Во многих науках есть общая и специальные части. В философии есть систематическая философия и такие дисциплины, как этика – искусство жить, логика – умение мыслить, гносеология – наука познавать, эстетика – учецие о прекрасном. Систематическая философия имеет дело с единством истины, добра и красоты, а отдельные философские дисциплины с истиной (теория познания), добром (этика), красотой (эстетика).
Если систематическая философия – учение об идеях как таковых, то этика – учение о нравственных идеях, эстетика – учение об идее прекрасного, теория познания – учение об идее истины, теология – учение об идее Бога. На различные разделы философии по-разному распределена нагрузка основных ее функций: мировоззренческой, познавательной, систематической, критической.
В недрах философии зародилась логика с аристотелевскими законами тождества (А == А), непротиворечия (А * не-А) и исключения третьего (возможно А или не-А, третьего не дано), которую затем дополняли Лейбниц и Гегель.
Особенно важны взаимодействия философии с этикой. С поисков нравственных ценностей, общих для всех людей, началась философия Сократа. Понятие всеобщего блага было стимулом для созда-
|
|
302
ния «мира идей» Платона. С Аристотеля этика начала расходиться с философией, хотя Аристотель написал первый учебник «Этики», что, впрочем, и свидетельствовало о ее обособлении. Никогда больше этика не служила основанием для философских систем, что вело к кризису общества. Кантовский категорический императив есть только констатация «золотого правила» этики, и он никоим образом не вытекал из системы Канта. Гегель вообще нравственно амбивалентен.
Этика имеет самостоятельный смысл как дисциплина об общечеловеческих ценностях. Там, где она подчиняется классовым, национальным и каким-либо другим интересам, исчезает ее самоценность. Как только историческая целесообразность (по Гегелю и Марксу) ставится выше абсолютов, так этика теряет свое значение. Общечеловеческий (у Сократа) и даже метафизический (у Платона) смысл моральных принципов – условие развития этики. К закономерностям этики относится так называемое «золотое правило», идущее от античной философии через христианское «возлюби ближнего твоего, как самого себя» к кантовскому категорическому императиву.
Развитие отдельных философских дисциплин определялось господствовавшими в обществе культурными доминантами, которые представляли собой последовательность: мифология – религия – наука.
В более полной схеме можно выделить внутреннее ядро философии – систематическую философию, сферу философских дисциплин и сферу дисциплин, смежных с иными отраслями культуры.
|
|
303
Древо философии (смотри исправления в отпечатанном тексте).
В рамках данной главы можно было бы охарактеризовать более подробно отдельные философские дисциплины, но это лучше сделать в соответствующих спецкурсах, зависящих от тематики учебного заведения.
ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 14
7. Как соотносятся предмет и метод исследования?
В нем суть диалектического метода?
Каково соотношение аналитического и синтетического метода?
Каково соотношение диалектики как метода и идеала как цели?
В чем отличие диалектики от софистики?
В чем специфика прагматического метода?
7. Как соотносятся философский метод и философские принципы?
Каково значение типа характера философа для получаемых им результатов?
Как соотносится систематическая философия и специальные философские дисциплины?
10. Какова структура философского знания?
ЛИТЕРАТУРА
Поппер К. Нищета историзма // Вопросы философии», 1992, № 8 - 10.
Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В 3 -х т. Т. 1. М., 1975.
Джеймс У. Прагматизм. СПб., 1910.
Кропоткин П.А. Этика. М., 1992.
Айер А. Философия и наука//Вопросы философии, 1962, № 1.
Глава 15.
ЧТО ЕСТЬ БЫТИЕ? ОНТОЛОГИЯ
ЧТО ИЗУЧАЕТ ОНТОЛОГИЯ?
Онтологией называется раздел философии, изучающий мир, как он существует сам по себе (от греческого слова «онтос» – «сущее»). Это учение о бытии (от слова «быть»), отвечающее на вопросы: каково происхождение мира? От каких первоначал произошел мир? Каково устройство мира? Что первично: материя или идея? Как соотносятся вещи и движение? Какова причина мира? Существует ли эволюция? Под действием каких сил развивается мир? Как соотносятся общее и единичное? Какое значение имеют воля, вера, творчество, любовь? И т.д. Вопросы эти считаются вечными, и каждый выдающийся философ в свое время дает на них ответ. Эти ответы сталкиваются, полемизируют и составляют единство.
Сократ создал первый в истории философии метод нахождения истины – метод спора. В полемике различных точек зрения создаются великие философские системы. Попытаемся представить философов различных времен, сошедшихся вместе и спорящих на онтологические темы. В философии имеет значение не только и не столько утверждение данных взглядов, сколько аргументация и обоснование. В представленной нами мысленно беседе философов каждый из них приводит аргументы в защиту собственной точки зрения.