Более подробно по Солововой

ГРАММАТИЧЕСКИЙ НАВЫК – это способность автоматизировано извлекать из долговременной памяти и употреблять ту или иную грамматическую структуру в конкретной ситуации общения.

В состав грамматического навыка входят:

· морфологические навыки (правильное употребление в речи грамматических явлений на морфологическом уровне),

· синтаксические навыки (правильного расположения слов в предложениях всех типов; это навыки владения синтаксическими схемами предложений)

·  графические навыки (правильного употребления букв на письме)

· орфографические навыки (навыки безошибочного письма, а применительно к профессии учителя русского языка и умение исправлять ошибки в речи других).

Знать грамматику означает знать:

· Форму

· Значение

· Употребление

· Речевую функцию того или иного грамматического явления

Трудности:

1. Межъязыковая интерференция – правила из одного языка механически переносятся на другой, что приводит к появлению ошибок.

2. Внутриязыковая интерференция – учащиеся путают грамматические явления внутри одного языка между собой, особенно если при этом данные явления полностью или частично отсутствуют в родном языке.

Подход – наиболее общие, стратегические положения обучения иностранному языку.

Метод – предполагает разработку конкретных шагов, наличие определенных принципов, использование конкретных приемов.

В зависимости от условий обучения, характера аудитории и самого грамматического материала, а также от той позиции, которой придерживается учитель в преподавании грамматики, можно по-разному строить процесс ознакомления с грамматическим материалом и его тренировкой.

1. Имплицитный подход – без объяснения правил

· Структурный метод - в основу их упражнений кладутся структурные модели, или модели предложений, символически выражаемые через формулу, например: S-V-О, где S - подлежащее, V - сказуемое, О - дополнение. Структурные модели называют еще языковыми или речевыми моделями или, если они выражены не символами, а лексическими единицами, речевыми образцами, типовыми фразами.

· Коммуникативный метод - нет целенаправленного изучения грамматики. К нему относят так называемый метод гувернантки и просто естественное погружение в языковую среду, вынуждающее к общению в коммуникативных целях. Коммуникативный метод обучения иностранным языкам, и в том числе формирование грамматических навыков, разработан E.И. Пассовым.

 

2. Эксплицитный подход - с объяснением.

· Дедуктивный метод - первый этап формирования навыков и умений - ознакомление - реализуется в процессе знакомства с правилом и примерами, второй этап - тренировка - включает отработку изолированных формальных операций, третий этап - речевая практика - организуется на базе переводных упражнений.

· Индуктивный - представляет возможность самим учащимся сформулировать правило на основе явлений, с которыми они сталкиваются при изучении иностранного языка. При индуктивном методе учащиеся находят в тексте незнакомые грамматические формы и пытаются осознать их значение через контекст. Дальнейший анализ нового явления происходит путем сравнения иностранного текста с его переводом на родной язык, после чего формулируется правило. При этом, если нужно, используются подсказки преподавателя или учебника. Потом следует серия упражнений на идентификацию и объяснение нового грамматического явления на актуализацию его форм.

3. Дифференцированный подход – построенный на основе выборочного использования положений двух традиционно сложившихся подходов.

Дифференцированный подход предполагает использование различных методов и приемов обучения, различных упражнений в зависимости от целей обучения, видов речевой деятельности, этапа обучения, языкового материала и особенностей учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: