Разработка сценариев достижения цели

Целью сценариев является определение процессов продвижения организации к выдвинутым целям и наиболее вероятных состояний, в которых она окажется по окончании этих процессов. Обычно предусматриваются три вида сценариев: пессимистический, оптимистический и реалистический. Соответственно, при разработке пессимистического сценария принимаются во внимание наиболее вероятные негативные факторы внешней и внутренней среды. Воздействие угроз оценивается с позиции противодействия, которое осуществляется организацией в настоящее время. При разработке оптимистического сценария, наоборот, учитываются в большей степени вероятность проявления позитивных факторов, а при построении реалистического сценария учитываются как позитивные, так и негативные факторы.

Исходя из синтеза факторов и сценариев корректируется стратегическая цель, формируется комплекс подцелей, разрабатывается система способов достижения целей.

 

ТЕМА 15. ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ [8]

Понятие «проблема» и общие подходы работы с проблемной ситуацией были нами раскрыты в Лекции № 6. (Назовите общие подходы к анализу проблемы, которые нами были изучены в лекции №6).

Противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения, расхождение между тем, что должно быть и тем, что реально имеется – это проблема

В целом в литературе существуют различные технологии и методики анализа проблемной ситуации.

Б.Г. Литвак выделяет следующие этапы анализа проблем:

1. Предвидение проблем;

2. Выявление проблем;

3. Диагностика;

4. Систематизация и классификация проблемы.

О.А. Кулагин выделяет два основных этапа:

- выявление проблемы;

- диагноз проблемы.

В.С. Юкаева выделяет следующие этапы работы с проблемой:

- разделение проблемы на части;

- выделение основных и второстепенных характеристик проблемы;

- установление причинно-следственных связей по всем возможным вариантам решения проблемы;

- прогнозирование и анализ требуемых действий;

- разработка рекомендаций к действиям.

Согласно ей же, руководитель, рассматривая возникшую проблему, должен:

- определить круг лиц, способных разработать и реализовать способы ее решения и получения положительного исхода;

- установить срок разрешения проблемной ситуации; - оценить и утвердить способы действия;

- обеспечить выделение требуемых средств решения проблемы (трудовых, материальных, финансовых);

- выявить внутренние элементы проблемы, установить степень их влияния на решение проблемы. Важнейшим аспектом при анализе проблемной ситуации является работа с информацией. (Смотри Лекцию № 7)

При анализе проблемной ситуации следует помнить:

1) если имеется целый комплекс проблем, следует составить иерархию остроты проблем;

2) следует четко определиться в отношении факторов проблемы – симптом это или причина проблемы;

3) следует помнить, что как во внешней, так и во внутренней среде организации есть управляемые факторы, а есть неуправляемые (иначе поддающиеся управленческому воздействию и слабо или совсем не поддающиеся воздействию факторы), например, внутренние регламенты в организации изменяемы, а законодательство организация не может изменить под ситуацию;

4) при анализе проблемной ситуации и выявлении последствий ее существования, следует мыслить системно (системный подход – решение в одной области отражается, как правило, на всех элементах системы);

5) после окончания диагностики проблемной ситуации, следует сразу же установить ограничения по ее решению, в качестве ограничений могут выступать: время, ресурсы, недостаточная квалификация самого ЛПР и сотрудников; законодательство, ограничение финансовых средств и т.д.).

Методы анализа и диагностики проблемной ситуации

В процессе анализа и диагностики проблемной ситуации может быть использован широкий перечень методов, которые используются не только в процессе диагностики ситуации, но и в процессе выработки альтернатив решения. Среди них можно выделить:

- двухуровневое анкетирование;

- факторный анализ, в том числе NPEST и SWOT-анализ;

- многомерное шкалирование;

- разработка сценариев возможного развития ситуации (метод прогнозных сценариев);

- метод «Дельфи»;

- метод коллективной генерации идей (мозговой штурм) и методики психологической активизации творческого мышления.




double arrow
Сейчас читают про: