Нейролингвистическое программирование возникло в начале 1970-х гг. в американском городе Санта- Круз, штат Калифорния. Его основателями явились Ричард Бэндлер и Джона Гриндер. Их совместная работа и интерес к гештальт-терапии послужили основой, на которой выросло явление психологии, названное НЛП. Среди современных разработчиков НЛП следует особо отметить Роберта Дилтса.
НЛП построено на двух фундаментальных принципах (Дилтс Р., 1998):
1. Карта не есть территория .
Люди никогда не могут постичь всей полноты действительности. То, что мы познаем, лишь наше восприятие этой действительности. Мы создаем представление об окружающем мире и реагируем на него через сенсорные репрезентативные системы. И именно наши «нейролингвистические» карты действительности, а не сама действительность определяют наши поступки и придают им смысл. И, как правило, не сама действительность сдерживает или, наоборот, побуждает нас идти вперед, а наша карта — отражение этой действительности. Поэтому:
|
|
1) Люди реагируют на свое собственное восприятие реальности;
2) Каждый человек обладает своей собственной индивидуальной картой мира. Никакая отдельная карта — отражение мира — не является более «подлинной» или «настоящей», чем любая другая;
3) Смысл коммуникации заключается в реакции, которую она вызывает независимо от намерений коммуникатора;
4) Наиболее «мудрые» и «дружественные» карты — те, которые предоставляют наиболее широкий и богатый выбор возможностей, а не те, что являются наиболее «подлинными» или «точными»;
5) Люди уже обладают (по крайней мере, потенциально) всеми ресурсами, необходимыми для эффективных действий;
6) Любое поведение — даже самое жестокое, сумасшедшее и невообразимое, по оценке внешнего наблюдателя — представляет собой выбор лучшего варианта из имеющихся в данный момент, исходя из возможностей и способностей человека, определяемых его моделью мира;
7) Изменения происходят при высвобождении или приведении в действие подходящих ресурсов в рамках конкретного контекста, благодаря обогащению карты мира данного человека.
2. Жизнь и сознание являются системными процессами, которые основываются на определенных принципах «самоорганизации» и стараются прийти в состояние оптимального равновесия, или гомеостаз. Следовательно:
1) Процессы, происходящие в человеке и при взаимодействии человека с окружающей средой, являются системными;
2) Невозможно полностью изолировать какую-либо часть системы от всей остальной системы, люди не могут не оказывать влияния друг на друга, человек испытывает на себе результаты воздействия своих поступков на других людей;
|
|
3) Системы являются «самоорганизующимися» и стремятся к естественному состоянию уравновешенности и стабильности. Нет поражений — есть только обратная связь;
4) Никакая реакция, опыт или поступок не имеют смысла вне своего контекста или вне отклика, который они за собой влекут;
5) Не все взаимодействия в системе происходят на одном и том же уровне: то, что является позитивным на одном уровне, может оказаться негативным на другом;
6) Любое поведение (на определенных уровнях) имеет «позитивное намерение»: оно воспринимается или воспринималось как положительное и приемлемое в том контексте, в котором оно сформировалось, и с точки зрения человека, совершившего действие;
7) Окружающая обстановка и контексты меняются: одно и то же действие не всегда будет приводить к одному и тому же результату, поэтому для успешной адаптации и выживания необходима определенная гибкость, уровень которой пропорционален вариативности остальной части системы (чем сложнее система, тем больше требуется гибкости);
8) Когда действия человека не находят ожидаемого отклика, необходимо варьировать свое поведение до тех пор, пока не достигается желаемое.
Поскольку человек — живая система, получающая информацию о мире и перерабатывающая ее, то успешное взаимодействие со средой зависит от точности информации, которую система получает от среды. Поэтому так важны исследования факторов, влияющих на искажение информации — фильтров восприятия. Одним из таких фильтров восприятия является репрезентативная система. Рассмотрим некоторые ключевые понятия НЛП.
1. Репрезентативная система. У каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» — та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Если человек знает, какую репрезентативную систему предпочитает его партнер по общению, он может использовать слова, соответствующие его «любимой» модели восприятия. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, с аудиальной (слуховой) и кинестетической — другие. При правильном выборе и использовании слов, в соответствии с ведущей репрезентативной системой собеседника, человека сочтутприятным собеседником, с которым легко установить контакт и взаимопонимание. Как узнать, какую репрезентативную систему предпочитает человек?
- Человек с визуальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки, чтобы определить, что происходит в настоящий момент. Его глаза поднимаются наверх илисмотрят прямо с легкойрасфокусировкойна пятно на расстоянии 60 см от глаз. И если встать именно в это место, то мы будем мешать такому человеку думать, он даже может рассердиться. В речи людей-визуалов преобладают слова визуального смысла: «видеть», «ясно», «красочный», «я вижу, что вы имеете в виду» и т.д. Темп речи у них выше, чем у людей с аудиальной и кинестетической репрезентативными системами. Визуалы чаще обращают внимание на краски и формы, замечают расположение предметов, порядок или беспорядок, любят смотреть на закат солнца. Они легче ориентируются в незнакомом месте.
- Человек с аудиальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему внутреннему голосу. Часто ведет внутренние диалоги. Ему обычно трудно сделать выбор: внутренний голос постоянно ведет дискуссию, не зная, чему отдать предпочтение. Его глаза в это время смотрят прямо или влево, двигаясь по средней линии или идут вниз и влево. В речи людей- аудиалов преобладают слова: «я слушаю вас», «давайте обсудим», «тон», «интонация», «крик», «усиливать», «гармонировать» и т.п. Их голоса мелодичны и имеют хороший, четкий ритм. Если у людей, предпочитающих слуховой вариант восприятия, возникают какие-то затруднения в жизни, они могут отвлечься, слушая музыку или отправившись на концерт.
|
|
- Люди с кинестетической репрезентативной системой ,прежде чем сказать, прислушиваются к своим внутренним чувствам, и их глаза при этом непроизвольно смотрят вниз-вправо. В речи кинестетиков преобладают слова: «касаться», «трогать», «поражать», «ощутимый», «болезненный», «тяжко на душе» и так далее. Им свойственны выражения: «чувствовать проблему», «сдвигать камень», «развязывать узел». Они имеют глубокий голос и делают паузы в речи, давая себе время и возможность почувствовать, что происходит.
- Выделяется еще один тип. Это «рассудочные люди», или «компьютеры», которые реагируют не на свои ощущения, а на обозначения, наименования, слова, «ярлыки», которыми обозначают все свои ощущения и образы. В поведении «рассудочных» людей обычно мало каких бы то ни было внешних проявлений. Их движения глаз трудно уловить, они предпочитают пользоваться словами: «надо разобраться», «проанализируем», «систематизировать» и т.д.
2. Сенсорное чутье — чутье, которое помогает человеку видеть, слышать, чувствовать изменения в поведении партнера по общению. Сенсорная острота помогает заметить мельчайшие изменения в поведении собеседника: ведь внутренние мысли и эмоции человека проявляются через внешнее поведение (позы тела, покачивания, наклоны головы, движения плеч).
Обучаясь сенсорной остроте, надо освоить три шага:
- Фиксацию изменений в поведении человека;
- Различение паттернов, т.е. повторяющихся моментов в поведении человека;
- Калибровку (узнавание состояния человека по его невербальным сигналам).
3. Гибкость — способность изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств, реагировать на поведение партнера. Научиться гибкости — значит обрести способность видеть в поведении партнера особенности его восприятия, мышления и, варьируя свое поведение, добиться взаимопонимания и достижения своих целей.
|
|
Чтобы приобрести гибкость, надо освоить три шага:
- Избавление от старых паттернов поведения (например, пойти домой другой дорогой);
- Изобретение и использование новых возможностей и новых способов поведения (смотреть на мир «сквозь новые очки»);
- Быстрая последовательность прерывания старых паттернов поведения и использования новых выборов.
4. Конгруэнтность (от лат. сопдгиепз — встретиться и прийти к соглашению) — согласованность мыслей, желаний, слов и поступков человека, залог и основа доверия к человеку. В каждом из нас много различных частей: делового человека, начальника, родителя, игрока, критика. Если все части личности действуют согласованно, объединяются, направляя свои усилия на достижение результата, то человек конгруэнтен. Если же он говорит одно, делает другое, а желает совсем третьего, то он неконгруэнтен, что становится заметным для окружающих людей.
Добиться конгруэнтности помогает:
- Различение состояний конгруэнтности и неконгруэнтности;
- Знакомство с различными частями своей личности;
- Определение целей, намерений и желаний каждой части личности;
- Определение приоритетных целей;
- Достижение согласия между различными частями личности относительно приоритетных целей;
- Заключение контракта по принятому соглашению.
5. Раппорт — отношение гармонии, согласованности, единства и симпатии, важнейший процесс в любом взаимодействии. Специалисты НЛП считают, что без раппорта невозможно добиться желаемого. Как создать раппорт?
Необходимо освоить только шесть шагов:
- Проверка вашего доверия партнеру, его компетентности и надежности;
- Проверка доверия партнера к вам (по невербальным проявлениям);
- Установление соответствия тону и темпу голоса партнера;
- Установление соответствия дыханию партнера;
- Установление соответствия ритму движения партнера;
- Соответствие позе тела партнера (использовать эту технику надо осторожно, чтобы не оскорбить собеседника).
6. Ресурсное состояние — оптимальное внутреннее состояние человека, основанное на воспоминаниях о когда-то успешно выполненной работе, о приятных состояниях внутренней гармонии, уверенности. Ресурсное состояние может быть использовано для эффективного общения, достижения намеченных результатов в любой момент в случае необходимости.
Чтобы научиться входить в ресурсное состояние, необходимо освоить четыре шага:
- Вспомнить об успехе в своем прошлом опыте;
- Найти удобное место и позволить себе пережить то состояние успеха снова;
- В кульминационный момент дотронуться пальцами правой руки до запястья