Тема 5: Исполнительные органы МСУ

1. Способы формирования исполнительных органов МСУ

Функции исполнительной власти. Предметы ведения местного самоуправления

3.  Структура местной администрации. Глава местной администрации

 

 

Важной составной частью МСУ являются исполнительные органы власти, отвечающие за повседневное управление местными делами и реализацию решений представительных органов.

Существуют несколько способов формирования исполнительных органов МСУ:

– они могут избираться советом или населением на местах;

– Назначаются вышестоящими властями;

– Образовываться на смешанной основе.

Исполнительные органы, избираемые советом (представительным органом МО)

Иногда исполнительное звено МСУ формируется из депутатов, избранных в представительный орган. В этом случае мэр МО избирается из числа депутатов самими депутатами. Такая система получила название «слабый мэр – сильный совет». Она зародилась еще в 19 веке. Модель предполагает, что Совет руководит местными делами в основном через профильные комитеты. Главной ее отличительной чертой является не столько способ избрания мэра, сколько ограниченность его административных полномочий. Слабый мэр обычно имеет право наложить вето на какое-то решение совета (которое преодолевается простым большинством голосов членов совета), председательствует в совете. Он может назначать и смещать глав муниципальных департаментов лишь с одобрением совета. Бюджет МО обычно разрабатывается и принимается самим советом. Срок полномочий совета часто превышает срок полномочий мэра, причем число возможных переизбраний одного и того же лица на пост мэра может ограничиваться. Основной недостаток этой системы заключается в том, что в ней фактически отсутствует должностное лицо, несущее персональную ответственность за состояние местных дел. Такая система действует во многих городах США, Великобритании, некоторых германских землях, Австрии, Дании, Чехии, Франции, Испании.

Местные советы могут избирать из своего состава не только должностных лиц, единолично осуществляющих исполнительные функции, но и коллегиальные исполнительные органы. В Италии – это джунта (исполнительный комитет совета), реализующая решения совета, представляющая на его рассмотрение проекты областных планов, программ, бюджетов. В ряде германских земель – это магистрат. Коллегиальные исполнительные органы функционируют также в Бельгии, Голландии, Швеции, Дании.

Довольно своеобразный исполнительный орган образуется муниципальным советом канадской провинции Онтарио – контрольный совет. Обычно он состоит из мэра и нескольких (чаще 4) контролеров. Контрольный совет на коллегиальной основе руководит текущей деятельностью всего муниципального аппарата, назначает глав департаментов МО, представляют совету проект бюджета. Члены контрольного совета, как правило, возглавляют отдельные комитеты муниципального совета. Весомая роль этого органа в местном управлении обеспечивается тем, что муниципальный совет может отменить решения контрольного совета лишь большинством в 2/3 голосов.

 Исполнительные органы, избираемые населением

В некоторых странах градоначальник (мэр, бургомистр..) избирается самим населением. Это определяет его сильные позиции в системе МСУ и порой создает серьезные проблемы во взаимоотношениях с депутатами. Эта система называется «сильный мэр – слабый совет». При данной системе муниципальный совет состоит примерно из 5-9 человек. Напрямую избираемый гражданами мэр имеет право не согласиться с каким-либо решением представительного органа, т.е. наложить вето, которое обычно может быть преодолено лишь квалифицированным большинством депутатов (2/3). Мэр готовит рекомендации о первоочередных законах и постановлениях совета, отвечает за составление и исполнение бюджета, единолично назначает муниципальных чиновников. Самостоятельно решает многие текущие вопросы управления.

           Как показывает практика, эта модель подходит в основном условиям большого города, где население неоднородно, а сложность управления требует концентрации властных полномочий и ответственности в одних руках. Сильный лидер здесь призван обеспечивать согласие между отдельными слоями населения, служить своеобразным арбитром в противоборстве различных групп интересов. Недостатком системы является существующая возможность конфликта между мэром и советом. Что может дестабилизировать механизм муниципального управления.

           Такая система действует во многих городах США (мэры не могут неоднократно выставлять свои кандидатуры), Канады (могут переизбираться много раз, срок полномочий 1-2 года). В Японии населением избираются главы исполнительной власти всех административно-территориальных единиц (главные исполнители). Они могут взять на себя некоторые функции совета или даже его распустить, являются представителями центрального правительства.

           Гораздо реже населением избирается коллегиальный исполнительный орган. В Португалии граждане, проживающие на соответствующей территории, избирают членов муниципальной палаты (исполнительный орган МСУ). В ее составе от 5 до 11 человек, в Лиссабоне 17. Председателем палаты становится лицо, возглавляющее список кандидатов победившей на выборах политической партии.

               

Назначаемые исполнительные органы

В некоторых странах органы исполнительной власти назначаются сверху. Такая практика характерна для демократических стран Востока и др. государств. Так, в Бельгии, Голландии и Люксембурге мэр (бургомистр) назначается главой государства по предложению соответствующего муниципального совета. Такой способ формирования исполнительного органа здесь призван подчеркнуть значимость мэра не только как главы местной администрации, но и как представителя центрального правительства, играющего немаловажную роль в осуществлении контроля над местными органами власти.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: