Нейролингвистическое программирование

Нейролингвистическое программирование возник­ло в начале 1970-х гг. в американском городе Санта- Круз, штат Калифорния. Его основателями явились Ри­чард Бэндлер и Джона Гриндер. Их совместная работа и интерес к гештальт-терапии послужили основой, на ко­торой выросло явление психологии, названное НЛП. Сре­ди современных разработчиков НЛП следует особо отме­тить Роберта Дилтса.

 

НЛП построено на двух фундамен­тальных принципах (Дилтс Р., 1998):

1. Карта не есть территория .

Люди никогда не могут постичь всей полноты действительности. То, что мы познаем, лишь наше восприятие этой действитель­ности. Мы создаем представление об окружающем мире и реагируем на него через сенсорные репрезентативные системы. И именно наши «нейролингвистические» кар­ты действительности, а не сама действительность опре­деляют наши поступки и придают им смысл. И, как правило, не сама действительность сдерживает или, наоборот, побуждает нас идти вперед, а наша карта — отражение этой действительности. Поэтому:

1) Люди реагируют на свое собственное восприятие реальности;

2) Каждый человек обладает своей собственной инди­видуальной картой мира. Никакая отдельная кар­та — отражение мира — не является более «под­линной» или «настоящей», чем любая другая;

3) Смысл коммуникации заключается в реакции, ко­торую она вызывает независимо от намерений ком­муникатора;

4) Наиболее «мудрые» и «дружественные» карты — те, которые предоставляют наиболее широкий и богатый выбор возможностей, а не те, что явля­ются наиболее «подлинными» или «точными»;

5) Люди уже обладают (по крайней мере, потенци­ально) всеми ресурсами, необходимыми для эф­фективных действий;

6) Любое поведение — даже самое жестокое, сумас­шедшее и невообразимое, по оценке внешнего на­блюдателя — представляет собой выбор лучшего варианта из имеющихся в данный момент, исхо­дя из возможностей и способностей человека, оп­ределяемых его моделью мира;

7) Изменения происходят при высвобождении или приведении в действие подходящих ресурсов в рамках конкретного контекста, благодаря обога­щению карты мира данного человека.

2. Жизнь и сознание являются системными про­цессами, которые основываются на определенных прин­ципах «самоорганизации» и стараются прийти в состоя­ние оптимального равновесия, или гомеостаз. Следова­тельно:

1) Процессы, происходящие в человеке и при взаимо­действии человека с окружающей средой, явля­ются системными;

2) Невозможно полностью изолировать какую-либо часть системы от всей остальной системы, люди не могут не оказывать влияния друг на друга, че­ловек испытывает на себе результаты воздействия своих поступков на других людей;

3) Системы являются «самоорганизующимися» и стремятся к естественному состоянию уравнове­шенности и стабильности. Нет поражений — есть только обратная связь;

4) Никакая реакция, опыт или поступок не имеют смысла вне своего контекста или вне отклика, который они за собой влекут;

5) Не все взаимодействия в системе происходят на одном и том же уровне: то, что является позитив­ным на одном уровне, может оказаться негатив­ным на другом;

6) Любое поведение (на определенных уровнях) имеет «позитивное намерение»: оно воспринимается или воспринималось как положительное и приемлемое в том контексте, в котором оно сформировалось, и с точки зрения человека, совершившего действие;

7) Окружающая обстановка и контексты меняются: одно и то же действие не всегда будет приводить к одному и тому же результату, поэтому для успеш­ной адаптации и выживания необходима опреде­ленная гибкость, уровень которой пропорциона­лен вариативности остальной части системы (чем сложнее система, тем больше требуется гибкости);

8) Когда действия человека не находят ожидаемого отклика, необходимо варьировать свое поведение до тех пор, пока не достигается желаемое.

Поскольку человек — живая система, получающая информацию о мире и перерабатывающая ее, то успеш­ное взаимодействие со средой зависит от точности ин­формации, которую система получает от среды. Поэтому так важны исследования факторов, влияющих на иска­жение информации — фильтров восприятия. Одним из таких фильтров восприятия является репрезентативная система. Рассмотрим некоторые ключевые понятия НЛП.

1. Репрезентативная система. У каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» — та репрезен­тативная система, которой он доверяет больше, чем дру­гим. Если человек знает, какую репрезентативную сис­тему предпочитает его партнер по общению, он может использовать слова, соответствующие его «любимой» модели восприятия. Люди с визуальной моделью вос­приятия легко понимают одни слова, с аудиальной (слу­ховой) и кинестетической — другие. При правильном выборе и использовании слов, в соответствии с ведущей репрезентативной системой собеседника, человека сочтутприятным собеседником, с которым легко установить контакт и взаимопонимание. Как узнать, какую репре­зентативную систему предпочитает человек?

- Человек с визуальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки, чтобы определить, что происходит в настоящий момент. Его глаза поднимаются наверх илисмотрят прямо с легкойрасфокусировкойна пятно на расстоянии 60 см от глаз. И если встать именно в это место, то мы будем мешать такому человеку думать, он даже может рассердиться. В речи людей-визуалов преоб­ладают слова визуального смысла: «видеть», «ясно», «кра­сочный», «я вижу, что вы имеете в виду» и т.д. Темп речи у них выше, чем у людей с аудиальной и кинестети­ческой репрезентативными системами. Визуалы чаще об­ращают внимание на краски и формы, замечают расположение предметов, порядок или беспорядок, любят смот­реть на закат солнца. Они легче ориентируются в незна­комом месте.

- Человек с аудиальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему внут­реннему голосу. Часто ведет внутренние диалоги. Ему обычно трудно сделать выбор: внутренний голос постоян­но ведет дискуссию, не зная, чему отдать предпочтение. Его глаза в это время смотрят прямо или влево, двигаясь по средней линии или идут вниз и влево. В речи людей- аудиалов преобладают слова: «я слушаю вас», «давайте обсудим», «тон», «интонация», «крик», «усиливать», «гармонировать» и т.п. Их голоса мелодичны и имеют хороший, четкий ритм. Если у людей, предпочитающих слуховой вариант восприятия, возникают какие-то затруд­нения в жизни, они могут отвлечься, слушая музыку или отправившись на концерт.

- Люди с кинестетической репрезентативной систе­мой ,прежде чем сказать, прислушиваются к своим внут­ренним чувствам, и их глаза при этом непроизвольно смотрят вниз-вправо. В речи кинестетиков преобладают слова: «касаться», «трогать», «поражать», «ощутимый», «болезненный», «тяжко на душе» и так далее. Им свой­ственны выражения: «чувствовать проблему», «сдвигать камень», «развязывать узел». Они имеют глубокий го­лос и делают паузы в речи, давая себе время и возмож­ность почувствовать, что происходит.

- Выделяется еще один тип. Это «рассудочные люди», или «компьютеры», которые реагируют не на свои ощу­щения, а на обозначения, наименования, слова, «ярлы­ки», которыми обозначают все свои ощущения и обра­зы. В поведении «рассудочных» людей обычно мало ка­ких бы то ни было внешних проявлений. Их движения глаз трудно уловить, они предпочитают пользоваться словами: «надо разобраться», «проанализируем», «сис­тематизировать» и т.д.

2. Сенсорное чутьечутье, которое помогает чело­веку видеть, слышать, чувствовать изменения в поведе­нии партнера по общению. Сенсорная острота помогает заметить мельчайшие изменения в поведении собесед­ника: ведь внутренние мысли и эмоции человека прояв­ляются через внешнее поведение (позы тела, покачива­ния, наклоны головы, движения плеч).

Обучаясь сен­сорной остроте, надо освоить три шага:

- Фиксацию изменений в поведении человека;

- Различение паттернов, т.е. повторяющихся момен­тов в поведении человека;

- Калибровку (узнавание состояния человека по его невербальным сигналам).

 

3. Гибкостьспособность изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств, реагировать на поведе­ние партнера. Научиться гибкости — значит обрести способность видеть в поведении партнера особенности его восприятия, мышления и, варьируя свое поведение, до­биться взаимопонимания и достижения своих целей.

Чтобы приобрести гибкость, надо освоить три шага:

- Избавление от старых паттернов поведения (напри­мер, пойти домой другой дорогой);

- Изобретение и использование новых возможностей и новых способов поведения (смотреть на мир «сквозь новые очки»);

- Быстрая последовательность прерывания старых пат­тернов поведения и использования новых выборов.

 

4. Конгруэнтность (от лат. сопдгиепз встретить­ся и прийти к соглашению) — согласованность мыслей, желаний, слов и поступков человека, залог и основа доверия к человеку. В каждом из нас много различных частей: делового человека, начальника, родителя, игро­ка, критика. Если все части личности действуют согласованно, объединяются, направляя свои усилия на дос­тижение результата, то человек конгруэнтен. Если же он говорит одно, делает другое, а желает совсем третьего, то он неконгруэнтен, что становится заметным для окружающих людей.

Добиться конгруэнтности помогает:

- Различение состояний конгруэнтности и неконгруэнтности;

- Знакомство с различными частями своей личнос­ти;

- Определение целей, намерений и желаний каждой части личности;

- Определение приоритетных целей;

- Достижение согласия между различными частями личности относительно приоритетных целей;

- Заключение контракта по принятому соглашению.

 

5. Раппортотношение гармонии, согласованнос­ти, единства и симпатии, важнейший процесс в любом взаимодействии. Специалисты НЛП считают, что без раппорта невозможно добиться желаемого. Как создать раппорт?

Необходимо освоить только шесть шагов:

- Проверка вашего доверия партнеру, его компетент­ности и надежности;

- Проверка доверия партнера к вам (по невербаль­ным проявлениям);

- Установление соответствия тону и темпу голоса партнера;

- Установление соответствия дыханию партнера;

- Установление соответствия ритму движения парт­нера;

- Соответствие позе тела партнера (использовать эту технику надо осторожно, чтобы не оскорбить со­беседника).

6. Ресурсное состояниеоптимальное внутреннее состояние человека, основанное на воспоминаниях о ког­да-то успешно выполненной работе, о приятных состоя­ниях внутренней гармонии, уверенности. Ресурсное со­стояние может быть использовано для эффективного об­щения, достижения намеченных результатов в любой момент в случае необходимости.

Чтобы научиться вхо­дить в ресурсное состояние, необходимо освоить четыре шага:

- Вспомнить об успехе в своем прошлом опыте;

- Найти удобное место и позволить себе пережить то состояние успеха снова;

- В кульминационный момент дотронуться пальца­ми правой руки до запястья

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: