Целью сценариев является определение процессов продвижения организации к выдвинутым целям и наиболее вероятных состояний, в которых она окажется по окончании этих процессов. Обычно предусматриваются три вида сценариев: пессимистический, оптимистический и реалистический. Соответственно, при разработке пессимистического сценария принимаются во внимание наиболее вероятные негативные факторы внешней и внутренней среды. Воздействие угроз оценивается с позиции противодействия, которое осуществляется организацией в настоящее время. При разработке оптимистического сценария, наоборот, учитываются в большей степени вероятность проявления позитивных факторов, а при построении реалистического сценария учитываются как позитивные, так и негативные факторы.
Исходя из синтеза факторов и сценариев корректируется стратегическая цель, формируется комплекс подцелей, разрабатывается система способов достижения целей.
ТЕМА 15. ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ [8]
Понятие «проблема» и общие подходы работы с проблемной ситуацией были нами раскрыты в Лекции № 6. (Назовите общие подходы к анализу проблемы, которые нами были изучены в лекции №6).
Противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения, расхождение между тем, что должно быть и тем, что реально имеется – это проблема
В целом в литературе существуют различные технологии и методики анализа проблемной ситуации.
Б.Г. Литвак выделяет следующие этапы анализа проблем:
1. Предвидение проблем;
2. Выявление проблем;
3. Диагностика;
4. Систематизация и классификация проблемы.
О.А. Кулагин выделяет два основных этапа:
- выявление проблемы;
- диагноз проблемы.
В.С. Юкаева выделяет следующие этапы работы с проблемой:
- разделение проблемы на части;
- выделение основных и второстепенных характеристик проблемы;
- установление причинно-следственных связей по всем возможным вариантам решения проблемы;
- прогнозирование и анализ требуемых действий;
- разработка рекомендаций к действиям.
Согласно ей же, руководитель, рассматривая возникшую проблему, должен:
- определить круг лиц, способных разработать и реализовать способы ее решения и получения положительного исхода;
- установить срок разрешения проблемной ситуации; - оценить и утвердить способы действия;
- обеспечить выделение требуемых средств решения проблемы (трудовых, материальных, финансовых);
- выявить внутренние элементы проблемы, установить степень их влияния на решение проблемы. Важнейшим аспектом при анализе проблемной ситуации является работа с информацией. (Смотри Лекцию № 7)
При анализе проблемной ситуации следует помнить:
1) если имеется целый комплекс проблем, следует составить иерархию остроты проблем;
2) следует четко определиться в отношении факторов проблемы – симптом это или причина проблемы;
3) следует помнить, что как во внешней, так и во внутренней среде организации есть управляемые факторы, а есть неуправляемые (иначе поддающиеся управленческому воздействию и слабо или совсем не поддающиеся воздействию факторы), например, внутренние регламенты в организации изменяемы, а законодательство организация не может изменить под ситуацию;
4) при анализе проблемной ситуации и выявлении последствий ее существования, следует мыслить системно (системный подход – решение в одной области отражается, как правило, на всех элементах системы);
5) после окончания диагностики проблемной ситуации, следует сразу же установить ограничения по ее решению, в качестве ограничений могут выступать: время, ресурсы, недостаточная квалификация самого ЛПР и сотрудников; законодательство, ограничение финансовых средств и т.д.).
Методы анализа и диагностики проблемной ситуации
В процессе анализа и диагностики проблемной ситуации может быть использован широкий перечень методов, которые используются не только в процессе диагностики ситуации, но и в процессе выработки альтернатив решения. Среди них можно выделить:
- двухуровневое анкетирование;
- факторный анализ, в том числе NPEST и SWOT-анализ;
- многомерное шкалирование;
- разработка сценариев возможного развития ситуации (метод прогнозных сценариев);
- метод «Дельфи»;
- метод коллективной генерации идей (мозговой штурм) и методики психологической активизации творческого мышления.






