Роль индивидуальности в развитии мира

Важный онтологический вопрос – о том, существует ли развитие в мире и что является его движущей силой. В философии этот вопрос решался по-разному, и мы опять обратимся к науке. Современная естественно-научная картина мира основывается на принципе глобального эволюционизма, в соответствии с которым все уровни организации материи – неживая и живая природа и человеческое общество – находятся в процессе развития, т.е. непрерывного образования качественно новых систем. Именно представление о перманентном творении нового, а не просто изменении существующего, характерно для современной эволюционной картины мира в отличие от механистической картины мира науки Нового времени. Проблему движущей силы развития современная естественно-научная картина мира также решает иначе, чем классическая наука. В соответствии с последней мир функционирует по неизменным вечным законам природы (аналогично вечным законам механики XVIII века). Такой мир напоминает часовой механизм, заведенный кем-то или самозаводящийся (первой точки зрения придерживались философы-идеалисты, второй – философы-материалисты), который, будучи неизменен, может работать в течение бесконечного времени. Название механистической такая картина мира и получила, поскольку господствующей наукой в Новое время и эталоном научности была именно механика. Вечные законы движения и считались движущей силой, приводящей во вращение механизм Вселенной.

Современная естественно-научная картина мира, основываясь на представлениях релятивистской физики и синергетики, отрицающей наличие вечных законов природы, должна искать иной источник развития мира. В отсутствие вечных законов таковыми являются сами реальные индивидуальности, присутствующие в мире. Теория эволюции, первоначально сформулированная в биологии XIX века, утверждает, что эволюция протекает следующим образом: в отдельных живых индивидах происходят спонтанные изменения – случайные или под влиянием окружающей среды. Они могут обеспечить преимущество

320

 

данному организму в конкурентной борьбе, закрепляются в его более многочисленном потомстве и накапливаются в результате отбора наиболее приспособленных индивидов в данном виде, ведя к его эволюции. Изменения индивидуальности являются, таким образом, движущей силой эволюции. Вывод о ведущей роли индивидуальных изменений современная наука распространяет на неживые системы, а в эволюции человеческого общества он был сделан гораздо ранее. Таким образом, индивидуальные изменения предстают в качестве универсальной движущей силы эволюции в целом.

Сама же деятельность индивидуальности определяется как материальной природой – наличием определенных вешеств и полей, так и идеальной причиной – наличием атрибутов творчества, любви, веры и воли. Волю как движущую ноуменальную причину становления обосновал Шопенгауэр в работе «Мир как воля и представление»; творчество в качестве аналогичной по статусу причины обосновали в XX веке А. Бергсон и H.A. Бердяев, а до них Платон; о любви как движущей причине становления говорил еще Эмпедокл, а после открытия закона всемирного тяготения о ней стали писать как об идеальном аналоге притяжения (например, у Ф. Шиллера). Универсальный статус веры обосновывался в религиозной философии.

Данные идеальные причины действуют на уровне неживой и живой природы и в человеческом обществе, сохраняя на каждом из уровней свою специфику. О том, какова специфика действия этих атрибутов в человеческом обществе, будет сказано ниже.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 15

/. Что такое онтология?

2. Какова специфика онтологических представлений античной философии?

3. Какова специфика онтологических представлений средневековой философии?

 

4. Какова специфика онтологических представлений Нового времени?

5. Каковы современные представления о пространстве и времени?

6. Каковы современные представления о материи и энергии?

7. Каковы современные представления о веществе и поле?

8. Какова роль индивидуальности в развитии мира?

9. Каково в целом значение онтологии как раздела философии?

321

 

ЛИТЕРАТУРА

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.

Платон. Соч. в 3-х т. Т. 1. М., 1968.

Материалисты Древней Греции. М., 1955.

Аристотель. Соч. в 4-х т. Т. 1. М., 1976.

Рассел Б. История западной философии. М., 1959.

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Антология мировой философии в 4-х т. Т. 1, 2. М., 1969.

Хрестоматия по истории философии. М., 1994.

Хрестоматия по философии. М., 1997.

 

Глава 16.

ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА? ГНОСЕОЛОГИЯ

ЧТО ИЗУЧАЕТ ГНОСЕОЛОГИЯ?

Гносеология (от греч. «гнозис» – «знание») – раздел философии, занимающийся проблемами познания. Его называют также теорией познания. Предметом данного раздела является ответ на вопросы: Познаваема ли истина? Какие существуют методы, формы и виды познания? Как протекает познание в разных отраслях культуры? и т.п.

Проблема познания связана с тем, что мы считаем истиной. Таким образом, гносеология тесно связана с онтологией. Если наша цель – истина, то позволительно прежде всего задать пилатовский вопрос: что есть истина? Вслед за первым неизбежно встают другие вопросы: возможно ли достичь истину? Существует ли истина предвечно или становится во времени? Представляет ли она собой саму действительность или отражение ее в ощущениях или суждениях людей? Одна ли она для всех людей или у каждого должна быть своя индивидуальная истина? Это лишь немногое, что предстоит выяснить в связи с поисками ответа на наш главный вопрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: