Диагностический блок
Диагностическая работа педагога — средство выявления особенностей и трудностей в речевом развитии ребенка, под них перспективе подстраивается вся система коррекционно-речевой работы. В рамках диагностического блока воспитатель общеразвивающей группы действует по следующему алгоритму:
· изучает уровень и динамику речевого развития своих воспитанников;
· выделяет детей с опережающим и нормативным речевым развитием, с негативными тенденциями, задержками и недостатками в этом развитии;
· квалифицирует (самостоятельно или с помощью специалистов) вид речевых недостатков, устанавливает их возможные причины;
· конструирует групповые и индивидуальные программы речевой работы с детьми профилактической и/или коррекционно-развивающей направленности.
Очевидно, что такая работа требует владения соответствующими диагностическими знаниями и умениями, а ее эффективность будет обеспечена при соблюдении ряда условий.
Первое из таких условий — систематичность изучения состояния речи дошкольников. Оптимально, если педагог проводит изучение состояния речи детей дважды в год: осенью, чтобы выявит наличный уровень речевого развития детей и правильно спланировать работу на предстоящий учебный год, и весной, чтобы под вести ее итоги, тем самым определив и эффективность собственной педагогической работы. В междиагностический период им проводится динамическое наблюдение за характером развития речи воспитанников, а при необходимости вносятся коррективы в программы профилактической и коррекционно-речевой работы ними.
|
|
Второе условие — четкая возрастная адресация и комплексный характер диагностических процедур. При всем разнообразии действующих ныне в ДОУ образовательных программ (комплексных и/или парциальных) имеет право на существование некоторое инвариантное содержание программы изучения педагогом детской речи, основными ориентирами которой являются не столько требования конкретных программ, сколько возрастные нормативы её развития. Заметим, что претендующие на такую инвариантность и предлагаемые в настоящее время педагогу в некоторых методических изданиях рекомендации по изучению речи детей ориентированы, в основном, на необходимость тщательного изучения состояния звукопроизношения детей. Однако от его внимания не должны ускользнуть особенности развития других компонентов речевой системы детей и успешность использования их в процессе общения со сверстниками и взрослыми (см. Приложение с.101).
Наряду с речевыми недостатками у детей дошкольного возраста могут отмечаться и недостатки неречевого характера, проявляющиеся в недоразвитии как относительно элементарных, так и сложных психофизических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы. Поэтому в процессе обследования воспитателем должны быть учтены тесные связи речевого и умственного, речевого и эмоционально-личностного, речевого и физического развития детей.
|
|
Третье условие результативного изучения речевого развития дошкольников — разнообразие методов и источников сбора информации. Было бы неверным весь процесс изучения речевого развития детей сводить только к констатации фактов его нарушения. Чтобы правильно оценить и интерпретировать полученные данные, педагогу необходимо понимать причины, лежащие в основе наблюдаемых явлений. Для их выяснения он может воспользоваться такими проверенными длительной педагогической практикой и взаимодополняющими методами диагностики, как:
· наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности и при выполнении специальных диагностических заданий;
· изучение истории его раннего общего, речевого развития и условий семейного воспитания;
· беседы с родителями;
· привлечение к обследованию детей специалистов — логопеда, невропатолога, психолога и др.
Так, в процессе направленного наблюдения (основного метода в арсенале педагога ДОУ общеразвивающего вида) он получает Достаточно полные данные о состоянии всех компонентов речевой системы дошкольников. В качестве объекта педагогического наблюдения может быть выбрана как группа детей в целом, так иотдельный ребенок. Из бесед с родителями, медицинских карт детей может быть получена информация о наличии или отсутствии в их анамнезе факторов, влияющих на развитие биологической или социальной сторон речи.
Полученные данные способствуют созданию более объективной картины развития речи всех и каждого из детей группы помогают сделать определенные предположения о причинах, препятствующих, сдерживающих, изменяющих или, наоборот, стимулирующих и ускоряющих нормальный ход ее развития. Педагогу следует помнить о том, что при внешне сходной симптоматике речевые проблемы детей могут иметь разную основу и разные механизмы формирования. Например, нарушения произношения могут быть связаны с неправильным прикусом, что предрасполагает искажение артикуляции звуков. В то же время у детей достаточно часто встречаются такие нарушения произношения, возникновение которых обусловлено недостаточно внимательным отношением к речи ребенка, т.е. факторами социального характера, что определяет использование совершенно иного, отличного от первого, набора приемов их устранения. Аналогичные закономерности существуют по отношению к недостаткам темпо-ритмической организации детской речи и т.д.
Четвертое условие — оптимизация процедуры изучения речи детей и фиксации его результатов.
Процедура изучения детской речи должна быть максимально приближена к привычным и естественным для дошкольников видам деятельности (игровой, художественно-практической идр.). Совершенно недопустимо, чтобы она носила тестирующий характер, и у детей возникло ощущение, что их оценивают. Следует заранее продумать такие приемы, которые позволяли бы при минимальных затратах времени получать достаточно полную и достоверную информацию о состоянии речи воспитанников и устанавливать степень ее соответствия или несоответствия некоторым средневозрастным и легко обнаруживаемым показателям.
При выполнении специальных диагностических заданий педагог может работать с одним ребенком или с подгруппой (2—5 детей); подгрупповая форма в этом случае позволяет значительно сократить временные границы и за счет малой численности позволяет увидеть индивидуальные проявления всех детей. Нужно также предусмотреть возможность оказания детям дозированной помощи в ходе обследования, тем самым выявляя для планирования дальнейшего педагогического воздействия зоны актуального и ближайшего речевого развития.
|
|
Желательно, чтобы конечная оценка результатов диагностики речевого развития детей была представлена не только в качественных, но и в количественных (возможно, балльных или уровневых) характеристиках. Это помогает оптимизировать процесс фиксации данных изучения речи дошкольников и представить их в обобщенном, удобном для анализа и дальнейшего использования виде, например, в виде «Информационной карты», «Речевого портрета группы» и т.п.
Таким образом, грамотное решение воспитателем задач диагностического блока и очерчивание «проблемного поля», в котором предстоит работать, во многом предопределяет успешность его дальнейшей деятельности. Это помогает, с одной стороны, отобрать основные организационные формы, методы и содержание профилактического и коррекционно-воспитательного воздействия по отношению ко всем и каждому из воспитанников; с другой стороны, закладывается основа для установления эффективной «обратной связи» в ходе профилактической, коррекционно-речевой работы и отслеживания ее результатов.
Профилактический блок
Выше отмечалось, что профилактическая задача деятельности педагога ДОУ может быть определена как помощь, методическое содействие дошкольникам в естественном и своевременном развитии речи и обеспечение полноценности этого развития. Понятие «полноценность» — ключевое для профилактического блока и во многом определяет его содержательное наполнение. Педагог обязательно должен помнить о том, что дошкольный возраст — период наиболее полного и интенсивного овладения детьми не только правильным звукопроизношением, определенными лексико-грамматическими средствами языка, но и речью как социально значимой и постоянно востребованной деятельностью. Поэтому его профилактическое воздействие в широком смысле следует рассматривать как совокупность необходимых и достаточных действий, ориентированных на стимуляцию развития и совершенствование речевой деятельности воспитанников ДОУ в единстве ее мотивационно-потребностной и операциональной составляющих.
|
|
Современные психолого-педагогические исследования и практика дошкольного воспитания убедительно доказывают, что в основе развития и воспитания речи ребенка лежит развитие и воспитание всей его личности. Вследствие этого пути, прямо обращенные к воспитаннику и направленные непосредственно на развитие речи (рассказывание, чтение, объяснение картинок, беседы и др.), недостаточны. Огромное значение имеют и все те косвенные, опосредованные пути, которые ведут к «укреплению сил ребенка, к поднятию всего жизненного тонуса, к наполнению его жизни ярким, разнообразным содержанием, создающим непреодолимую потребность в речи» (Аркин А.Е. Ребенок в дошкольные годы. М.,1968. С. 324). Создание потребности в речи условий для ее удовлетворения, таким образом, — один из ключевых аспектов профилактической деятельности воспитателя.
К числу условий, способствующих формированию потребности в речи и ее удовлетворению, в первую очередь может быт отнесена организация доступной по форме и средствам совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем нужнее речь и тем более высоким структурно-функциональным требованиям она должна удовлетворять. Правильная организация детской деятельности предполагает высокий уровень профессионального мастерства и развития творческих способностей воспитателя, но именно она служит наиболее мощным средством стимуляции развития как мотивации детской речи, так и обогащения ее средств и форм.
Другим условием, содействующим полноценности речевого развития детей, выступает окружающая среда («питательная среда » в терминологии А.Н. Гвоздева). Важным компонентом среды и одновременно средством профилактики недостатков речи у дошкольников является правильная речь взрослых. «Прежде чем приступить к ответственному делу развития речи своих воспитанников, следует позаботиться о развитии, упорядочение своей речи», — напоминает воспитателям Е.И. Тихеева (Тихеева Е.И. Развитие речи детей (ранний идошкольный возраст).М.,1972. С.51).До сих пор актуальными остаются разработанные ею культурные методическиетребования к речи взрослых, работающих с детьми дошкольного возраста:
· речь должна быть абсолютно правильна, литературна;
· по форме и по тону речь должна быть всегда безупречно вежливой;
· структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем меньше ребенок, тем
проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи;
· содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу
представлений и интересам детей, опираться на их опыт;
· речь взрослых должна соответствовать таким критериям, как точность, ясность,
простота, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и
достаточная (но не чрезмерная) громкость.
Таким образом, культура речевой среды предопределяет культуру речи самих детей. Требования к ней особенно ужесточаются, а ответственность педагога повышается в тех случаях, когда ее следует организовать в отношении детей с угрозой риска формирования речевых недостатков из-за воспитания в социально-неблагополучных семьях, в обедненной речевой среде или в условиях двуязычия. И если на факторы болезнетворного, патофизиологического или анатомического характера, предрасполагающие появление у детей речевых отклонений педагогу влиять гораздо труднее (хотя в определенной степени возможно), то на факторы обшей и речевой среды он может влиять самым решительным образом.
Профилактическая работа в более узком смысле может быть определена как предупреждение с помощью педагогических приемов и средств недостатков речи у дошкольников и проведение мероприятий психогигиенической направленности. Детская речь, как известно, в период своего интенсивного становления — чрезвычайно ранимая, чувствительная к негативным внешним воздействиям система. В связи с этим в обязательную составную часть профилактической деятельности воспитателя входят:
· охрана нервно-психического и физического здоровья воспитанников;
· обеспечение спокойной, доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, психологической комфортности воспитывающей среды и предупреждение стрессирующих ребенка внешних воздействий;
· раннее выявление факторов риска в развитии речи, отклонений от нормы в состоянии здоровья, врожденных и приобретенных заболеваний, которые сказываются на развитии речи;
· подготовка детей к возможным трудностям на этапе школьного старта.
Итак, неформальное и творческое отношение педагога к решению программных задач по развитию речи своих воспитанников с учетом их возраста, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития — с одной стороны, а с другой — пристальное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического блока и основание для выбора соответствующих педагогических технологий.