Специфика решений, принимаемых на государственном уровне:
1) Государство ориентировано на решение проблем с точки зрения обеспечения внешней и внутренней безопасности жизнедеятельности граждан, производства общественных благ, компенсации изъянов рынка, неравенства распределения доходов и прочих социальных вопросов. Следовательно, глобальная цель решений на государственном уровне – это максимальное удовлетворение потребностей и интересов личности, коллектива, общества, повышение качества жизни населении.
2) Различные типы политической системы создают принципиально разную социально-политическую среду для осуществления управленческих функций и принятия решений. Кроме того, правящие группы могут придерживаться определенного стиля поведения в отношении управляемого объекта, а именно:
- популизм – «заигрывание» властей с обществом, пропаганда неосуществимых целей;
- политика партийных приоритетов – когда в основу гос. решений закладываются программные установки правящей партии;
|
|
- волюнтаризм – произвольный характер постановки целей отдельной политической фигурой или группой руководителей;
- корпоративизм – закрепляющий за той или иной организацией право на определение целевых приоритетов;
- бюрократизм – доминирующие позиции в принятии решений принадлежат аппарату управления и его частным представителям;
- плюрализм – относительное равенство соперничающих в политике группировок, что способствует выработке более качественных решений на основе столкновения мнений;
- клиентаризм – позиционирование государства в качестве обслуживающей сервис-структуры по отношению к обществу.
3) Институционально государство представлено совокупностью разнообразных линейно-организационных форм, использующих различные технологи принятия решений и демонстрирующих в силу различных функциональных обязанностей определенную степень автономности и самостоятельности действий. (У исполнительных структур в качестве форм разработки и принятия решений выступают – программы, планы, указы, постановления и распоряжения, у представительных – законы, резолюции, постановления).
4) Государство, в частности РФ, является сложным объектом управления в плане государственно-территориального устройства. В соответствии с Конституцией РФ выделяются области принятия решений, находящиеся в ведении федерального центра, совместном ведении центра и субъекта, в исключительном ведении субъекта. При этом, на уровне субъекта, выделяются вопросы, находящиеся в пределах ведения региональных властей и муниципальных властей. Данное обстоятельство предопределяет важнейшие требования к принятию решений на всех уровнях – непротиворечивость, согласованность, полномочность.
|
|
5) Специфика государства и процесса принятия государственных решений заключается в объединении двух форматов действий: власти и управления. То есть можно выделить: политические решения, определяющие общий вектор развития, и государственно-административные решения, представляющие собой деятельность органов управления по реализации политических решений, распределению ресурсов и сфер ответственности.
6) Властно-управленческий характер деятельности государства предполагает определенные типы его целенаправленной активности: влияние, властвование, регулирование, управление, контроль, действие в форс- мажорных обстоятельствах. Однако, обладая способностью действовать в различных форматах и областях социальной жизни, государство не может не испытывать и не учитывать действия и мнения котрагентов. Контрагенты – это те, кто оказывает постоянное воздействие на принятие и реализацию государственных решений, каждый своими специфическими каналами воздействия. Среди основных котрагентов государства можно 8 выделить: международные структуры, гражданские структуры, корпорации/бизнес-структуры, экспертно-академическое сообщество.
7) Решения, принимаемые на государственном уровне, носят мегамасштабный характер по своим последствиям в связи со сложностью управляемого объекта и его интегрированностью в мировое пространство (например, в мировую экономику).
ТЕМА 4. КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Классифицировать решения можно по различным основаниям. (Разъяснение классификации: Саак А.Э., Тюшняков В.Н. РУР. Стр.34-44.)
По причинам:
- ситуационные;
- по предписанию;
- программные;
- инициативные;
- сезонные.
По времени действия:
- оперативные;
- тактические;
- стратегические.
По организации принятия решений:
- индивидуальные;
- коллективные;
- коллегиальные.
По степени новизны:
- традиционные;
- оригинальные.
По степени регламентации:
- нормативные;
- ориентирующие;
- рекомендующие.
По способу фиксации:
- письменные, устные, электронные.
По содержанию:
- решения, имеющие количественные характеристики;
- решения, не имеющие количественных характеристик.
По функциональной направленности:
- планирующие, организующие, координирующие, информирующие.
От системы оценки альтернатив (числа критериев):
- однокритериальные;
- многокритериальные.
По способу выработки:
- интуитивные, основанные на суждениях, рациональные.
Классификация решений в зависимости от стиля принятия осуществляется по следующим параметрам:
1) соотношение усилий на этапах разработки альтернатив и их выбора (инертные, осторожные, уравновешенные, рискованные, импульсивные);
2) по степени участия подчиненных в процессе принятия решений (теория МакГрегора, Р. Танненбаум и У. Шмидт);
3) по уровню организации управленческих решений (диктаторский, реализаторский, организаторский, координаторский, маргинальный).