double arrow

Становление                           Демократия                          Падение

Демократии                                                                                  демократии

469                             399                                                 322                                264 годы

Схема позволяет ответить на некоторые вопросы, которые встают при изучении древнегреческой философии.

1. Почему Сократ ничего не писал? Престиж философии еще не был столь большим, чтобы трактат философа много значил. Так стало только после смерти Сократа, когда были созданы основные этические учения и система Платона.

2. Почему Сократ с укором сказал Антисфену: «Сквозь дыры твоего плаща вижу все твое тщеславие»?

Сократ еще не знал нарастающей силы философии и степени

146

 

ее воздействия на окружающих, а Антисфен это почувствовал и использовал для эпатажа. Но для Эпикура это опять стало невозможным, и он критиковал киников за их образ жизни, признав высшим благом личный покой. На вершине престижа Платоном и киниками была сделана попытка изменить людей и общественный строй, но она оказалась неудачной. Платон еще думал, что способен устроить идеальное государство и что философы должны управлять государством, но Эпикур и Зенон так уже не считали, потому что изменилось положение философов. Стали нужны совсем иные качества: не мудрость, а исполнительность, не справедливость, а покорность. Этих качеств нет в классификации добродетелей Аристотеля, потому что они могли принадлежать только рабам. А философия, как хорошо понимали древнегреческие мыслители, есть свобода. Как же в таких условиях развиваться философии? Мы часто слышим предостережение «не выступай». А греческие философы именно выступали. Когда же пропал социальный смысл развития философии, она стала уделом изолированных одиночек. Такова история расцвета и заката уникального образования, которое называется древнегреческой философией. Философия делает человека свободным, но если в человеке нет внутренней свободы и нет свободы вокруг него, она чахнет.

3. Почему так высоко следует оценить престиж? Потому что он позволяет и самому обладателю, когда на него смотрят и ждут чего-то необыкновенного, полнее развить свои способности и помогает другим понять и оценить его в полной мере. Престиж – показатель развития данной отрасли культуры. В середине V в. в Древней Греции утверждается демократия и одновременно растет престиж философии, помогавшей людям в процедуре совместного принятия решений. На вершине философии в 60-х года IV в. творили сразу 5 выдающихся философов. Еще жили Антисфен и Аристипп, проповедовал Диоген и пришел учиться в платоновскую академию Аристотель. С гибелью демократии падает престиж философии. Конечно, надо иметь в виду, что древнегреческая демократия не похожа на нынешнюю. Сейчас электорат выбирает правителей и не связан с непосредственным процессом принятия решений. Это ее главное отличие от демократии древнегреческой, которая явилась социальной базой развития философии.

Подведем итоги. В эпоху кризиса древнегреческих городов-государств в связи с македонским завоеванием на смену мечтам об идеальном человеке и государстве пришли вопросы: можно ли

147

 

быть добродетельным в порочном мире и счастливым в мире страданий? Выше всего стало цениться личное благо – добродетель и наслаждение. Отсюда дорога к цинизму и самоубийству. Отойдя от сократовских представлений об абсолютности знания, всесилии разума и бессмертия души, философы неизбежно впали в споры о соотношении знания, блага и удовольствия. Для кирена-иков и эпикурейцев добродетель лишь средство для счастья, для киников и стоиков она – цель. Эти споры велись почти 100 лет, хотя менялись названия противоборствующих школ. Модифицированные крайности стали в эпоху заката афинской демократии главенствующими и потом перешли, в качестве основных, в римскую культуру.

Большое значение имеет уникальное сочетание обстоятельств. Философия появилась в Древней Греции именно в то, и ни в какое иное время. И она могла жить полноценной жизнью именно тогда. Один новейший философ сказал, что все, чем занимались философы после Платона – это обсуждение проблем, которые он поставил. Философия не только появилась в Древней Греции, она достигла там своей высшей точки. Древнегреческая философия стала образцом философии как таковой, она определила ее возможные варианты развития и, в этом смысле, была закончена в себе, совершив самый большой и плодотворный в истории философии круг. Конечно, и после люди определенного склада ума философствовали, но их усилия были как искры в ночи, в то время как в Древней Греции это был факел разума. Быть может, то же самое можно сказать в отношении греческой трагедии и скульптуры. Мы не можем утверждать, что трагедия и скульптура прогрессировали потом на другой почве, хотя они и возникали там. То же с философией. Мы изучаем плод, который никогда не вырастет вновь в таком же виде. Правда, плод культуры, в отличие от физического плода, сохраняет свое значение преемственности. Знание древнегреческой философии – ключ к философии средневековой и новоевропейской, ключ к Августину и Фоме Аквинскому, Канту и Гегелю.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 6

/. Что такое форма, по Аристотелю, в отличие от идеи?

За что критиковал Аристотель платоновский «мир идей»?

Какое значение придавал Аристотель развитию и цели?

Что внес Аристотель в логику?

Как развил Аристотель античную этику?

148

 

6. Каковы сходства и различия во взглядах Эпикура и киренаиков?

7. Чем различались взгляды Эпикура и Демокрита?

8. Что, с точки зрения Эпикура, мешает человеку быть счастливым?

9. В чем сходство и различие во взглядах стоиков и киников?

 

10.Кто такие скептики?

11.В чем причины упадка древнегреческой философии?

ЛИТЕРАТУРА

Антология мировой философии в 4-х т. Т. 1. М., 1969. Хрестоматия по истории философии. 4.1. М., 1994. Аристотель. Соч. в 4-х т. М., 1976-1983.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.

Материалисты Древней Греции. М., 1955. Лукреций Кар. О природе вещей. Т. 2. М., 1947. Рассел Б. История западной философии. М., 1959. Лосев А.Ф. История античной философии. М., 1989. Лосев А.Ф., Тахо-Годи A.A. Аристотель. М., 1982. Гончарова Т.В. Эпикур. М., 1988.

 

Глава 7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: