Современные онтологические представления

«Пока никто меня о том (о времени – А.Г.) не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик»1. Сказанное Блаженным Августином в отношении времени относится и к пространству, и к материи, и к мышлению. По существу мы называем временем изменение вещей; пространством – протяжение вещей и

1 Хрестоматия по философии. М., 1997, с. 396.

317

 

их расположенность друг подле друга; материей – обобщенное понятие всех вещей. Но что такое время, пространство и материя сами по себе мы по-прежнему не знаем вплоть до того, что философы имеют различное мнение относительно статуса времени и пространства: это объективные формы существования материи или субъективные условия человеческой чувственности (так считал Кант). Предположим мы вложили в компьютер все, что известно о времени, а затем задали ему вопрос: «Сколько времени?» Компьютер вынужден будет переспросить: «А что такое время? Я этого не знаю, а не зная, что такое время, не могу ответить на вопрос сколько его». Задавая этот вопрос друг другу, мы спрашиваем на самом деле, не сколько времени, а где находится стрелка часов, и нам отвечают, где она находится. Мы не можем ни увидеть, ни услышать пространство и время. Вообще органы чувств не дают о пространстве и времени никакой информации так же, как о материи в философском смысле. Сами же по себе выводы разума без чувственной информации не являются общезначимыми. Как выйти из этого положения?

В современной науке пространство и время понимаются не как абсолютные, т.е. вечные и ни от чего не зависящие, в том числе друг от друга, а как отностельные (так понимает пространство и время теория относительности – отсюда и ее название). Пространство и время понимаются современной наукой как появившиеся вместе с материей, а свойства пространства и времени зависят как друг от друга, так и от свойств материи, которая существует в этих двух своих формах. Регистрируя с помощью приборов и органов чувств, ученый тем самым по теории отностельности может составить представление и о свойствах пространства и времени.

Теория относительности подтвердила правильность некоторых классических представлений о пространстве и времени: об их однородности, т.е. одинаковости свойств во всех точках при одинаковости условий; изотропности, т.е. одинаковости свойств во всех направлениях. И одновременно теория относительности коренным образом изменила представления о пространстве и времени, которые существовали в классической науке и обыденном сознании. Пространство и время перестали пониматься как вечные, т.е. существовавшие всегда. Они, как считает теория относителльнос-ти, возникли вместе с возникновением Вселенной. Свойства пространства и времени взаимосвязаны, и в этом смысле они не су-

318

 

ществуют сами по себе: пространство в трех измерениях – длина, ширина и высота, а время в одном – а представляют собой единый четырехмерный пространственно-временной континуум. Свойства пространства и времени зависят от характеристик материи, которая в них существует, а именно: при скоростях движения объектов, близких к скорости света, пространство, как утверждает теория относительности, сжимается в принципе до нуля, а время – замедляется в принципе до бесконечности, т.е. в пределе переставая течь. В неинерциальных системах, т.е. в системах, в которых движение происходит с ускорением, например, в гравитационных, пространство перестает быть плоским и искривляется, становясь римановым (в нем действуют соотношения одной из неевклидовых геометрий – римановой).

Материя и энергия в теории относительности также становятся относительными, и соотношение между ними определяется самой известной современной формулой Е = тс2, где Е – энергия, m – масса, с – скорость света. Тем самым в современной физике признаются утратившими силу два основных классических закона сохранения – закон сохранения материи (материя не возникает и не исчезает, а только переходит из одного состояния в другое) и аналогичный закон сохранения энергии (энергия не возникает и не исчезает, а только переходит из одной формы в другую, например, потенциальная в кинетическую и наоборот). И им на смену приходит закон сохранения материи-энергии, утверждающий постоянство материи и энергии, вместе взятых.

Современная наука существенно изменила и представление о материи как таковой. До XIX века наука знала один вид материи – вещество. Открывший закон всемирного тяготения Ньютон не мог ответить на вопрос, как же передается притяжение между телами, между которыми отсутствует контакт. В XIX веке был открыт новый вид материи – физическое поле (сначала гравитационное, потом электромагнитное). В XX веке много споров вызвала гипотеза биополя – поля вокруг живых тел. В настоящее время продолжается научная проверка этой гипотезы. Полевой подход применяется и к анализу понятий души и сознания. Тысячелетия ведется спор о том, что такое душа. Отсутствует и удовлетворительная физико-химическая модель сознания. Признание поля в качестве второго вида материи привело к гипотезам души и сознания как особых, пока еще не обнаруженных типов полей. Гипотезы полевой природы души и сознания могут оказаться

319

 

столь же полезными науке будущего, как представления Демокрита о неделимых частицах (атомах), лежащих в основе мироздания, – науке XVIII века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: