double arrow

ТВОРЧЕСТВО КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МИРА


Начнем с самых общих понятий, входящих в тему данной главы. Под развитием понимается изменение, приводящее к созданию качественно нового. Это новое может быть более сложным, дифференцированным, синтетическим, и в этом случае говорят об эволюции. Способом создания качественно нового, путем к его становлению служит творчество. В этом же ряду находятся слова созидание, создание, творение. Таково понимание творчества в самом широком смысле слова, который не ограничивается только творчеством человека, а является атрибутом природы в целом (отсюда уместность словосочетания «творчество природы»). Сущность творчества – создание новых комбинаций. Само возникновение мира – результат творения. Творчество лежит в начале всего существующего, утверждает древнекитайская «Книга перемен». В философии понимание творчества было различным. В античной философии (это выразил Платон) творчество и богов и, людей – следование и копирование вечно существующих идей и, стало быть, ниже их по статусу. В религиозной философии средневековья. «Ну откуда взялась бы эта материя, не созданная тобою, а между тем послужившая материалом для твоего творчества?» – спрашивает Блаженный Августин1. Побудительным мотивом творчества служит воля. «Воля Божия присуща Богу и предворяет всякое творение; никакого творения не могло бы быть, если бы не предшествовала воля Творца»2. Августин говорит здесь о

1Хрестоматия по философии. М.,1997, с.395.

2Там же.

444

 

причинах развития, среди которых Аристотель выделял материальную, движущую, формальную и целевую.

Наука, открывающая эволюцию в мире, побудила А. Бергсона представить творчество в качестве перманентной силы, которая действует на всех этапах развития мира, а не только на начальном. По А. Бергсону, творчество как непрерывное рождение нового составляет сущность жизни. Но интеллект не создает новое, а лишь комбинирует старое.

В экзистенциализме человек творит себя и историю, и не только интуитивно, а индивидуально-целостно и социально (у Ж.П. Сартра). Для неопозитивизма комбинирование (в науке) тоже творческий процесс. Бергсон основывался на теории эволюции Дарвина, показавшей как протекает эволюция в живой природе, но во второй половине XX века новая наука физического цикла – синергетика – раскрыла механизм эволюции неживой природы.




Кто является субъектом эволюции? На этот вопрос возможны несколько ответов: Бог, объективные законы развития, конкретные природные индивидуальности. В развитых религиях Бог осуществляет акт творения, а повторение созданного может происходить без его участия, само собой. Примитивные верования, однако, заставляют Бога участвовать и в акте воспроизводства (Бог сам вылепляет каждого рождающегося человека; у некоторых племен отсутствует и понимание связи полового акта с рождением человека).

В христианстве творение свободно. Но Бог создает и законы, по которым происходит репродуцирование. Человек творит историю, осуществляя Божий замысел. Но постепенно человек начинает постигать законы и возникает наука, а, возникнув, она решает проблему творчества иначе. Наука ищет объективные механизмы эволюции, не ставя вопрос об их метафизических основах, и она видит этот механизм или в вечных законах природы, или в развитии конкретных естественных систем. Наука возникла под влиянием религии именно как поиск вечных законов природы, созданных Богом. В функционировании созданий природы она пыталась отыскать волю их Создателя. Но за 400 лет развития науки ее цели под действием ее результатов существенно изменились.

Кант выделил основу творчества человека – трансцендентальное единство аппрецепции. Творчество, по Канту, находится в основе познания. Человек не просто познает законы природы, а творит их. По Шеллингу, творческая способность – единство сознательной и бессознательной деятельности. Гений творит бессознательно, как



445

 

сама природа. Посредством акта творчества человек, как считали Шеллинг и немецкие романтики, соприкасается с Богом, миром Абсолютного. Сущность Абсолютной Идеи, по Гегелю, креативна, и высший вид творчества – творчество осознающего себя мышления, которое тождественно творчеству Абсолютной Идеи. В отличие от Шеллинга Гегель считал, что вектор творчества устремлен от бессознательного к сознательному. Высшая форма творчества, по Гегелю, понятийная, т.е. философское творчество. В марксизме человек коммунистического общества свободно и сознательно творит историю. Но остаются человеческие интересы, и они вступают в противоречие с созиданием себя (дилемма: «иметь или быть»).

Современное естествознание не склонно признавать вечные законы природы (закон всемирного тяготения не мог существовать до возникновения Вселенной). Конкретным источником эволюции современная наука признает таким образом сами же природные объекты, которые, становясь причиной развития, перестают быть просто объектами, превращаясь в субъекты эволюции. Можно различать метафизику общего и метафизику индивидуальности. В соответствии с первой развитие мира идет по вечным, неизменным законам, которым подчиняется все сущее; в соответствии со второй сами реально существующие индивидуальности, изменяясь и изменяя окружающую их действительность, творят новое. Современная наука признает вторую альтернативу и тем самым принцип творчества становится перманентным и универсальным. Смысл творчества Бердяев видел в развитии мира. Сами законы возникают в процессе творчества и преобразуются в процессе саморазвития.

Как происходит творчество на уровнях неживой природы? На низшем уровне кварки с дробными зарядами, соединяясь между собой под действием ядерных сил, образуют элементарные частицы. Затем элементарные частицы протон и нейтрон объединяются в ядро в процессе сильного взаимодействия, действующего на очень малых расстояниях, а вокруг ядра начинают вращаться электроны под действием электромагнитных сил. Так образуется атом. Атомы те же электромагнитные силы соединяют в молекулы, приобретающие эмерджентные свойства: т.е. свойства, отсуствующие у частиц, из которых они образовались. Так, вода имеет свойства, которых нет у атомов водорода и кислорода, из которых получилась молекула воды.

Новая наука синергетика во второй половине XX века выясни-

446

 

ла, что для создания кристаллов и иных сложных неживых систем требуются следующие условия: 1) приток энергии в систему; 2) ее нахождение вдали от состояния термодинамического равновесия. В этих условиях начинаются процессы самоорганизаци, создания новых структур, что является творческим процессом. Научная модель происхождения жизни А.И. Опарина показала, при каких условиях органические молекулы объединяются в живую клетку. Концепция коэволюции объяснила, что многоклеточные организмы образовались путем взаимодействия клеток в процессе симбиоза, т.е. взаимодействия, которое выгодно всем участвующим в нем клеткам. Организмы взаимодействуют между собой в виде популяций и сообществ. Популяции, как выяснила экология, имеют свойства, которые отсутствуют у составляющих их индивидов. Популяции также не существуют сами по себе, а объединяются в сообщества, которые находятся во взаимодействии друг с другом и с окружающей средой, образуя экологические системы. Все экосистемы объединяются на Земле в единую биосферу. «Сопротивляясь лавине разрушения, биосфера в самой себе заключает принцип борьбы со смертью. Организмы как бы бросают ей вызов тем, что еще до своего распада передают потомкам негаснущий факел жизни. Эстафета наследственности упорно защищает филогенетическое древо от гибели. Эта замечательная особенность живых систем есть один из признаков победы творческого начала во Вселенной, но победы все же частичной, так как она относится только к целому, к родовому, общебиологическому»1.

Виды жизни, совершенствуясь в процессе эволюции в течение нескольких миллиардов лет под влиянием, как выяснила возникшая из соединения теории эволюции Дарвина с генетикой синтетическая теория эволюции, рекомбинации генов и естественного отбора, образовали огромное многообразие жизни на Земле. Эволюция привела к появлению существа, наделенного возникшим в процессе эволюции разумом и способного как сознательное существо к сознательному творчеству. Перед переходом к творчеству человека обратим взор на мегамир, в котором также имеют место процессы создания качественно новых систем с эмерждентными свойствами. Планета, вращаясь под влиянием гравитационных сил, образует звездные системы, аналогичные атому, но на более высоких уровнях организации материи.

МеньА. История религии: В7т. М.,1991. Т.1, с.85.

447

 

ТВОРЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА

Понимание фундаментального значения творчества в развитии мира подводит к признанию его огромной роли в человеческой жизни. Креативность природы связана с порождением новых форм и структур, а креативность человека еще и с созданием новых идей. Человеческое отношение к миру изначально творческое, В нем человек продолжает творчество природы. Это проявляется и в изготовлении орудий, и в создании языка и т.д. Человек вошел в мир как сознательное творческое существо.

Возникновение и эволюция всех отраслей культуры – перманентный творческий процесс. На самых ранних стадиях развития человека имеет место творчество языка. Оно совпадает с возникновением искусства как отрасли культуры. Для создания языка большое значение имеет присущее искусству создание образов, которые несли на себе печать антропоморфизма. «Солнце всходит и заходит», – говорим мы, и это возвращает к антропоморфному образу Солнца, которое шагает по небу. Творчество языка неразрывно связано с развитием мифологии как отрасли культуры, которая является первой в истории человеческой культуры отраслью, пытающейся ответить на основные выпросы, стоящие перед человеком: о происхождении и устройстве мира и самого человека, о познании окружающей действительности и т.п. Затем за эти же вопросы берется и первая рациональная отрасль культуры – философия.

Объединение людей в этносы также творческий процесс. В концепции этногенеза Л.Н. Гумилева этносы создаются вокруг пассионариев, обладающих повышенным потенциалом духовной энергии и создающих язык данного народа, его формы быта, образ жизни, духовные произведения и т.д. Это люди, которых в Древнем Китае называли культурными героями и которым поклонялись, как богам.

Человек представляет собой телесно-духовное единство. Он участвует в творческом процессе и на бессознательном уровне, как все другие объекты природы, и на сознательном. Творчество на бессознательном уровне осуществляется помимо нашей воли. Следуя, скажем, сексуальному инстинкту, можно совсем не думать о том, что половой акт приводит к соединению генов и их рекомбинации, давая начало новому существу. Это созидание на физическом уровне не характеризует человека как вид, но человек – единственное

448

 

существо, которое способно к сознательному творчеству на духовном уровне. При этом телесность выступает в качестве необходимого условия духовного творчества.

Зеленое растение трансформирует солнечную энергию в биологическую. Мозг, возможно, – трансформатор физической энергии в духовную посредством творчества (продолжая борьбу против смерти). Клетки (организмы) сменяются, но Организм (биосфера) развивается. Клетки (человеческие организмы) сменяются, но Организм (ноосфера) развивается – посредством творчества. Творчество – способ борьбы со смертью. Но сам дух в отличие от тела бессмертен. И даже посмертие, по Меню, не бездействие, а «процесс непрерывного становления и восхождения к вечному совершенству»1.

Существуют условия, необходимые для творческого процесса. Это стремление творить (то, что Платон назвал любовью к миру идей, а Спиноза – интеллектуальной любовью) и воля к творчеству. Само творчество, по Фрейду, есть сублимация жизненной энергии либидо, которая изначально присутствует в человеке. Любовь и творчество, будучи спцифически человеческими условиями существования, в своих изначальных формах имеются в самой природе как инструменты творчества природы. Любовь неоднократно сопоставляли с притяжением (например, Ф. Шиллер), а волю Шопенгауэр признал в качестве всеобщей вещи-в-себе по аналогии с невидимой постороннему глазу воли в человеке.

Остается нерешенным вопрос, насколько спонтанно творчество, а насколько оно генетически запрограммированно. Другими словами, сам ли человек творит или через него творит нечто – Природа или Бог. Это и вопрос о соотношении личности и творческого процесса. Творчество, по Юнгу, есть умение слушать голос коллективного бессознательного. В творческом процессе сознательное соединяется с бессознательным. Синегрети-ка позволяет провести параллель между творчеством природы и творчеством человека. Новое знание, как и новые структуры в природе, характеризует наличие качественно новых свойств, эмерджентности.

Духовное творчество имеет место во всех отраслях культуры. В следующем параграфе рассмотрим специфику различных видов творчества.

МеньА. История религии: В7т. М.,1991. Т.1, с.85.

449

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: