Текст строится также, как и у Теофраста только без жёстких определений

Умен: тот, кто тверд в своих устремлениях;кто умеет хранить тайну;кто дружит с умными людьми;кто вовремя спохватывается;кто не болтает лишнего за вином; кто не занимается недостойными делами;кто не выставляет напоказ свои знания; кто ночью спит чутко;кто не стесняется спросить других, если сам в чем-нибудь сомневается;кто не спорит с глупцами.
Неразумно: не объяснив в чем дело, бранить человека;не зная сути дела, поступать, как другие;начинать дело, не разобравшись что к чему;разрешать детям держать птиц и возиться с ними;мальчикам — учиться рукоделию;стараться выгадать на мелочах.
Из желания показать себя (навязчиво) увидев чужие книги, тут же брать их и рассматривать;увидев чью-то оседланную лошадь, обязательно прокатиться на ней верхом;заметив стрелы и лук в чужих руках, непременно взять их и пострелять;видя чужую вещь, сразу начать ее оценивать;соваться в чужие дела, когда не просят;если двое дерутся, поддать одному под бок;если спорят, лезть судить, кто прав, кто неправ.

Заметим, что черта «из желания показать себя» у Теофраста описывалась как «тщеславие». А у основателя психоанализа Зигмунд Фрейда черта «из желания показать себя» или «из желания обратить на себя внимание» называется «истерия». Так у житейских терминов рано или поздно появляются свои научные аналоги.

Житейская психология часто использует метафорическое сравнение. Для того чтобы дать характеристику человеку его сравнивают с животным, растением, иногда предметом. А психоаналитик Фрейд скажет, что это элементарные проекции.

Тут надо подчеркнуть главное позднее появятся научные аналоги, у этих метафор, которые используются данными авторами этих произведений.

                                  

Очень напоминает: столичный чиновник — тыкву: растет незаметно и быстро;нищий ученый — ворона: поет, когда голоден;печать — ребенка: всегда таскаешь с собой;уездный начальник — тигра: чуть шевельнет лапой — убьет;монахиня — мышь: вечно прячется;ласточка — монахиню: в одиночку не летает;служанка — кошку: где тепло, там приютится.

Эмоциональные состояния кто бы не выделял он прежде всего отметит главное различие удовольствие - неудовольствие.

 

Приятно: проехать по улицам города верхом на добром коне; мчаться на парусах при попутном ветре; в пору, когда распускаются цветы, получить в подарок вино; если сын молодым выдерживает экзамен; скандировать стихи в живописном месте; иметь красивую наложницу и добродетельную жену; слушать рассказ о добродетельных бессмертных и рыцарях-героях; преследовать побежденного врага.
Мало приятного: ходить в туфлях, которые жмут;в жару корпеть на экзаменах; быть закованным в цепи;в знойный день принимать незнакомых людей;жить с ревнивой женой до самых седин.
Неприятно: резать тупым ножом;плыть на лодке с рваными парусами;когда деревья заслоняют пейзаж;когда забором заслонили горы;остаться без вина, когда распускаются цветы; пировать летом в душном закутке.
Нестерпимо: наблюдать за игрой в шахматы, когда запрещают подсказывать; искать уборную при расстройстве желудка;выздоравливающему — смотреть, как едят то, что ему запрещено;ребенку — не кричать, когда его лечат прижиганием;когда слушаешь несусветную ложь;когда из пальца вынимают наконечник стрелы.
Выводит из себя: когда подают изысканные яства, а у тебя больная печень;когда настроились пить ночь напролет, а в жбане, оказывается, кончилось вино;когда представляешься начальнику и вдруг зачешется спина;когда начал выигрывать и тут кончается масло в светильнике;когда чистишь колодец и вдруг схватило живот;когда бедного родственника никак не спровадить.
И страшно, и приятно: шалуну — лизнуть горячее варенье; новичку-путешественнику — любоваться пейзажем с макушки горы; девушке — выходить замуж.

Стоит обратить внимание на полюс «Неприятно». Он вызывает гораздо больший интерес у житейского психолога, но и не только у него. Почему? Потому что эти негативные переживания более важны для практики. Ими трудней управлять. А значит их надо описать. Их надо знать.

Далее интенсивность негативного переживания нарастает. И мы приближаемся к самому крайнему полюсу – «Выводит из себя». Когда было нестерпимо себя ещё можно было в «держать руках». Это состояние имеет научный аналогаффект. Неспособность владеть собой.

 

И наконец самое интересное эмоциональное состояние – «И страшно и приятно». По-русски звучит «И хочется и колется». Здесь научный аналогамбивалентные эмоциональные переживания. Двухполюсные, неоднозначные.

 

А не было ли тогда же попыток обобщить, эти факты, весь этот материал? Если мы нашли источники дифференциальной психология, то можно ли найти источники общей психологии.

 

 

Гиппократ, Гален, Кант, Павлов.

Первая типология или классификация темпераментов (от слова «смесь», смешиваю в определённом соотношении) принадлежит уже не древнему греку, а древнему римлянину, основателю медицины - Гиппократу. Что интересно, Гиппократ основатель медицины, но не психологии. То, что сейчас мы вспомним из Гиппократа, не касалось психики, а термины сохранились и сегодня приобрели психологическое содержание. Гиппократ говорил о смешении жидкостей в теле человека, а поскольку был врач, то говорил не только о здоровых людях, но и о больных. Таких жидкостей четыре и их названия – кровь (сангва), слизь (флегма), желчь (холе) и чёрная желчь (меланхоле).

Кто-то может вспомнить, что гораздо более поздний ученик Гиппократа Гален дал психологическое определение темпераментам. Философ Кант взял эти четыре слова для обозначения простых темпераментов, он доказал, что темпераментов должно быть только четыре – простых как элементов в физике. Многие писатели дали нам психологические характеристики типов темперамента.

 

Даже когда возникла научная психология, она часто соседствовала с физиологией. По этой ситуации произошло следующее. Основания для выделения типов изменились. О гиппократовских жидкостях едва ли кто помнит. Сегодня физиолог отечественной павловской школы скажет, вам о том, что основами темпераментаявляются свойства нервной системы. Но что удивительно, Павлов будет выделять свойства нервной системы, затем выделит типы нервной системы, типов окажется четыре, настанет пора их назвать и опять будут гиппократовские слова.

 

ПсихофизиологАйзенк

 

Типологию темпераментов построил Айзенк. Существуют опросники на типологию. После Второй мировой войны он изучал солдат невротиков с эмоциональными расстройствами. А затем расширил поле своего исследования и применял современную технику анализа индивидуальности – факторный анализ (это математическая техника, но придумал её психолог, а психофизиологАйзенк эту технику использовал). Назначение техники: сначала существует много свойств (разнообразных способов поведения), а математическая процедура позволяет их обобщить, позволяет выделить фактор более общего порядка, свести частные проявления к общим. Айзенк 20 лет терпеливо изучал темпераменты своих испытуемых и пришёл к тому, что есть два фактора определяющих темперамент вообще. Мы встречались с этим уже у Феофраста и в «Цза-цзу-ань»: один фактор содержит два полюса (плюс и минус), двоичный или бинарный фактор. Умен, не умен, удовольствие, не удовольствие. У Айзенка первый факторэмоциональная устойчивость, а в противовес – неустойчивость (или нейротизм). Второй фактор – его название было известно задолго до Айзенка, название этому различию предложил Юнг - ученик и сотрудник Фрейда. В начале века Юнг пишет книгу «Психологические типы». Он обращается к истории философии, литературы, живописи, поэзии и замечает одну важную деталь – всегда люди выделялись парами: Платон и Аристотель, Гёте и Шиллер. Юнг замечает, что существует некоторая дополнительность в отношениях человека с миром: одна направленность на мир (вовне, к миру, к природе, к другим людям) – экстраверсия. И есть, напротив, направленность к себе(на себя, внутрь)интроверсия. Это и есть второй фактор, который был выделен также и Айзенком: экстраверсия-интроверсия.

 

20 лет человек работал и получил в результате 4 типа темпераментов:

1. эмоционально устойчивый экстраверт - сангвиник,

2. эмоционально устойчивый интроверт – флегматик,

3. эмоционально неустойчивый экстраверт – холерик,

4. эмоционально неустойчивый интроверт – меланхолик.

 

Гиппократовские названия, когда относимые к жидкостям в теле человека сохраняются до сих пор. Сохраняеся еще и принцип обращения к этим названиям. По Айзенку вовсе не следует думать, что какой-то человек является только одним типом. Всегда есть определенный индивидуальный профиль, индивидуально-конкретный случай или портрет.

Крупным житейским психологом обязательно является каждый человек, создающий произведение искусства. Это не только писатель. Это может быть живописец, скульптор, композитор и т.д.И вот что интересно, крупные открытия в психологии сначала совершались в искусстве, а потом они как бы заново воссоздавались в науке.

Классикой мирового авангарда в нашем веке считается писатель ирландец Джеймс Джойс с романом «Улисс». Роман удивителен тем, что это попытка записать внутреннюю речь человека (там даже несколько человек, хотя их не так много) в течении одного дня. Человек что-то делает, встречается со своими друзьями и т.д. Постоянно описывается субъективный отчёт. Не интроспекция по Вундту, а что-то другое. Юнг в начале 30-х по просьбе своих друзей-литераторов читает роман Джойса, вышедший в 1922 году.

 

Юнг читает этот роман и находит у себя следующие переживания: «Это настолько скучный роман, скучный и кроме того задевающий мою эмоциональную сферу. Автор как бы задался целью меня разозлить!» В какой-то момент Юнг заснул, потом как опытный аналитик, проснувшись, посмотрел на каком месте заснул и сделал выводы. Когда он проснулся и был уже близок к тому, чтобы сделать вывод, он говорит: «Простите, но если надо мной так издеваются, я вообще-то говоря психиатр, я сейчас поставлю диагноз. Ещё немного, и я автора назову больным шизофренией». Но что-то удержало его, и он сказал себе: «А вдруг этот роман мне непонятный является произведением искусства? Мне непонятно, но если это произведение искусства – мне запрещено ставить психиатрический диагноз, я должен сменить вопрос. Вопрос тогда вовсе не в том, кто написал Улисса, каков был его автор. Более важный вопрос в том, кто будет читателем Улисса, кому этот роман будет интересен». Улисс описал в начале века человека его конца. Юнг говорит: «В конце века появится читатель Улисса». Так совершилось психологическое открытие. Джойс предсказал облик (характер, менталитет) человека завтрашнего дня. Юнг говорит: «Джойса поймёт тот, кто сможет совместить в своём сознании позиции главного героя, сына, жены (все она представлены в романе своей внутренней речью) их разные миры, тому будет интересен роман». Он описал современных программистов. С психологической точки зрения это и есть те люди, которые в одном сознании могут совместить различные позиции, разные виртуальные реальности. На языке начала века – это были больные шизофренией. На языке конца века – люди с новым сознанием.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: