Тема 13. Общая характеристика методов разработки и принятия управленческих решений

Назначение методов разработки и принятия решений. Нормативные методы (формальные или математические), дескриптивные методы (неформальные или эвристические), комбинированные методы. Прогнозирование в процессе принятия управленческих решений.

 

ТЕМА 14. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ, МЕТОДЫ ЕЕ АНАЛИЗА [6]

В процессе разработки и принятия УР важным аспектом деятельности является анализ внутренней и внешней среды организации, а также прогноз их изменения в некотором временном промежутке. Особое значение данный анализ имеет в процессе стратегического планирования, а именно оценки стратегических областей бизнеса (СОБ).

При этом СОБ характеризуется четырьмя составляющими:

1) потребности, которые организация предполагает удовлетворять;

2) технологии, на которые ориентируется организация (какими технологиями пользуется организация для удовлетворения потребности (целевому назначению) своего функционирования, нет ли необходимости изменить что-либо);

3) тип клиента, на которого ориентирована организация;

4) географический район, где организация действует или предполагает действовать.

Применительно к стратегическому планированию прогноз изменения факторов внутренней и внешней среды организации целесообразно проводить исходя из допустимой погрешности прогноза, то есть, если не представляется возможным сделать более или менее обоснованный прогноз, например, на 2 года, то разрабатывать стратегию разумно только на ближайшие 2 года.

Факторы внешней среды организации

Факторы внешней среды организации подразделяют на:

- факторы косвенного действия;

- факторы прямого действия.

Среду косвенного действия образуют:

1) Природно-климатическая (N):

- факторы биологического характера (заболевания птиц и животных, распространение саранчи, колорадского жука, болезни растений);

- климатические особенности местности (температурный режим, влажность, длительность светового дня);

- факторы планетарного значения (землетрясения, цунами);

- экологические факторы, связанные с деятельностью человека);

- урожайность.

2) Политическая и правовая (P): расстановка политических сил, изменения в законодательстве, денежно-кредитная политика, государственное регулирование и поддержка, политика формирование и расходование государственного бюджета.

3) Экономическая (E): доступность кредитов и %-ая ставка, уровень инфляции, курсы обмена валют, уровень платежеспособного спроса населения, размер налогового бремени, характеристика экономической ситуации в отрасли, темпы экономического роста, благоприятность экономических условий, состояние мировой экономики, изменение внешнеэкономических связей, дефицит/профицит госбюджета).

4) Социально-демографическая и культурная (S): рождаемость и смертность, интенсивность иммиграции и эмиграции, средняя продолжительность жизни, уровень жизни населения, структура доходов населения, национальные и культурные особенности населения).

5) Научно-техническая (T): темпы НТР в разных отраслях науки.

Анализ факторов среды косвенного действия носит название – NPEST- анализ. Среда косвенного действия формирует общие условия функционирования организации, степень ее влияния на тот или иной хозяйствующий субъект неодинакова, что связано с различиями в сферах деятельности, с размерами организации, территориальным расположением и т.д.

Среду прямого действия образуют следующие факторы:

- поставщики;

- потребители;

- партнеры (потенциальные участники в реализации совместных проектов: оптовые потребители, поставщики, финансово-кредитные учреждения, органы власти и управления);

- клиенты;

- органы власти и реализуемые ими нормативно-правовые акты;

- конкуренты; - общественные организации и СМИ (в ряде случаев).

Изучение факторов прямого действия (ФДП) следует начинать с анализа потребителей, поскольку, если, например, покупатели отвергают продукция данной организации, то остальные составляющие ФДП не имеют смысла. По Д.Аакеру изучение покупателей может быть подразделено на следующие составляющие: выявление сегментов рынка, анализ мотиваций покупателей и поиск неудовлетворенных потребностей.

В целом анализ ФПД может осуществляться по следующим позициям.

Поставщики:

- общая характеристика и их отличительные признаки, преимущества и недостатки;

- отношения с поставщиками (суть договорных отношений, форма оплаты, формирование отпускной цены, действующая система скидок, стабильность поставок, возможности изменения объема поставок, наличие у поставщиков иных каналов сбыта, система приоритетов поставщиков при выборе клиентов, возможность организации влиять на формирование сбытовой политики поставщиков);

- чем руководствуется организация при выборе поставщиков; - альтернативные поставщики;

- место организации среди других клиентов поставщиков;

- оценка работы поставщиков. Партнеры (потенциальные участники в реализации совместных проектов):

- общая характеристика и их отличительные признаки, преимущества и недостатки;

- отношения (суть договорных отношений, распределение долей в инвестициях и распределении прибыли);

- чем руководствуется потенциальный партнер при выборе своего партнера;

- оценка работы, финансового положения, репутации, масштабов деятельности, известности.

Потребители:

- характеристика оптовых покупателей и их цели на своих рынках, оценка их работы, альтернативные потребители-оптовики, чем руководствуются потребители-оптовики при выборе поставщиков;

- характеристика конечных потребителей;

- отношения с потребителями (суть договорных отношений, разделение ответственности, участие в рекламе, продвижение товаров, стимулирование сбыта, форма оплаты, приоритеты в обслуживании покупателей);

- ценовые взаимоотношения, чувствительность к ценовой политике;

- степень удовлетворенности потребителей продукцией организации;

- отношение потребителей к степени инновационности товара/услуг, сопутствующим услугам;

- отношение потребителей к конкурирующим фирмам-производителям;

- как изучаются потребности и интересы потребителей;

- сезонность потребления.

Конкуренты:

- основные конкуренты и их образы;

- номенклатура и объемы выпускаемой ими продукции, ее конкурентоспособность;

- рынки, на которых они работают, и доли на этих рынках, уровень конкуренции на рынке;

- ценовая политика и политика в области сбыта, динамика продаж;

- состояние производственной базы; - организационно-правовые формы собственности;

- финансовое состояние;

- отношение к инновациям;

- оценка текущей стратегии конкурентов и их будущих целей;

- сильные и слабые стороны;

- оценка конкурентов поставщиками и потребителями;

- возможность появления новых конкурентов на рынке, новых товаров и услуг, товаров-заменителей.

Органы власти и нормативно правовая база:

- отношения с федеральными, региональными и местными властями;

- участие организации в управлении и возможность влияния;

- место организации в программах социально-экономического развития;

- методы государственного регулирования и поддержки;

- кредитно-денежная и налоговая политика;

- стратегические и тактические цели развития страны/региона, МО или района.

Общественные организации и СМИ:

- участие организации в общественных делах;

- отношения со СМИ, имидж организации в СМИ;

- возможность использования СМИ для пропаганды целей фирмы и для рекламы.




double arrow
Сейчас читают про: