Назначение методов разработки и принятия решений. Нормативные методы (формальные или математические), дескриптивные методы (неформальные или эвристические), комбинированные методы. Прогнозирование в процессе принятия управленческих решений.
ТЕМА 14. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ, МЕТОДЫ ЕЕ АНАЛИЗА [6]
В процессе разработки и принятия УР важным аспектом деятельности является анализ внутренней и внешней среды организации, а также прогноз их изменения в некотором временном промежутке. Особое значение данный анализ имеет в процессе стратегического планирования, а именно оценки стратегических областей бизнеса (СОБ).
При этом СОБ характеризуется четырьмя составляющими:
1) потребности, которые организация предполагает удовлетворять;
2) технологии, на которые ориентируется организация (какими технологиями пользуется организация для удовлетворения потребности (целевому назначению) своего функционирования, нет ли необходимости изменить что-либо);
3) тип клиента, на которого ориентирована организация;
4) географический район, где организация действует или предполагает действовать.
Применительно к стратегическому планированию прогноз изменения факторов внутренней и внешней среды организации целесообразно проводить исходя из допустимой погрешности прогноза, то есть, если не представляется возможным сделать более или менее обоснованный прогноз, например, на 2 года, то разрабатывать стратегию разумно только на ближайшие 2 года.
Факторы внешней среды организации
Факторы внешней среды организации подразделяют на:
- факторы косвенного действия;
- факторы прямого действия.
Среду косвенного действия образуют:
1) Природно-климатическая (N):
- факторы биологического характера (заболевания птиц и животных, распространение саранчи, колорадского жука, болезни растений);
- климатические особенности местности (температурный режим, влажность, длительность светового дня);
- факторы планетарного значения (землетрясения, цунами);
- экологические факторы, связанные с деятельностью человека);
- урожайность.
2) Политическая и правовая (P): расстановка политических сил, изменения в законодательстве, денежно-кредитная политика, государственное регулирование и поддержка, политика формирование и расходование государственного бюджета.
3) Экономическая (E): доступность кредитов и %-ая ставка, уровень инфляции, курсы обмена валют, уровень платежеспособного спроса населения, размер налогового бремени, характеристика экономической ситуации в отрасли, темпы экономического роста, благоприятность экономических условий, состояние мировой экономики, изменение внешнеэкономических связей, дефицит/профицит госбюджета).
4) Социально-демографическая и культурная (S): рождаемость и смертность, интенсивность иммиграции и эмиграции, средняя продолжительность жизни, уровень жизни населения, структура доходов населения, национальные и культурные особенности населения).
5) Научно-техническая (T): темпы НТР в разных отраслях науки.
Анализ факторов среды косвенного действия носит название – NPEST- анализ. Среда косвенного действия формирует общие условия функционирования организации, степень ее влияния на тот или иной хозяйствующий субъект неодинакова, что связано с различиями в сферах деятельности, с размерами организации, территориальным расположением и т.д.
Среду прямого действия образуют следующие факторы:
- поставщики;
- потребители;
- партнеры (потенциальные участники в реализации совместных проектов: оптовые потребители, поставщики, финансово-кредитные учреждения, органы власти и управления);
- клиенты;
- органы власти и реализуемые ими нормативно-правовые акты;
- конкуренты; - общественные организации и СМИ (в ряде случаев).
Изучение факторов прямого действия (ФДП) следует начинать с анализа потребителей, поскольку, если, например, покупатели отвергают продукция данной организации, то остальные составляющие ФДП не имеют смысла. По Д.Аакеру изучение покупателей может быть подразделено на следующие составляющие: выявление сегментов рынка, анализ мотиваций покупателей и поиск неудовлетворенных потребностей.
В целом анализ ФПД может осуществляться по следующим позициям.
Поставщики:
- общая характеристика и их отличительные признаки, преимущества и недостатки;
- отношения с поставщиками (суть договорных отношений, форма оплаты, формирование отпускной цены, действующая система скидок, стабильность поставок, возможности изменения объема поставок, наличие у поставщиков иных каналов сбыта, система приоритетов поставщиков при выборе клиентов, возможность организации влиять на формирование сбытовой политики поставщиков);
- чем руководствуется организация при выборе поставщиков; - альтернативные поставщики;
- место организации среди других клиентов поставщиков;
- оценка работы поставщиков. Партнеры (потенциальные участники в реализации совместных проектов):
- общая характеристика и их отличительные признаки, преимущества и недостатки;
- отношения (суть договорных отношений, распределение долей в инвестициях и распределении прибыли);
- чем руководствуется потенциальный партнер при выборе своего партнера;
- оценка работы, финансового положения, репутации, масштабов деятельности, известности.
Потребители:
- характеристика оптовых покупателей и их цели на своих рынках, оценка их работы, альтернативные потребители-оптовики, чем руководствуются потребители-оптовики при выборе поставщиков;
- характеристика конечных потребителей;
- отношения с потребителями (суть договорных отношений, разделение ответственности, участие в рекламе, продвижение товаров, стимулирование сбыта, форма оплаты, приоритеты в обслуживании покупателей);
- ценовые взаимоотношения, чувствительность к ценовой политике;
- степень удовлетворенности потребителей продукцией организации;
- отношение потребителей к степени инновационности товара/услуг, сопутствующим услугам;
- отношение потребителей к конкурирующим фирмам-производителям;
- как изучаются потребности и интересы потребителей;
- сезонность потребления.
Конкуренты:
- основные конкуренты и их образы;
- номенклатура и объемы выпускаемой ими продукции, ее конкурентоспособность;
- рынки, на которых они работают, и доли на этих рынках, уровень конкуренции на рынке;
- ценовая политика и политика в области сбыта, динамика продаж;
- состояние производственной базы; - организационно-правовые формы собственности;
- финансовое состояние;
- отношение к инновациям;
- оценка текущей стратегии конкурентов и их будущих целей;
- сильные и слабые стороны;
- оценка конкурентов поставщиками и потребителями;
- возможность появления новых конкурентов на рынке, новых товаров и услуг, товаров-заменителей.
Органы власти и нормативно правовая база:
- отношения с федеральными, региональными и местными властями;
- участие организации в управлении и возможность влияния;
- место организации в программах социально-экономического развития;
- методы государственного регулирования и поддержки;
- кредитно-денежная и налоговая политика;
- стратегические и тактические цели развития страны/региона, МО или района.
Общественные организации и СМИ:
- участие организации в общественных делах;
- отношения со СМИ, имидж организации в СМИ;
- возможность использования СМИ для пропаганды целей фирмы и для рекламы.






