Виды духовного творчества

Каждый вид творчества имеет свои особенности, которые определяются спецификой данной отрасли культуры и той истины, которую она открывает. Мистика, первая отрасль духовной культуры, возникшая еще на стадии Человека Неандертальского, когда у него не было ни разума, ни речи, представляет собой соединение явлений (например, наличие черной кошки, перебежавшей перед нами дорогу, с будущими событиями). Соединяться в мистике могут часть и целое, объект и его форма. Мистическое представление о связи рождает веру в то, что на одно событие можно повлиять, подействовав на другое (например, подействовав на форму, повлиять на объект в целом). Но форму надо изобразить. Так появляется искусство. Для создания произведения искусства и сейчас не обязательна разумная деятельность. Стихи могут сами приходить в голову, а картина может получиться в результате сочетания цветов. Самые древние наскальные рисунки представляли собой изображения животных, пронзенных копьем. Древние люди верили, что если это изобразить, также получится и во время реальной охоты. Для создания языка большое значение имели образы. Мы говорим: «буря ревет», но чтобы это сочетание вошло в язык и эти два слова соединились, необходим образ ревущего существа. Так с помощью искусства творится язык. Древние люди верили в магическую силу слова, и, как писал поэт Н. Гумилев в знаменитом стихотворении «Слово», в прошлом «словом останавливали солнце, словом разрушали города». В Библии описывается, как пророк остановил словом Солнце, и как от звуков трубы разрушились стены Иерихона.

Как рекомбинация генов создает новое уникальное существо, так сочетание слов создает стихотворение, обычное или гениальное. В последнем каждое слово на своем месте, и лучше не придумаешь. «Я помню чудное мгновенье» – это гениальное сочетание слов. Если убрать одно из них, скажем, – чудное, все очарование исчезнет.

Выделим три этапа творчества. Если каждый из них, обобщив, обозначить одним словом, то получится формула:

Т= К + От + Оз, где Т – творчество, К – концентрация (сюда же входит сосредоточение, нацеленность, любовь, воля и т.п.), От – отбор (сюда же входит упорядочение, самоорганизация и т.д.), Оз – озарение, творческий результат. Для различных видов творчества формула будет своя. Первые два компонента сохраня-

450

 

ются, так как для любого творчества необходимы концентрация и отбор, а третий компонент зависит от вида творчества.

Для мистики это будет Т = К + От + С, где С – соединение.

Для искусства Т = /Г + От 4- 05, где Об – образ.

Искусство определяют как «мышление в образах». Образы в искусстве действительно имеют главное значение. Они могут быть или отражениями явлений природы («люблю грозу в начале мая, когда...»), или отзвуками мифологических представлений («буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, тот как зверь она завоет...»), или отображением внутреннего духовного мира человека. Образы создаются посредством последовательности слов, которая столь же важна сама по себе для создания духовного произведения, как рекомбинация генов важна для создания физического плода.

Следующая отрасль культуры – мифология – представляет собой совокупность образов, которая отвечает на фундаментальные вопросы человеческого существования. Для мифотворчества, помимо образов, большое значение приобретает еще и созидание смыслов. Миф имеет два уровня – образный и смысловой. Соответственно формула будет:

Т=К + От + (Об х См), где См – смысл.

Пример: объяснение создания мира расчленением первого человека Пуруши в древнеиндийской мифологии.

На стадии философии образы сменяют понятия. Место Пуруши занимает Единое или Абсолютная Идея, и формула приобретает такой вид: Т=К + От + И, где И – идея.

Необоснованная идея будет интуицией, а обоснованная – рационализацией. Задача философского творчества таким образом заключается в рационализации интуиции.

Дальше появляется религия, для которой главное – вера. Формула здесь: Т = К + От + /?, где В – вера.

Вера появляется на стадии первобытных людей, но постепенно становится все более рациональной. Первобытный человек легко верит во все. Например, шаман говорит члену племени, совершившему преступление: «Ты провинился и завтра умрешь». Удрученный человек идет домой и сообщает встречным: шаман сказал, я завтра умру. Дома он прощается с близкими, ложится и... умирает, потому что верит шаману. Цивилизованый человек уже не может верить всему. Он отличает веру от суеверия.

Затем формируется наука и ее формула творчества:

Т = К + От + (ЭхТ), где Э – эмпирический опыт, Т – теория.

451

 

Религиозное творчество основывается на вере и приобщении к Бесконечному. Научное творчество представляет собой синтез двух уровней – эмпирического и теоретического. Если для несогласия с религиозной истиной достаточно двух слов Станиславского, сказанных им актеру: «Не верю!», то для опровержения научной истины необходимы эмпирические эксперименты, фальсифицирующие теоретические утверждения.

Последней по времени отраслью духовной культуры является идеология, возникающая после выхода на историческую арену широких народных масс. Идеология, как и религия, основана на вере, но иной, чем в религии, опирающейся на материальный интерес, поэтому ее формула: Т = К + От + В.

Эта земная вера позволяет многое совершить (например, вера в построение коммунизма породила энтузиазм нескольких поколений в Советском Союзе).

Идет процесс цефализации – непрерывного развития нервной системы и мозга в ходе эволюционного процесса от ракообразных и моллюсков до человека, а в человеческой эволюции – процесс рационализации, достигающий уровня создания информационного общества и далее ноосферы. На ноосферном этапе эволюции творческий порыв достигает планетарных, а затем и вселенских масштабов, когда Человек становится подобен Богу по отношению к создаваемым им явлениям. Человек открывает, что он не что иное, как эволюция, осознавшая себя.

Рассмотрим более конкретно один из видов творчества – философское. В каждом человеке существуют творческие потенции, которые можно актуализировать, и философское творчество наряду с научным, художественным, мифологическим, религиозным, не исключение. Но прежде, чем переходить к философскому творчеству, вспомним о том, что говорилось о соотношении творчества и развития. Развитие как создание качественно нового имеет восходящую и нисходящую линии. Качественно новое может быть более сложным, дифференцирова-ным и обладающим эмерджентными свойствами, а может быть и более упрощенным, и быть, таким образом, не созиданием, а разрушением. В человеке присутствует потребность изменения, которая позволяет ему преодолеть скуку. Но если эта потребность не находит удовлетворения в процессе созидания, то человек начинает удовлетворять ее посредством разрушения; не творит, а вытворяет.

452

 

И еще одно замечание. Субъектом творчества является так называемая творческая интеллигенция. Часто она понимается слишком узко и даже искаженно, если в творческую интеллигенцию включают только деятелей искусства, создающих наиболее распространенные виды массовой культуры. Но, во-первых, с таким же правом в творческую интеллигенцию входят философы, ученые, религиозные деятели, которые тоже творят. С другой стороны, среди тех, кто мелькает на эстраде, далеко не всех можно назвать творцами. Среди них встречаются те, кто имитирует творчество, пользуясь невзыскательностью слушателей, и те, кто по большому счету, не дотягивает до истинного, высокого творчества, соответствующего своему названию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow