренних дел, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, арест товаров и транспортных средств, изъятие вещей и документов, осмотр помещений, транспортных средств, и др.).

Применение мер принуждения (за исключением административных взысканий) является отнюдь не функцией, а правовым и весьма разносторонним средством деятельности полиции, используемым при осуществлении большинства выполняемых им функций.

Учитывая, что меры административно-процессуального принуждения ограничивают права граждан, сотрудник полиции обязан разъяснить лицам, в отношении которых применяются эти меры, основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности

Основанием ограничения прав граждан является соответствующий федеральный закон Российской Федерации (ч.3 ст. 55 Конституции РФ), позволяющий сотруднику полиции действовать определенным образом

Закон не регламентирует, что именно сотрудник полиции должен говорить гражданам в таких случаях, и в каком объеме производить разъяснение, но следует полагать, что смысл разъяснений прав граждан, в отношении которых применяются меры административно-процессуального принуждения, должен быть им понятен. Например, при доставлении гражданина в полицию за совершение мелкого хулиганства сотрудник полиции обязан назвать гражданину наименование нормативного акта, а также, по возможности, относящуюся к создавшейся ситуации статью (ст.20.1 КоАП Российской Федерации), объяснив доставляемому, что он препровождается в отдел внутренних дел за совершение мелкого хулиганства, выразившееся, например, в оскорбительном приставании к гражданам, для выяснения личности и составления протокола об административном правонарушении.

В случае привлечения физических или юридических лиц к административной ответственности при составлении протокола об административном правонарушении в нем делается запись о том, что гражданину (законному представителю юридического лица) разъяснены их права и обязанности. В остальных случаях, в том числе при разъяснении повода и оснований применения мер административного пресечения, административно-процессуального принуждения или применения административно-предупредительных мер принуждения, форма разъяснения прав и обязанностей законом не регламентируется.

Поводом ограничения прав и свобод граждан являются фактические обстоятельства, обусловливающие вмешательство сотрудников ОВД в права и свободы граждан. Поводом могут быть заявления физических и юридических лиц о правонарушениях, данные технических средств выявления правонарушения, непосредственное обнаружение сотрудником полиции признаков правонарушения и т.д.

В обязательном порядке сотрудники полиции при применении указанных мер, ограничивающих права граждан, наряду с разъяснением оснований и повода таких ограничений разъясняют возникающие в связи с этим их права и обязанности.

Гражданам разъясняются их права и обязанности, в том числе и право на обжалование действий сотрудников полиции, предпринятых против них, вышестоящему органу или должностному лицу полиции, прокурору или в суд.

Невыполнение сотрудниками полиции данных требований закона «О полиции» может быть признано судом обстоятельством, смягчающим административную и уголовную ответственность граждан за противодействие сотрудникам полиции в связи с осуществлением ими служебной деятельности.

С учетом характера целей применения мер административно-процессуального обеспечения выделяют их три основные группы

меры административно процессуального пресечения,

меры, направленные на получение доказательств,

процессуальные меры исполнения административных наказаний.

Указанное деление является дискуссионным и достаточно условным ввиду того, что все эти группы выделенных мер могут взаимопересекаться, так как в зависимости от целей и характера их применения они могут быть отнесены к любой из названных групп.

Указанные меры являются мерами административно-процессуального принуждения – мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: