Биогенетический подход

Биогенетический подход ставит в основу развития личности биоло­гические процессы созревания организма.

Так, С. Холл считал, что развитие личности повторяет в свернутом виде такие стадии развития общества, как собирательство, охота и т.д.

Другой вариант биогенетического подхода разрабатывал Э. Кречмер, выводя типы личности из особенностей телосложения человека.

Особенно ярко биологизм выступил в трактовке личности 3. Фрей­дом, который считал, что все поведение личности обусловлено физио­логическими, бессознательными влечениями человека.

Психогенетический подход

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.

В рамках этого подхода представители психодинамической ориен­тации объясняют поведение личности, главным образом, через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики (Э. Эриксон и др.).

Представители когнитивистской ориентации отдают предпочтениеразвитию интеллектуально-познавательной сферы психики личности (Ж. Пиаже, Д. Келли и др.).

Ученые, стоящие на позициях персонологической ориентации, акцен­тируют внимание на развитии личности в целом (Э. Шпрангер, А. Маслоу и др.).

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

В отличие от педагогики, направленной на воспитание человека и формирование личности, психология исследует преимущественно механизмы этих процессов.

Психология личностираздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы:всё то, что делает нас личностью. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.

Если социальная психология изучает человека среди людей, то психология личности - изучает человека как такового, личного, использующего социум, а не подчиняющегося ему, растущего с помощью социума, а не только его воспроизводящего. В психологии личности четыре основных раздела.

1. Психология индивидуальных различий изучает типы личности, особенности характера и темперамента, отличия в способностях, мышлении, памяти, восприятии, переживаниях и чувствах.

2. Структура личности: каковы мои мотивы и другие механизмы моего поведения?

3. Развитие личности: как человек становится личностью, что обеспечивает рост и развитие личности? Жизненный путь личности - это когда-то рост и развитие, когда-то горизонтальное движение по жизни: по течению или против него, а когда-то проблемы и деградация. У каждых своих этапов развития личности и у каждого своего уровня.

4. Управление собой: управление собственным состоянием, своими эмоциями и своим поведением: умение себя организовать и замотивировать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow