Глава 23. Федеральное Собрание 369

Теперь о самом содержании и статусе понятия "депутатская неприкосновенность". По смыслу ч. 1 ст. 98 Конституции РФ, данное понятие исключает такие уголовно-процессуальные меры, как задержание, арест, личный обыск, а также такую меру, как личный досмотр. Такие меры, как задержание, арест и личный обыск, не могут быть применены к депутату без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления. Что касается личного досмотра, то эта мера может быть применена к депутатам в исключительных случаях, предусмотренных федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Согласно законодательству, личный досмотр имеют право производить должностные лица органов внутренних дел, Федеральной службы контрразведки, таможенной службы РФ.

Депутатская неприкосновенность распространяется и на жилище депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, их служебные помещения, личные и служебные транспортные средства, а также переписку, используемые средства связи и принадлежащие им документы.

Для привлечения члена парламента к уголовной ответственности либо применения к нему мер, упомянутых ч. 1 ст. 98, требуется лишение его неприкосновенности. Согласно ч. 2 ст. 98, этот вопрос решается соответствующей палатой Федерального Собрания по представлению Генерального прокурора РФ. В ходе рассмотрения палатой представления Генерального прокурора от него могут быть истребованы дополнительные материалы, а депутат, в отношении которого внесено представление, вправе участвовать в рассмотрении этого вопроса.

§ 3. Конституционно-правовые основы организации деятельности Федерального Собрания. Согласно Конституции, Федеральное Собрание является постоянно действующим органом, поэтому первостепенное значение приобретает правильная и четкая организация деятельности в парламенте в целом и каждой из палат в отдельности.

Вопросы организации деятельности Федерального Собрания и каждой из его палат рассматриваются в самой Конституции и детально конкретизируются в Регламентах палат Федерального Собрания.

В ч. 2 ст. 99 предусмотрено, что Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

Согласно своему Регламенту Государственная Дума проводит



Раздел VI. Конституционная система власти в РФ

две сессии в год: весеннюю (с 12 января по 20 июля) и осеннюю (с 1 октября по 25 декабря). В период парламентских каникул могут быть созваны внеочередные заседания Государственной Думы, которые назначаются Советом палаты по требованию Президента РФ, а также по требованию фракции или группы депутатов, поддержанному не менее чем 1/5 от числа депутатов палаты, принявших участие в голосовании.

Совет Федерации проводит свои заседания в период с 15 сентября по 15 июля не реже одного раза в любые три следующие друг за другом недели. Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента РФ, Председателя Совета Федерации, федерального Правительства, субъекта РФ в лице его законодательного (представительного) органа государственной власти, комитетов Совета Федерации либо по требованию, поддержанному не менее 1/5 общего числа членов Совета Федерации.

Совет Федерации и Государственная Дума, хотя и составляют единое целое – парламент России, – однако вследствие разных полномочий, предметов ведения проводят раздельные заседания и принимают самостоятельные решения. Вопросы процедуры заседаний устанавливаются в Регламенте палат. Прежде всего, важнейшим в этом плане является вопрос о кворуме, т.е. о количестве присутствующих депутатов, обеспечивающем законность заседаний палат, правомочном осуществлять свою деятельность' открывать заседания, утверждать повестку дня, обсуждать законопроекты и т.д.

Заседания Государственной Думы являются правомочными, если на них присутствует большинство от общего числа депутатов, избранных в палату. Случаи, когда для принятия решений требуется квалифицированное большинство, особо оговариваются в Конституции РФ (ч. 5 ст. 105) и в Регламенте палаты.

Согласно Регламенту Совета Федерации первого созыва, заседания этой палаты считаются правомочными, если на них присутствуют не менее двух третьей от числа избранных депутатов палаты.

Заседания Совета Федерации и Государственной Думы, согласно ч. 2 ст. 100 Конституции, являются открытыми. В случаях, предусмотренных Регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

Открытые заседания палат – проявление принципа гласности в деятельности представительного и законодательного органа России Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы предусматривают приглашение на заседания палат представителей государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, независимых экспертов, а также представителей средств массовой информации.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: