Соотношение объективного и субъективного в истине

Открываемая истина может быть представлена в виде:

И = Ф+Н,

где Ф – феномен в понимании Канта (или явление, по Гегелю), H – ноумен в понимании Канта (или сущность, по Гегелю). В процессе познания область феноменального расширяется. Например, мы узнаем, что источником цвета являются волны определенной длины. К одному феномену прибавляется другой, находящийся на более глубоком уровне. Тогда

И = Ф, + Ф2 + Н,

где Ф, – прежнее знание (цвет), Ф2 – новое знание (волна). Новое знание может противоречить предыдущему: Ф, – Солнце вращается вокруг Земли, что мы «видим», а Ф2 – Земля вращается вокруг Солнца, что мы узнаем из теории, а позже тоже видим (из Космоса). Но это знание никогда не приводит к исчезновению ноумена именно потому, что это – знание, а не реальность (если не примем гипотезу тождества бытия и мышления).

Вопрос о референте нашего знания всегда остается. Одни феномены явно обнаруживают свою субъективность, как, например, цвет; другие более основательно скрывают свою субъективность, например, форма (что и дало Локку возможность разделить качества на первичные и вторичные), но и у тех, и у других субъективная сторона остается. Поэтому и онтологические, и гносеологические проблемы являются вечными.

Всегда И = С + О,

где С – субъект, О – объект. Без воспринимающего субъекта нет достигаемой истины.

343

 

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 16

7. Что изучает гносеология?

2. Какие представления об истине существовали в античной философии?

3. Какие представления об истине существовали в философии Нового вре
мени?

4. Какие классификации истины Вы знаете?

5. Какие виды истины Вы знаете?

6. Какова структура философской истины?

7. Какова структура научной истины?

8. Каковы основные проблемы методологии научного познания?

9. Как соотносятся эмпирический и теоретический уровни научного ис
следования?

10. Какие методы науки вы знаете?



ЛИТЕРАТУРА

Материалисты Древней Греции. М., 1955.

Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. М., 1992.

Хрестоматия по истории философии. М., 1994.

Хрестоматия по философии. М., 1997.

Антология мировой философии в 4-х т. Т. 1,2. М., 1969.

 

Глава 17.

ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК? ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ?

Философской антропологией называют раздел философии, занимающийся изучением философских проблем, связанных с человеком как видом. К слову «антропология» (от греч. «антро-пос» – «человек») в данном случае добавляют прилагательное «философский» для того, чтобы отделить философскую антропологию от просто антропологии как науки, занимающейся проблемой происхождения человека. Философская антропология изучает именно философские проблемы человека и отвечает на вопросы: Чем отличается человек от других живых существ? Какова природа человека? Что такое личность и каковы ее атрибуты? Что такое мышление, сознание, разум? В чем смысл жизни человека? и т.п.

Эти вопросы мы рассмотрим в данной главе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: