Внутренняя среда организации – это совокупность управляемых субъектом элементов, которые также можно подразделить на факторы прямого и косвенного действия.
Факторы прямого действия (ФПД):
- продукты и услуги.
Факторы косвенного действия (ФКД):
- потенциал организации (маркетинговый, организационный, производственный, кадровый, информационный, инновационный, финансовый, управленческий), организационная культура). Анализ факторов внутренней среды в каждой из функциональных областей производится по следующим позициям.
Производство:
- тип производства, производственный цикл, технологическая специализация;
- производственные процесс (характеристика основных технологических процессов (заготовительная, обрабатывающая, сборочная фазы), вспомогательных (изготовление и ремонт средств, обеспечивающих бесперебойное протекание основных процессов), обслуживающих процессов (хранение, транспортировка, технический контроль, охрана, уборка и т.д.));
- степень износа оборудования, новизны техники и технологий;
|
|
- номенклатура продукции, возможности повышения ее качества и снижения себестоимости, возможности наращивания объемов производства;
- возможности открытия новых производственных линий.
Продукция:
- объем выпуска;
- качество (внешний вид, качества (например, вкусовые), упаковка, срок хранения, состав и прочее);
- себестоимость (затраты);
- ценовая политика;
- оптимизация номенклатуры (например, расширение ассортимента);
- конкурентоспособность;
- объем и динамика продаж.
Маркетинг:
- рынки, на которых работает организация, и ее доли на них, степень изученности рынка;
- конкурентоспособность;
- объем и динамика продаж;
- применяемые маркетинговые стратегии;
- эффективность рекламы;
- организация сбыта;
- организация и качество маркетинговых исследований.
Финансы:
- активы, показатели баланса (доход/расход);
- распределение оборотных средств; - прибыльность и ликвидность;
- источники денежных поступлений;
- управление финансами.
Организационная структура и управление:
- тип организационной структуры
- характер распределения властных полномочий и сфер ответственности, делегирования полномочий;
- система принятия решений;
- качество стратегии и тактики развития, оперативности реагирования на изменения;
- качество стратегии антикризисного управления;
- качество методов и механизмов управления;
- качество управленческого состава.
Кадровая система:
- количество и качество персонала;
- соответствие состава работников целям;
- мотивация и стимулирование;
- система найма, обучения и развития, перестановки и продвижения кадров;
- анализ трудовых операций;
- организационная культура и социально-психологический климат.