Информационное обеспечение

- структура и уровень использования информационных технологий.

Инновационная составляющая:

- степень использования достижений НТП;

- наличие инноваций в различных сферах деятельности организации;

- доля дохода от инноваций.

Иногда возникают ситуации, когда один и тот же фактор внешней среды можно отнести и к среде косвенного действия, и к среде прямого действия.

Например, для сельхозпроизводителей к таким факторам можно отнести погодные условия в различных субъектах РФ.

На начальном этапе стратегического планирования осуществляется предварительная диагностика организации. Исходным постулатом для предварительной диагностики является то, что, анализируя нынешнее состояние организации, необходимо рассматривать его как стартовую площадку для решения стратегических задач, как совокупность возможностей и ограничений, которые будут способствовать/мешать достижению стратегических целей.

Предварительная диагностика осуществляется по следующим позициям:

- финансово-экономическое положение организации;

- структура ее собственности, основных акционеров и степень их участия в управлении;

- особенности организационной структуры, системы принятия решений, распределения ответственности и делегирования полномочий;

- номенклатура и объемы продукции/услуг, применяемые технологии и оборудование;

- рынки, на которых работает организация, ее доля на этих рынках;

- поставщики и конкуренты;

- организация службы маркетинга;

- система взаимоотношений с контрагентами (поставщиками и конкурентами, властными структурами, СМИ, общественными организациями и т.д.);

- принятая в организации система планирования, наличие долгосрочных и стратегических программ;

- степень развитости информационной системы и системы коммуникаций;

- качественные характеристики персонала (поло-возрастные, образовательные, профессиональные и личностные) и социально-психологический климат в коллективе.  

Процесс стратегического планирования включает в себя несколько этапов и базируется на методах SWOT-анализ, построения прогнозных сценариев и других методах. Необходимо отметить, что изначально структуризацию NPEST и SWOT- факторов целесообразнее осуществлять под конкретную систему целей, четко представленную в рамках определенного бизнес-процесса или установленные стратегические области бизнеса (СОБ) – это позволяет сделать процесс структуризации и оценки факторов менее трудоемким. Также должны быть заранее оговорены ограничения, например, что организация не планирует выходить на новые рынки сбыта продукции.

Этапы SWOT-анализа:

1.Формирование команды для структуризации и оценки факторов.

2. Структуризация факторов на основе предварительного анализа их важности и влияния/ возможного влияния на процесс достижения цели.

3. Выбор системы оценки факторов и оценка факторов.

4. Синтез факторов – соединение существенных факторов в аспекте достижения цели.

5. Разработка сценариев достижения цели.

Формирование команды для структуризации и оценки факторов [7] Идеальная схема создания команды подразумевает тщательный подбор людей, чтобы команда была хорошо скоординирована. (В настоящее время существуют большой перечень литературы, в которой рассматриваются различные аспекты формирования команд под решение конкретных задач.) В данном случае, необходима команда, способная разработать стратегию организации, для этого члены команды должны: владеть технологиями коллективной выработки управленческих решений, владеть азами системного анализа, уметь организовать эффективную работу, должны владеть технологиями стратегического планирования.

Структуризация факторов

Исходя из выбранных СОБ, намеченных стратегических целей, осуществляется выбор значимых факторов (комплекс SWOT-факторов был рассмотрен выше) на основе предварительного анализа их важности и влияния/ возможного влияния на процесс достижения цели.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: