Основные понятия и концепции экономики и социологии труда Трудовые ресурсы и рабочая сила

Носителем трудовых отношений в обществе является работающая часть

населения. Эта категория людей, а также те, кто хотел бы работать, но по

различным обстоятельствам не работает, представляют собой объект, который исследуется такими дисциплинами, как экономика и социология труда.

Изучение ресурсов для трудовой деятельности имеет большое значение при

оценке рынка труда и проведении государством соответствующей

демографической политики с целью воздействия на процессы воспроизводства населения и его занятости.

В отечественной литературе по экономике и статистике труда широко

распространен термин «трудовые ресурсы», который возник в первые годы

Советской власти и использовался для нужд централизованного управления

людскими ресурсами страны. В условиях, когда наряду с правом на труд была законодательно закреплена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться (или учиться с отрывом от производства), когда люди, длительное время не работающие без уважительных причин (таких, например, как инвалидность 1 и 2 групп) считались ведущими «паразитический _______образ жизни»

и преследовались по закону, строгий статистический учет трудоспособного

населения, т.е. трудовых ресурсов (наряду с ресурсами природными и финансовыми) был основной централизованного планирования

административно-командной экономики.

Понятие «трудовые ресурсы» можно встретить и в настоящее время, как

об этом будет сказано ниже, хотя, требования рыночной экономики сделали

необходимым переход нашей статистики к принятому в международной

практике иному учету рабочей силы, рекомендованному Международной

организацией труда (МОТ).

Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую

физическим развитием и умственными способностями, необходимыми для

полезной деятельности (труда).

Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются законодательно. Они менялись в разные периоды

истории нашей страны.

Так, в первой пятилетке (1929-1932 гг.) нижняя граница трудоспособного

возраста была установлена в 14 лет. К концу второй пятилетки (1933 - 1937 гг.) эта граница была повышена до 16 лет. В годы Великой Отечественной войны она вновь опустилась до 14 лет. В настоящее время граница трудоспособного возраста-16 лет.

Для уяснения понятия «трудовые ресурсы» необходимо знать, что, во-

первых, в зависимости от возраста все население может быть разделено на три группы:

• лица моложе трудоспособного возраста - от рождения до 15 лет

включительно);

• лица в трудоспособном (рабочем) возрасте: в России женщины от 16 до

54 лет, мужчины от 16 до 59 лет включительно;

• лица старше трудоспособного, т. е. пенсионного возраста, по

достижении которого устанавливается пенсия по старости; в России женщины с 55, а мужчины с 60 лет.

Во - вторых, в зависимости от способности к труду различают трудоспособных и нетрудоспособных. Иначе говоря, люди могут быть

нетрудоспособны в трудоспособном возрасте (например, инвалиды 1и 2 групп допенсионного возраста) и трудоспособны в нетрудоспособном возрасте (например, работающие подростки и работающие пенсионеры по старости).

Исходя из сказанного, можно выделить три составные части, три

источника трудовых ресурсов:

1. Население в трудоспособном возрасте за исключением инвалидов

войны и труда 1 и 2 групп и неработающих лиц, получающих пенсии на

льготных условиях;

2. Работающие лица пенсионного возраста;

3. Работающие подростки в возрасте до 16 лет. По Российскому

законодательству в исключительных случаях подростки могут быть приняты

на работу по достижении ими 15-летнего возраста. Допускается также, в целях подготовки молодежи к труду, прием на работу учащихся

общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних

специальных учебных заведений по достижении ими 14-летнего возраста с

согласия одного их родителей или заменяющего его лица при условии

предоставления им легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не

мешающего процессу обучения.

Численность трудовых ресурсов, ее динамика, напрямую определяются

численностью населения, его половозрастной структурой. В настоящее время в РФ проявляются следующие негативные тенденции:

• снижение общей численности населения за счет естественной убыли

• (превышения уровня смертности над уровнем рождаемости); кроме

того в большинстве населенных пунктов (исключая областные, краевые и

республиканские центры), положение усугубляется отрицательным сальдом

миграции населения;

• снижение доли населения в среднем рабочем возрасте;

• повышение доли пенсионеров.

Все эти факторы определяют в перспективе сокращение численности

населения в трудоспособном возрасте.

1.2. Классификация населения, рекомендуемая МОТ

С середины 1993 г. в нашей статистике осуществлен переход на

рекомендуемую международными конференциями статистиков труда и

Международной организацией труда (МОТ) систему классификации населения, в соответствии с которой оно делится на экономически активное и

экономически неактивное.

Экономически активное население (рабочая сила) – это часть

населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства

товаров и услуг.

Численность этой группы населения включает занятых и безработных.

К занятым в составе экономически активного населения относят лиц

обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лиц моложе 16 лет, которые в

рассматриваемый период:

а) выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного

или неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу;

б) временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных

дней, забастовки или других подобных причин;

в) выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

К безработным относят лиц в возрасте 16 лет и старше, которые в

рассматриваемый период:

а) не имели работы и заработка;

б) зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска

подходящей работы;

в) занимались поиском работы, т. е. обращались в государственную или

коммерческую службы занятости, в администрации предприятий, помещали

объявления в печати или предпринимали попытки организации собственного

дела;

г) были готовы приступить к работе;

д) проходили обучение или переподготовку по направлению службы

занятости.

Для отнесения лица к категории «безработный» необходимо

одновременное наличие у него четырех первых условий.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве

безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить

к ней.

Экономически неактивное население -это та часть населения, которая

не входит в состав рабочей силы. К ней относятся:

а) учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных

учебных заведениях;

б) лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях;

в) лица, получающие пенсии по инвалидности;

г) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми,

больными родственниками;

д) отчаявшиеся найти работу, т. е. прекратившие ее поиск, исчерпав все

возможности, но которые могут и готовы работать;

е) другие лица, не имеющие необходимости и желания работать,

независимо от источника дохода.

Сравнение категорий «трудовые ресурсы» и «экономически активное

население» показывает, что они не совпадают.

Поворот нашей страны от тоталитарного строя и командно-административной экономики к экономике рыночной, к свободному труду и

запрету принудительного, провозглашенных Конституцией Российской

Федерации, делает бессмысленным использование понятия «трудовые ресурсы» в его прежнем содержании. Не могут относиться к трудовым

ресурсам, т.е. к потенциально возможным источникам удовлетворения

потребностей общества в рабочей силе, категории лиц, которых иначе как

принудительно к труду не привлечешь.

Поэтому в условиях рыночных отношений и свободного труда реальное

значение для экономики имеет численность экономически активного населения.

 

Лекция 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: