6. Развитие языковой догадки через контекст. Приемы здесь могут быть самыми разными, от дефиниции на иностранном языке до составления небольших образных и понятных ситуаций с использованием новых слов.
Щукин
Лексика – это совокупность слов языка, его словарный состав.
Что значит овладеть лексикой?
1. Усвоить некоторое кол-во лексических единиц.
2. Приобрести умение пользоваться усвоенными словами в различных видах продуктивной речи (говорение, письмо).
3. Умение пользоваться усвоенными словами в различных видах рецептивной деят-ти (слушание, чтение)
Цель – формирование лексического навыка.
Лексический навык – это речевое действие, выполнение которого достигло высокого уровня совершенства, по выбору ЛЕ в соответствии с замыслом высказывания и их безошибочное употребление в процессе речевого общения.
- Продуктивный лексический навык – выбор нужных для общения слов и их использование в речевой деят-ти.
- Рецептивный лексический навык – узнавание слов и правильное их понимание в процессе общения.
|
|
Лексические знания – знание структуры слова, его семантики, сочетательной ценности слова
Задачи:
1. Формирование продуктивного словаря
2. Формирование рецептивного словаря
3. Знакомство с лексической системой изучаемого языка
4. Формирование лексической компетенции (совокупность знаний словарного состава языка и способность пользоваться им в речи)
Трудности:
1. Объём (активный словарь взрослого носителя 7500 слов).
2. Внешняя сторона речи (звуковое, грамматическое и структурное оформление слова).
3. Внутренняя сторона слова (семантика или значение слова), абсолютная ценность слова, т.е. смысл слова. Многозначность – главная трудность.
4. Относительная ценность слова – способность слова иметь синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, стилистическую и эмоционально-экспрессивную окраску.
5. Сочетательная способность слова (возможность соединения 2 или более знаменательных слов на основе подчинительной грамм-ой связи (согласования, управления или примыкания). Синтаксическая сочетаемость – управление глаголов и предлогов.
6. Словообразовательная способность слова.
Подходы к обучению (при обучении лексическим средствам обшени рекомендуется руководствоваться следующими положениями):
1. Лексика изучается практически и функционально
2. Обучение ведется на основе лексических минимумов (с учетом этапа и профиля)
3. Лексика вводится тематически
4. Единицы обучения лексики – слово, словосочетания, речевой образец
5. Для объяснения значения ЛЕ используется перевод и беспереводные способы семантизации. Предпочтение отдается беспереводным (показ, толкование, анализ структуры слова, догадка по контексту)
|
|
6. Учитываются трудности ЛЕ и возможности интерференции
7. Следует знакомить с различиями в обозначении понятий в британском и американском варианте англ.яз.
Механизы восприятия и воспроизведения ЛЕ
Работа лексического механизма в рецептивных видах РД (фазы):
1. Побудительно-мотивационная
2. Аналитико-синтетическая (различение, узнавание, осмысление)
3. Исполнительная (уровни понимания слова: словесное, предметное, детальное, критическое)
4. Контролирующая
Сложности:
1. Омонимичность слов
2. Употребительность слова в языке
Работа лексического механизма в продуктивных видах РД (фазы):
1. Побудительно-мотивационная
2. Аналитико-синтетическая (выбор ЛЕ из долговременной памяти и перевод в оперативную)
3. Исполнительная фаза
4. Контролирующая
Содержание обучения лексическим средствам общения
Лексический минимум выпускника профильного уровня обучения в условиях школьного курса 1600 ЛЕ.
В условиях вузовского курса ИЯ в неязыковых вузах – уровень близкий или соответсвующий профессиональному (уровень вторичной языковой личности).
В филологических вузах – уровень носителя языка (уровень языковой личности).
Принципы отбора лексики:
Цель – определить минимум слов, который должен быть усвоен уч-ся за отведенное время. Минимумы могут быть общелексическими и специальными.
1. Статистические (употребительность слова – частотность и распространенность; принцип наличности или необходимости).
2. Лингвистические (принципы сочетаемости, стилистической неограниченности, семантической ценности, словообразовательной ценности, многозначности, строевой способности, частности).
3. Методические (отбор ЛЕ в соответствии с целью, этапом обучения, сферой и темой общения)
Методика обучения лексическим средствам общения:
1. Ознакомление с новой лексикой (представление, работа с формой и содержанием).
2. Объяснение значения слова (семантизация): переводной и беспереводной способы.
Беспереводные способы:
- наглядность (предметы, рисунки, действия)
- толкование выражаемого словом понятия (пояснение с помощью других слов)
- дефиниция (краткое определение понятия, содержащее наиболее существенные признаки)
- через перечисление (ряд слов, обозначающие части семантизируемого слова)
- с помощью синонимов
- на основе внутренней формы слова (значение структурных компонентов слова)
-указание на функцию
- опора на контекст
3. Закрепление введенного материала (формирование лексического навыка)
-подготовительные (тренировочные упражнения)
4. Совершенствование лексического навыка и его включение в РД
- условно-речевые упражнения
- речевые упражнения
Контроль в обучении лексическим средствам общения
Цель – определить уровень сформированности лексических навыков.
- текущий
- периодический
- итоговый
Гальскова,Гез
Поскольку целью обучения является развитие устных и письменных форм общения, то владение лексикой иностранного языка в плане семантической точности, синонимического богатства, адекватности и уместности ее использования является неотъемлемой предпосылкой реализации этой цели.
Формирование лексических умений и навыков предполагает не только учет сведений формально-структурного характера, но и знание ситуативных, социальных и контекстуальных правил, которых придерживаются носители языка.
За курс обучения в средней школе учащиеся должны усвоить значение и формы лексических единиц и уметь их использовать в различных ситуациях устного и письменного общения, т. е. овладеть навыками лексического оформления порождаемого текста при говорении и письме и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении.
|
|
При осуществлении говорения и письма необходимы следующие навыки, умения и знания:
а) продуктивные навыки:
• правильно выбирать слова/словосочетания в соответствии с коммуникативным намерением;
• правильно сочетать слова в синтагмах и предложениях:
• владеть лексико-смысловым и лексико-тематическими ассоциациями;
• сочетать новые слова с ранее усвоенными;
• выбирать строевые слова и сочетать их со знаменательными;
• выбирать нужное слово из синонимических и антонимических оппозиций;
• выполнять эквивалентные замены;
• владеть механизмом распространения и сокращения предложений;
° приспосабливаться к индивидуальным особенностям говорящего, обладать быстрой реакцией и др.;
б) рецептивные навыки (слушание, чтение):
• соотносить звуковой/зрительный образ слова с семантикой;
• узнавать и понимать изученные слова/словосочетания в речевом потоке/графическом тексте;
• раскрывать значение слов с помощью контекста;
• понимать значение слов с опорой на звуковые/графические признаки (аффиксацию, конвертированные лексические единицы, заимствованные слова и т.д.);
• дифференцировать сходные по звучанию и написанию слова;
• владеть механизмом рецептивного комбинирования;
• широко пользоваться прогнозированием и ориентирами восприятия для создания установки на выполнение определенной деятельности с новым (или ранее усвоенным) лексическим материалом и др.;
в) социокультурные знания и умения в области лексики:
о знание безэквивалентной лексики и умение понимать ее в текстах (в том числе с использованием справочников);
«знание лексики, обозначающей предметы и объекты повседневного быта стран изучаемого языка (денежные единицы, меры веса, длины, обозначения времени, дорожные знаки и др.);
о знание речевых и этикетных формул (особенностей обращения взрослых к детям, школьников к учителям, партнеров по общению разных возрастных и социальных групп) и умение строить речевое поведение в соответствии с нормами общения, принятыми в стране изучаемого языка;
|
|
г) лингвистические знания в области лексики:
• знание правил словообразования лексических единиц и их сочетаемости;
• знание строевых и служебных слов как средств связи в предложениях и текстах;
• знание этимологии отдельных слов;
• знание понятий, значение которых выражается по-разному в различных языках.