Особенности психологии как науки

"Труднейшая задача в наши дни заключается не в том, чтобы познать и использовать окружающую природу, а в том, чтобы понять механизмы своего собственного поведения и научиться им управлять".      Ф. Бич

1.  Психология - одна из самых сложных наук, т.к. носителем психи­ки является головной мозг, самый сложный по строению и закономернос­тям деятельности организм и механизм. Да и сами психологические яв­ления очень многогранны, а большинство законов психики до сих пор не изучено.

"Мы еще толком не знаем даже, почему че­ловек смеется, лишь человек, и никто дру­гой".Паруйр Севак

Кроме того, научиться управлять психическими процессами и явле­ниями, психическими функциями сложнее, чем чем-либо другим.

2. Слияние предмета и объекта психологии объясняется тем, что че­ловек с помощью психики познает окружающий его мир, а потом на основе этого и свою собственную психику, влияние этого мира на нее.

При этом слияние это неоднозначно, имеет очень много форм про­явления, которые достаточно сложно изучить.

 

3. Уникальные практические следствия психологии состоят в том, что результаты исследования этой науки по сравнению с другими от­раслями знаний очень часто значительно более значимы для людей и объективно, и субъективно, поскольку что может быть важнее, чем ос­мыслить причины всех проблем человечества - психику и сознание его самого.

 

4. Чрезвычайная перспективность психологии и её исследований вы­текает из постоянно возрастающих роли и значения людей, их психики и сознания. Можно с большой степенью ответственности заявлять, что наибольшую сложность в будущем будут представлять не разработка каких-то сверхсложных технических проектов, а прогнозирование по­ведения и поступков людей в ходе их реализации и эксплуатации.

 

Взаимосвязи психологии с другими отраслями знаний.

С одной стороны, философия, социология и другие социальные на­уки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию психики и сознания че­ловека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.

Исторические науки показывают психологии, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Физиология и антропология позволяют психологии более точно по­нять строение и функции нервной системы, их роль и значение в форми­ровании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в направ­лениях правильного осмысления функционирования психики и созна­ния в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и со­циально-психологическим качествам людей.

Медицинские науки помогают психологии понять патологию пси­хического развития людей и находить пути для психокоррекции и пси­хотерапии.

Педагогические науки предоставляют психологии информацию о основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

С другой стороны, психология, изучая условия и специфику проте­кания психических явлений и процессов, позволяет естественным и об­щественным наукам более правильно интерпретировать законы отраже­ния объективной действительности, конкретизировать причинную обус­ловленность социальных и иных явлений и процессов.

Исследуя закономерности формирования личности в своеобразных общественно-исторических обстоятельствах, психология оказывает оп­ределенную помощь и историческим наукам.

Медицинские науки в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие болезни, как показывают результаты самых новейших исследований, имеют психологическое происхождение.

Психология дает рекомендации руководителям и организаторам экономического производства, какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой деятельности людей, снизить конфликтность в ходе нее и т.д.

Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей людей служит теоретическим обоснованием для выработ­ки наиболее эффективных методов обучения и воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: