результатам всенародного голосования. Согласно Указу Президента РФ "О проекте Конституции Российской Федерации, представляемом на всенародное голосование", от 6 ноября 1993 г. официальное опубликование Конституции РФ было возложено на Центральную избирательную комиссию РФ. ЦИК должна была передать текст Конституции одновременно с сообщением итогов всенародного голосования для опубликования в "Российской газете" и "Российских вестях".
Официальное опубликование Конституции РФ, принятой всенародным голосованием, состоялось 25 декабря 1993 г., и с этой даты Конституция Российской Федерации вступила в силу. Одновременно были опубликованы официальные результаты всенародного голосования по проекту Конституции РФ.
Во-вторых, важна конституционная норма об определении дня принятия Конституции Российской Федерации. Вследствие несовпадения даты всенародного голосования и даты вступления в силу Конституции во втором абзаце ч. 1 раздела второго было оговорено: день всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации.
Отдельным (третьим) абзацем ч. 1 данного раздела выделена конституционная норма об одновременном прекращении действия Конституции (Основного закона) Российской Федерации – России, принятой 12 апреля 1978 г., с последующими изменениями и дополнениями. Таким образом, было и юридически прекращено действие не соответствующей новым условиям устаревшей (несмотря на многочисленные поправки и дополнения) Конституции 1978 г., ставшей серьезным правовым тормозом на пути глубоких политических и социально–экономических преобразований в России.
Значимость и чрезвычайную правовую насыщенность ч. 1, как, впрочем, и всех других частей раздела второго, подчеркивает, в частности, абзац четвертый Его значение для укрепления и совершенствования федеративных основ российского государства, устранения неясностей и установления основ нормальных правовых связей в отношениях между РФ и субъектами РФ велико и очень актуально. Одновременно подчеркивается приоритет, высшая юридическая сила, непререкаемость Конституции РФ.
Нельзя считать, что норма абзаца третьего ч. 1 (раздела второго) о прекращении действия Конституции (Основного закона) Российской Федерации со дня вступления в силу новой Конституции не распространяется на весь ее текст, а Федеративный договор в качестве приложения имеет особый правовой режим.
Постановление Съезда народных депутатов от 10 апреля 1992 г.
502 Раздел VIII. Заключительные и переходные положения Конституции РФ
предусматривает включение содержания Федеративного договора как составной части в Конституцию Российской Федерации (ч. 2).
Федеративный договор – это составная часть Конституции 1978 г. или только приложение к ней? Упомянутое постановление дает однозначный ответ на этот вопрос– это составная часть Конституции 1978 г.
Федеративный договор представляет собой совокупность трех договоров и является единым правовым документом. В качестве такого он включен в содержание четвертого абзаца ч. 1 второго раздела Конституции 1993 г. И принципиально важной является правовая норма, содержащаяся в данном абзаце в случае несоответствия положениям Конституции положений федеративного договора – Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, а также других договоров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской федерации – действуют положения Конституции Российской Федерации.
Помимо собственно Федеративного договора в данный абзац включены еще два вида договоров; 1) другие договоры между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, 2) договоры между органами государственной власти субъектов РФ. Включение названных видов договоров не противоречит Конституции 1993 г., расширяет диапазон договорных отношений в российском федеративном государстве.
Рассмотрим ч. 2 раздела второго Конституции РФ В условиях коренного обновления государства и формирования новой его правовой системы чрезвычайно актуальны (а с учетом специфики переходного периода – просто объективно необходимы) правовые предписания в названной части, которая гласит: "... Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации"
Раздел VIII. Заключительные и переходные положения Конституции РФ 503
Данная конституционная норма имеет принципиальный характер, хотя по-разному комментируется специалистами. Необходимо в связи с этим выделить следующие моменты.
С учетом глубоких преобразований, заложенных в новой Конституции, казалось бы, наиболее оптимальными могли быть отмена, упразднение предшествовавших законов и иных правовых норм с тем, чтобы на основе и в соответствии с Конституцией 1993 г. сформировать новую правовую систему. Однако это сложный и длительный процесс. Поэтому замена "прежнего права", в какой-то части явно устаревшего, осуществляется постепенно, в целом достаточно мягко и гибко, дифференцированно согласно установленному в названной части правовому принципу: применение действовавших до Конституции 1993 г. законов и иных правовых актов допускается только в той части, которая не противоречит Конституции РФ
Весьма существенным является вопрос о механизме право применения с учетом названной конституционной нормы.
Для обеспечения единообразия применения законодательства в новых условиях Президент РФ издал 24 декабря 1993 г. Указ о мерах по приведению законодательства Российской федерации в соответствие с Конституцией Российской федерации. В соответствии с этим Указом были признаны недействующими и не подлежащими применению органами государственной власти и местного самоуправления и их должностными лицами 40 нормативных правовых актов и их отдельных положений.
Что касается характера механизма право применения в условиях действия новой Конституции России, то в обычных условиях вопрос о конституционности закона, иного правового акта находится в компетенции Конституционного Суда РФ. Однако, как видно из ч. 2, для законов и других правовых актов, действовавших на момент вступления Конституции РФ в силу, установлен иной режим Вопрос о возможности применения акта, те о его конституционности решается самим применителем. Только в спорных случаях к решению этого вопроса может быть привлечен Конституционный Суд.
В ч. 3 – 9 раздела второго речь идет, по существу, о статусе и функционировании властных структур в переходный период.
Правовые нормы, содержащиеся в этих частях, нацелены на непрерывное функционирование ведущих органов государственной власти – Президента РФ, Правительства РФ, судов в РФ, а также Совета федерации и Государственной Думы.
В ч. 3 установлены серьезные уточнения статуса Президента РФ. Как уже подчеркивалось, по новой Конституции, правовое положение Президента РФ по существу коренным образом видоиз-
504 Раздел VIII. Заключительные и переходные положения Конституции РФ
менялось по сравнению с тем, которое этот важнейший государственный институт имел по Конституции 1978 г. В ч. 3 раздела второго устанавливается "Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией (Основным законом) Российской Федерации – России, со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он избран".
Президент РФ был избран в соответствии с ч. 2 ст. 1212 Конституции 1978 г. 12 июня 1991 г. сроком на пять лет. Значит, Президент РФ находится в этой должности вплоть до 12 июня 1996 г. В ст. 92 относительно полномочий Президента РФ сказано, что он: "... прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации". Поскольку такой момент – принесение присяги – может задержаться на некоторый срок, постольку в этот период ранее избранный Президент продолжает исполнять свои полномочия.
Наиболее существенным моментом ч. 3 является, конечно, правовая норма об осуществлении Президентом, избранным в соответствии с Конституцией 1978 г., со дня вступления в силу Конституции 1993 г. установленных ею полномочий до истечения срока, на который избран Президент РФ. Как отмечалось, с изменением конституционно–правового статуса Президента кардинально изменились и его полномочия, что в целом нашло юридическое закрепление в Конституции, в Федеральном законе о выборах Президента РФ, других правовых актах. А это значит, что ранее избранный Президент РФ осуществляет установленные Конституцией 1993 г. качественно новые функции и полномочия, обеспечивающие одновременно непрерывность и определенную преемственность деятельности ведущего органа государственной власти Российской Федерации.
Часть 4 раздела второго содержит важные и новые нормы, касающиеся статуса Совета Министров – Правительства Российской Федерации. В этой части необходимо выделить два момента.
Первый момент – наиболее существенный, имеющий принципиальное значение: Совета Министров – Правительство РФ со дня вступления в силу Конституции 1993 г приобретает установленные ею права, обязанности и ответственность, т.е. обретает, по существу, новый правовой статус, поскольку правовое положение Правительства РФ по Конституции 1993 г. кардинально отличается от статуса Совета Министров РФ по Конституции 1978 г.
Второй момент – отмена двойного наименования ведущего федерального органа исполнительной власти. Совет Министров –
Раздел VIII. Заключительные и переходные положения Конституции РФ 505
Правительство Российской Федерации со дня вступления в силу Конституции 1993 г. именуется однозначно – Правительство Российской Федерации, что терминологически более четко отражает характер данного органа и является распространенным наименованием в мире.
В переходных положениях значительное внимание уделено сложному и недостаточно урегулированному в Конституции актуальному вопросу о статусе судебной власти.
В ч. 5 раздела второго установлено следующее. Суды в Российской Федерации осуществляют правосудие в соответствии с их полномочиями, установленными Конституцией 1993 г. Эти полномочия частично определены в гл. 7 "Судебная власть". Кроме того, в ст. 125 Конституции достаточно подробно определены статус и компетенция Конституционного Суда. В связи с изменениями в полномочиях Конституционного Суда, а также в соответствии со ст. 128 был принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде российской Федерации от 24 июня 1994 г. Не осталось без изменений и арбитражное правосудие, хотя уже после вступления в силу новой Конституции действовал Закон об арбитражном суде от 4 июля 1991 г. в части, не противоречащей Конституции РФ. В настоящее время статус арбитражных судов определяется в Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе об арбитражных судах в Российской Федерации от 28 апреля 1995 г. и в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации от 5 мая 1995 г.
Что касается судов общей юрисдикции, то их статус регулируется Конституцией РФ и в части, не противоречащей Конституции, Законом о судоустройстве от 8 июля 1981 г. и Законом о статусе судей от 26 июня 1992 г
В целом же статус судов общей юрисдикции должен быть определен в Федеральном конституционном законе о судебной системе Российской Федерации (ч 3 ст. 118 Конституции РФ), а также Федеральном конституционном законе о Верховном Суде Российской Федерации (ч 3 ст. 128).
Во втором абзаце ч. 5 раздела второго установлено: "После вступления в силу Конституции судьи всех судов Российской Федерации сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном настоящей Конституцией" Здесь сформулированы две самостоятельные правовые нормы.
Во-первых, судьи всех без исключения судов – Конституционного Суда, судов общей юрисдикции, арбитражных судов – со-