теля всего народа, а не избирателей определенного избирательного округа. Тем самым создается возможность выработки в представительном и законодательном органе позиции большинства депутатов, формирования и выражения воли народа в целом.
В ч. 2 ст. 97 зафиксировано, что одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Установлена также несовместимость мандата депутата Государственной Думы с депутатским мандатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Данное ограничение является вполне демократическим и разумным, оно позволяет депутату независимо от влияний, связанных с его возможным вхождением в какие-либо иные властные представительные структуры, свободно и беспристрастно (с учетом партийной принадлежности, конечно) осуществлять деятельность, вытекающую из характера его статуса и соответствующую ему.
С приведенными положениями тесно связаны нормы, содержащиеся в ч. 3 ст. 97. Они требуют более детального раскрытия. Прежде всего, первая фраза данной части: "Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе". В современной России принцип профессионализма все больше утверждается во всех сферах государственной деятельности и на всех участках государственной службы. Включение этого принципа в данную статью Конституции делает его одним из основополагающих начал организации и деятельности государственных органов в целом. Это уже не просто конкретное выражение парламентаризма в том смысле, что работа депутатов в Думе является единственным видом их трудовой деятельности (что тоже не совсем так) и осуществляется профессионально и за денежное вознаграждение. Следует также учитывать, что значительная часть депутатов, помимо своей депутатской работы, активно реализует право заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, которая оплачивается и имеет ярко выраженный профессиональный характер.
Представляется верной правовая норма, запрещающая депутатам Государственной Думы находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Подобное ограничение понятно и объяснимо, поскольку направлено на недопущение зависимости депутатов от каких-либо государственных органов, предпринимательских организаций и частных интересов и лиц.
Запрет на совмещение должностей позволяет депутату сконцентрироваться на своей депутатской работе в парламенте и в избирательном округе, и, помимо этого, способствует реализации принципа разделения властей, суть которого состоит в запрете на совмещение
Раздел VI. Конституционная система власти в РФ
функций законодательной и исполнительной власти одними и теми же органами и лицами.
Правда, в ч. 9 раздела второго Конституции сделано исключение из правила о запрете на совмещение должностей. Предусмотрено, что "депутат Государственной Думы первого созыва может одновременно являться членом Правительства Российской Федерации". В целом такое исключение не вполне "вписывается" в демократическую доктрину разделения властей, на которой базируется государственная власть в Российской Федерации. Появление этой нормы объясняется современной политической ситуацией в России, необходимостью обеспечить взаимодействие законодательной и исполнительной властей. Видимо, она имеет временный, а не общеконцептуальный характер.
В развитие положений Конституции 8 мая 1994 г. был принят Федеральный закон о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания российской Федерации. Это единый закон, регулирующий статус депутатов каждой из палат российского парламента
Рассмотрим вопрос о депутатской неприкосновенности (иммунитете). В науке конституционного права является аксиоматичным положение о том, что депутатский иммунитет – характерная черта статуса парламентариев, гарантия их деятельности и независимости парламента в целом. Сущность депутатской неприкосновенности многогранна, имеет различные проявления и формы. Ее нельзя, например, сводить к освобождению депутатов от уголовного преследования в течение срока их полномочий. Неприкосновенность депутата – более широкое и объемное понятие. В соответствии с ч. 1 ст. 98 неприкосновенность депутатов начинается со времени официального признания в качестве депутатов и заканчивается с завершением срока их избрания (пребывания в Федеральном Собрании).
Депутатская неприкосновенность - это правовой защитный механизм, установленный Конституцией и другими законами, позволяющий оградить народного избранника (представителя) от посягательств государственных органов и частных лиц на его депутатские интересы и права, от попыток помешать парламентариям, эффективно работать. Депутаты не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. Уголовно-процессуальное законодательство (ст. 143 УПК) понимает привлечение к уголовной ответственности как вынесение следователем постановления о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого. Депутатская неприкосновенность не является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела и производства определенных следственных действий.






