Конкретные формы злоупотребления должностными полномочиями могут быть самыми разнообразными (сферы деятельности должностных лиц весьма различны), они могут быть осуществлены в виде, как действия, так и бездействия (умышленное не совершение должностным лицом каких-либо действий по службе, которые оно обязано совершить и для совершения которых имеет реальную возможность.
Например, полицейские Жлобко и Пацуко должны были работать под руководством ветеринарных врачей, как их физическая защита при проверке торговых точек. Однако эти сотрудники полиции в выходной день пришли на колхозный рынок города Краснодара и самовольно стали проверять торговцев мясопродуктами. Нашли женщину с подложной санитарной книжкой, отобрали документы, дающие право торговать и потребовали от продавщицы штраф 5 тысяч рублей.
Обязательным признаком объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями является наличие общественно-опасного последствия в виде существенного нарушения законных прав и интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества и государства. Вред может быть нематериальным и материальным. Материальный вред может выражаться в виде реального ущерба либо упущенной выгоды. А нематериальный выражается в нарушении конституционных прав и свобод граждан; подрыве авторитета органов власти, государственных и муниципальных учреждений; создании помех и сбоев в их работе; нарушении общественного порядка; сокрытии крупных хищений и других тяжких преступлений и т.п.(п.9 постановления Пленума ВС СССР от 30.03.1990 г. №4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге»).
Верховный Суд РФ указал, что для признания нарушения прав существенным необходимо учитывать ряд факторов (см. п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"). Физический вред личности не характерен для рассматриваемого преступления.
Не следует недооценивать причинение нематериального вреда правам и законным интересам граждан. Практике известен случай, когда таковым было признано право группы пенсионеров на нормальный отдых, нарушенное бюрократическим подходом к рассмотрению их заявления о создаваемом шуме.
Понятие «существенность» является оценочным, не поддающимся точному количественному измерению.
Необходимым элементом объективной стороны преступления является наличие причинной связи между использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы и наступлением существенного вреда.
При отсутствии существенного нарушения прав и интересов граждан и организаций использование должностным лицом своих прав и полномочий вопреки интересам службы образует должностной проступок, влекущий дисциплинарную ответственность.
Чтобы установить злоупотребление должностными полномочиями, в каждом случае необходимо установить, какие именно полномочия и каком объеме предоставлены данному должностному лицу. Для этого следует выяснить, какими законами и другими нормативными актами (приказы, инструкции, уставы) определен круг служебных полномочий должностного лица.
Состав преступления материальный, поэтому он окончен с момента наступления указанных последствий.
С субъективной стороны этот состав преступления характеризуется прямым умыслом, корыстной или иной личной заинтересованностью.
Субъект преступления специальный, т.е. должностное лицо, которое должно быть вменяемым и достигшим возраста 16 лет, работающее в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах и других воинских формированиях РФ. Обязательным признаком должностного лица является принадлежность органа, учреждения или организации, в которых он занимает соответствующую должность, к государственным или муниципальным. Но в отношении ряда должностей установлен повышенный возрастной ценз (например, на государственную должность назначаются лица не моложе 18 лет; судьей, прокурором не могут стать лица моложе 25 лет).
Согласно примечанию к ст. 318 УК РФ представителем власти в признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Организационно-распорядительные функции обычно реализуются в сфере подчиненности одних лиц другим.
Административно-хозяйственные функции означают полномочия по управлению государственным, муниципальным и корпоративным имуществом, по определению его правовых перспектив. К таковым могут быть отнесены принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей и т.п.
Функции указанных выше видов могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию (например, функции присяжного заседателя).
Иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, совершившие злоупотребление должностными полномочиями, несут уголовную ответственность по ст. 285 УК РФ в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
В ч. 3 ст. 285 УК РФ предусмотрен особо квалифицирующий признак: наступление тяжких последствий.
Под тяжкими последствиями понимаются последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.






