Комбинированный способ

При формировании исполнительных органов МСУ можно сочетать назначение и избрание. Одним из таких способов стала используемая в США система «совет – управляющий». При такой системе мэр, избираемый чаще всего местным советом (иногда населением) председательствует в небольшом по численности совете и выполняет, в основном, представительские и церемониальные функции. Каких-либо значимых административных полномочий и прав вето у него нет. Для повседневного руководства совет нанимает профессионального управляющего, отвечающего за практическую реализацию принимаемых депутатами решений. Управляющий, как правило, наделен полномочиями, которыми в других городах обладает сильный мэр (назначение чиновников, бюджет…). Основным достоинством системы является ее эффективность, т.к. исполнительные функции осуществляются профессионалом, хорошо разбирающимся в местных вопросах. Однако если нет профессиональных управленцев, система работает неэффективно, что может сказаться на всех областях жизни самоуправляющейся общины. Существенным недостатком этой системы является то, что назначенный советом управляющий не подотчетен населению.

Кроме США институт муниципальных управляющих действует также в Канаде, Германии, Ирландии, Норвегии, Швеции, Финляндии.

 

«Комиссионная система» МСУ. Имеется совет комиссионеров, избираемый населением в составе 3-7 человек. Он одновременно играет роль и представительного и исполнительного органа. Каждый комиссионер руководит одним или несколькими направлениями муниципальной деятельности. В данной модели нет специального должностного лица, выполняющего функции глава городской администрации. Мэр лишь представительствует и председательствует на заседаниях совета.

Основным недостатком этой системы является бесконтрольность и круговая порука среди комиссионеров. Отсутствие полновесного главы исполнительного органа власти лишало муниципалитет единого политического и административного руководства, затрудняло координацию деятельности различных департаментов. В настоящее время система действует в 5% городов США.

 

 2. Функции исполнительной власти. Предметы ведения местного самоуправления

     Предметы ведения применительно к органам власти – это тот круг вопросов, решение которых закреплено за данным уровнем вла­сти, находится под его управлением. Этот уровень осуществляет по закрепленным за ним предметам ведения соответствующие виды дея­тельности – функции.

Разграничение предметов ведения и соответствующих функций между структурами разного уровня может определяться законодатель­ством, решениями верхнего уровня по отношению к нижнему уровню, либо совместным решением органов власти разных уровней.

Полномочия – это права, которыми наделен каждый уровень вла­сти и управления для выполнения возложенных на него функций. Но одновременно это и обязанность выполнять данные функции. Таким образом, полномочия – это права, совмещенные с обязанностями. Под компетенцией понимается сочетание предметов ведения и полномочий.

 

Предметы ведения МО – сферы общественной жизни, в которых действуют органы МСУ и в которых они юридически компетентны.

Для характеристики предметов ведения МСУ в российском законодательстве используется термин «вопросы местного значения». К ним относятся вопросы, которые 1) могут самостоятельно решаться населением или органами МСУ и не требуют вмешательства органов госвласти; 2) последствия решения которых не выходят за пределы территории данного МО.

Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Такие вопросы составляют собственную компетенцию местного самоуправления

Права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципального образования

Право решать 2 группы вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения:

1) государственные полномочия – в случае, если такое право предусмотрено федеральными законами, а представительный орган муниципального образования признал здесь необходимым участие муниципалитета и принял соответствующее решение;

2) вопросы, не отнесенные к компетенции каких-либо органов местного самоуправления или государственной власти – они могут решаться органами местного самоуправления без специального разрешения, если только на то нет специального запрета (в федеральном законе или законе субъекта РФ).

Во всем мире основными предметами ведения являются благоустройство территории, ее социально-экономическое развитие и организация предоставления услуг населению на местном уровне.

В Европейской Хартии провозглашены следующие принципы установления компетенции органов МСУ:

- Основные полномочия органов МСУ устанавливаются Конституцией или законом

- Органы МСУ в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти

- Предоставляемые полномочия органам МСУ должны быть, как правило, полными и исключительными

- При делегировании полномочий органов госвласти органы МСУ должны обладать свободой приспосабливать их осуществление к местным условиям.

В соответствии со 131 федеральным законом ВМЗ можно разделить на 3 группы:

1. Функции, связанные с использованием властных полномочий. Едины для всех типов муниципальных образований: осуществление бюджетного процесса, установление, изменение местных налогов, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.

2. Функции, обеспечиваемые органами местного самоуправления. Формулировка вопроса местного значения начинается со слов «обеспечение», «формирование», «содержание», «осуществление мероприятий». Услуга должна быть предоставлена органами МСУ (муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными организациями и учреждениями) и оплачена за счет средств местного бюджета.

3. Функции, выполнение которых органы МСУ должны организовать.

Формулировка вопроса местного значения начинается со слов «организация», «создание и обеспечение условий». Услуга может предоставляться любой коммерческой или некоммерческой организацией и должна оплачиваться в основном за счет потребителей данных услуг. Роль местной администрации заключается в контроле за процессом оказания данной услуги.

 

В федеральном законе 131-ФЗ предметы ведения и полномочия органов МСУ установлены согласно следующим положениям:

1. ВМЗ, являющиеся предметами ведения МСУ, разделены по типам МО. Общими для всех типов являются вопросы, касающиеся бюджетов, налогов, и управления муниципальным имуществом.

2. К ведению поселений отнесен круг вопросов, связанных с повседневным жизнеобеспечением населения: строительство и содержание муниципального жилищного фонда, водо-, тепло-, газоснабжение населения, водоотведение, организация досуга населения и т.д.

3. с 2015 года вопросы местного значения поселений отдельно выделены для городских и сельских поселений, хотя большинство ВМЗ реализуются во всех поселениях. Кроме того, Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных вопросов местного значения городских поселений.

3. Многие ВМЗ отнесены к предметам ведения и поселения и муниципального района. Разграничение произведено по принципу: в границах поселения за их решение отвечает поселение, а за межпоселенческие вопросы – муниципальный район

4. На уровень муниципального района вынесены вопросы, решение которых требует наличие развитой инфраструктуры и крупных затрат на ее поддержание: охрана общественного порядка, школьное и дошкольное образование, экологический контроль и т.д.

5. Учитывая разные возможности поселений, закон устанавливает, что органы МСУ поселения и района вправе заключать между собой соглашения о передаче друг другу части своих полномочий

6. Городские округа выполняют ВМЗ поселений и муниципальных районов

7. Перечень ВМЗ для всех типов МО может быть изменен только посредством внесения изменений и дополнений в закон.

Закон Саратовской области от 30.09.2014 N 108-ЗСО О вопросах «местного значения сельских поселений Саратовской области» установил, что сельские поселения области будут решать не весь перечень ВМЗ из статьи 14 закона, а только в дополнение к обязательным:

1) организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

2) 3) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;

4) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;

5) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

6) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

7) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

8) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции.

 

           В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы МСУ муниципальных районов и городских округов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: