Глава 2. Виды права собственности 13 страница

--------------------------------

<1> Об особенностях государственных и муниципальных органов как юридических лиц см. подробнее: Андреев Ю.Н. Участие государства в гражданско-правовых отношениях. СПб., 2005; Он же. Гражданско-правовая ответственность по деликтным обязательствам. СПб., 2006; Головизнин А. Указ. соч. С. 62, 63.

 

О.Е. Кутафин верно, на наш взгляд, подчеркивает, что "органы государственной власти могут участвовать в гражданских правоотношениях не только от имени соответствующего публично-правового образования, но и самостоятельно, в роли финансируемых собственником государственных учреждений - юридических лиц с ограниченным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество под субсидиарную ответственность создавшего их публично-правового образования" <1>.

--------------------------------

<1> Кутафин О.Е. Избранные труды: В 7 т. М., 2011. Т. 6: Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица. С. 133.

 

Наделение государственных и муниципальных органов, включая органы исполнительной власти, признаками юридического лица позволяет рассчитывать на гражданско-правовую защиту участников имущественных правоотношений независимо от публичности его статуса. Между властными полномочиями государственного органа и его гражданской правосубъектностью существует постоянная диалектическая взаимосвязь, взаимообусловленность: чтобы выполнять поставленные перед ним задачи и защитить свои имущественные интересы, государственный или муниципальный орган стремится приобрести гражданско-правовой статус.

Позиция Э.В. Талапиной, приведенная выше, ведет к недопустимому отделению друг от друга гражданской правоспособности и дееспособности публично-правовых образований. Государство (Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования) - это идеальная совокупность множества государственных и иных органов, большинство которых обладают статусом юридических лиц, призванных реализовывать единую цивилистическую право- и дееспособность, осуществлять публично-правовые функции государства в сфере имущественных отношений.

Еще в советский период М.И. Брагинский отмечал, что государственные образования осуществляют гражданско-правовую деятельность (складывающуюся из определенных действий, направленных на возникновение, изменение и прекращение гражданских правоотношений, реализацию гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей) через сеть своих организаций, которыми могут выступать организации, обладающие и не обладающие правами юридического лица. Органы публичных образований являются самостоятельными участниками гражданско-правовых отношений и имеют статус юридического лица <1>.

--------------------------------

<1> См.: Брагинский М.И. Участие Советского государства в гражданских правоотношениях. М., 1981. С. 21, 46, 64, 145, 173.

 

А.В. Венедиктов писал: "Когда буржуазные кодексы устанавливают те или иные положения о юридических лицах публичного права, они подходят к ним как к участникам гражданского оборота, т.е. как к носителям гражданской правоспособности, иными словами, как к юридическим лицам именно гражданского права" <1>.

--------------------------------

<1> Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. С. 646.

 

В настоящее же время, отмечает А.А. Иванов, практически все государственные органы, участвующие в гражданском обороте от имени государства, признаны юридическими лицами, и главное здесь не формальный критерий наличия или отсутствия прав юридического лица, а направленность действий государственного органа, которые должны быть совершены от имени государства в пределах компетенции такого органа <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. 1. С. 185.

 

На наш взгляд, критически следует отнестись и к утверждению В.Г. Голубцова о том, что гражданско-правовая природа государственных органов, действующих в рамках ст. 125 ГК РФ, аналогична природе органа юридического лица и не предполагает самостоятельной правосубъектности. Невозможно рассматривать юридическое лицо как орган другого юридического лица (публичного образования). Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования не признаны позитивным законодательством юридическими лицами, а признание государственных органов, действующих в качестве юридических лиц (учреждений), органами этих публично-правовых образований как публичных юридических лиц заметно осложнило бы правовую ситуацию, связанную с применением ст. ст. 124 и 125 ГК РФ. Юридические лица - государственные и муниципальные органы, действующие от имени публично-правовых образований в рамках ст. 125 ГК РФ, не могут не обладать самостоятельной гражданской правосубъектностью. Они потому наделяются правами юридического лица, что такое правонаделение дает им юридическую возможность участвовать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, обладать определенным имуществом, осуществлять гражданские права и нести гражданско-правовую ответственность в установленном законом порядке.

Непонятно и суждение ученого о том, что "государственные органы при участии в имущественном обороте в целях удовлетворения их собственных экономических потребностей могут иметь статус юридического лица (публичного учреждения)". Представляется, что статус юридического лица необходим государственным и муниципальным органам не только в целях их обеспечения определенными материальными ресурсами (мебелью, оргтехникой, транспортом и т.п.), но и для усиления защиты имущественных прав обычных субъектов гражданского права (физических и юридических лиц).

Анализ действия современного законодательства показывает, что большая часть государственных и муниципальных органов, действующих от имени государственных и муниципальных образований в имущественных отношениях, регулируемых нормами гражданского права, являются юридическими лицами - некоммерческими организациями в виде бюджетных и автономных учреждений <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329; Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 450.

 

Так, согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организации данного вида положений закона и в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст. 41).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: