Человека как части человечества

Подход Абульхановой К.А. Представляет личность как субъект жиз­ненного пути и субъект деятельности. В основе ее развития лежит раз­витие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность), способность к организации времени, социальное мышление.

Подход Леонтьева А.Н. и Петровского А.В. Согласно этому подхо­ду, при объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, в силу чего в личности можно выделять ком­поненты разной меры общности и устойчивости.

Подход Мясищева В.В. Рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действи­тельности, являясь одной из форм этого отражения.

Подход военных психологов. Согласно ему личность - это конкрет­ный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделен­ный определенными индивидуально-психологическими особенностями.

Подход Платонова К.К. Согласно ему, личность имеет динамичес­кую функциональную структуру, элементами которой являются:

1) на­правленность,

2) опыт,

3) особенности психических процессов и ее

 4) биопсихологические свойства.

Подход Узнадзе Д.Н. Рассматривает личность как целостное и ду­ховное образование, мотивы и поступки которой могут носить и не­осознанный характер. Узнадзе Д.Н. - основатель теории установки как общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности раз­вития и функционирования психики личности в процессе ее целенап­равленной активности.

Подход Фельдштейна Д.И. Согласно ему, в онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелос­ти. При этом ведущим фактором её формирования является обществен­но значимая деятельность.

Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии

Взарубежной психологии существуют разные подходы к понима­нию и происхождению личности.

Социогенетический подход

Социогенетический подход старается объяснить особенности лич­ности исходя из структуры общества, способов социализации, взаимо­отношений с окружающими людьми.

Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологичес­кой особью, становится личностью лишь благодаря воздействию соци­альных условий жизни.

Другая теория в рамках этого подхода, теория научения, считает жизнь личности, ее отношения результатом подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скинер и др.).

Теория ролей, в свою очередь, исходит из того, что общество пред­лагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ро­лей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми (У. Дол-лард, К. Левин и др.).

В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение личности, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой че­ловек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учи­тываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: